Понятие о машинах, оборудовании, механизмах и деталях машин

Категория:
Ремонт промышленного оборудования


Понятие о машинах, оборудовании, механизмах и деталях машин

В промышленности применяются разнообразные машины, состоящие из различных механизмов и сборочных единиц (узлов), которые в свою очередь представляют собой комплексы из крупных и мелких деталей, разнообразных по форме, материалу, а часто и по свойствам.

Машина представляет собой механическое устройство с согласованно работающими частями, осуществляющее определенные целесообразные движения для преобразования энергии, материалов или информации.

В зависимости от характера выполняемой работы машины можно разделить на машины-двигатели, машины-орудия, транспортирующие машины и новый класс — управляющие машины.

Машины-двигатели служат для преобразования тепловой, электрической и всякой другой энергии в механическую работу. К ним относятся паровые машины, гидравлические и газовые турбины, электродвигатели, двигатели внутреннего сгорания и др.

Машины-генераторы, преобразующие механическую энергию в другой вид энергии. К ним относятся компрессоры, динамомашины и др.

Машины-орудия — это машины, использующие механическую работу машин-двигателей для выполнения технологических операций, т. е операций обработки и переработки различных материалов, изготовления всевозможных изделий, частей (деталей) машин и т. д. Машиной-орудием являются, например, автоматические линии, токарный и строгальный станки, ковочный пресс.

Транспортирующие машины, например мостовые краны, автокраны, конвейеры, служат для перемещения различных грузов.

Сочетание машины-двигателя, передаточных механизмов и машины-орудия образует машинный агрегат.

Управляющие машины представляют собой автоматизированные комплексы для управления сложными агрегатами, системами или совокупностью взаимосвязанных объектов, имеющие в своем составе одно или несколько вычислительных устройств или ЭВМ (электронно-вычислительные машины). Применяются для обеспечения наиболее эффективного режима работы управляемого объекта (достижения наибольшей производительности или наивысшего качества, наименьшего расхода сырья и др.).

Все машины состоят из деталей, которые объединены в механизмы и сборочные единицы (узлы).

Деталь представляет собой изделие, изготовленное из единого куска материала без применения сборочных операцией. Деталями являются как простые мелкие изделия, например винт, гайка, шайба, так и крупные, сложной формы — станина, корпус двигателя, вал турбины и др.

Механизмом называют совокупность подвижно соединенных тел (звеньев), совершающих под действием приложенных сил определенные целесообразные движения. Работа механизма связана с изменением угловых скоростей (зубчатая, ременная, цепная и другие передачи} или с преобразованием одного вида механического движения в другой, например вращательного в возвратно-поступательное и наоборот (кривошипно-шатунный, кулачковый и другие механизмы).

Механизм образуется из подвижных звеньев, соединенных между собой кинематическими парами и неподвижным звеном.

Соединение двух звеньев поверхностями, линиями или точками называют кинематическими парами.

Примером механизма может являться кривошипно-шатунный механизм. Этот механизм имеет четыре кинематические пары, соединенные в точках А, В, С и D. Кривошип совершает вращательное движение относительно неподвижной опоры на станине в точке А. За полный оборот кривошипа точки А, В, С и D подвижных звеньев — кривошипа, шатуна и ползуна — описывают соответствующие траектории, причем за каждый последующий оборот кривошипа подвижных звеньев будут перемещаться по тем же траекториям, преобразуя вращательное движение кривошипа в возвратно-поступательное движение ползуна. Когда ведущим звеном служит поршень, механизм преобразует его возвратно-поступательное движение во вращательное движение кривошипа.

Рис. 1. Схема кривошипно-шатунного механизма

В моменты, когда ползун достигает крайнего левого или крайнего правого положения, шатун и кривошип располагаются на одной прямой (угол 0° или 180°) Из этих положений, или мертвых точек, кривошип при возвратном ходе ползуна может продолжать вращение либо в прежнем направлении, либо в обратном. Постоянное направление вращения кривошипа достигается тем, что на его валу укрепляют тяжелое колесо — маховик, и оно инерцией своей массы выводит кривошип из мертвых точек.

Для нормальной работы кривошипно-шатунного механизма нужно, чтобы радиус R кривошипа был меньше длины L шатуна, т е. R < L. Только при этом условии кривошипно-шатунный механизм может совершать полный цикл движений.

Сборочной единицей называют комплекс совместно работающих деталей, например насос, суппорт, редуктор, муфты, подшипник качения и др.

Подавляющее большинство деталей сборочных единиц встречается почти во всех машинах (болты, валы, подшипники качення и др.) и поэтому их называют деталями и сборочными единицами общего назначения. Деталями и сборочными единицами специального назначения называют такие, которые встречаются только в одном или нескольких типах машин, например шпиндели станков, поршни, коленчатые валы и др.

Все детали и сборочные единицы общего назначения делятся на соединительные (заклепочные, шпоночные, резьбовые и др.), передающие вращательное движение (зубчатые колеса, шкивы и др.) и обслуживающие передачи (валы, подшипники, муфгы и др.).


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум