Понятие о размерных цепях

Категория:
Ремонт промышленного оборудования


Понятие о размерных цепях

При выполнении ремонта станков наиболее сложной и ответственной задачей является восстановление их точности. Решению этой задачи может помочь размерный анализ, основанный на теории размерных цепей.

Размерной цепью называют все размеры, расположенные в определенной последовательности по замкнутому контуру, и связывающие детали, взаимное положение которых необходимо определить.

Все размеры деталей, составляющие данную размерную цепь, называют звеньями размерной цепи. Звено размерной цепи, получающееся при ее построении последним, называется замыкающим и в отличие от остальных обозначается индексом Д (дельта). На рис. 108, а показана наиболее простая размерная цепь, включающая два составляющих звена: диаметр вала dB, диаметр отверстия d0 и замыкающее звено Д3 (зазор между валом и втулкой).

На рис. 1, б показана размерная цепь, определяющая расстояние (разность высоты) между передним и задним центрами токарного станка, где звеньями являются: расстояние от заднего центра ло мостика — Av расстояние от мостика до направляющих станины — А2, расстояние от направляющих станины до переднего центра — А 3, расстояние (зазор) между передним и задним центрами станка, замыкающее контур размерной цепи, — Лд.

Рис. 1. Размерные цепи:
а — сопряжения вала и втулки, б — токарно-винторезного станка

Точность сборки станка определяется величиной зазора Ал из уравнения Ад = Аг + /12 — А 3.

Теория размерных цепей при ремонте металлорежущих станков применяется:
— для построения размерных цепей, определяющих точность отдельных сборочных единиц и оборудования в целом;
— для выбора метода сборки, обеспечивающего необходимую точность.

В рассматриваемом выше примере для обеспечения в токарном станке допуска Лд замыкающего звена приходится применять метод пригонки шабрением или шлифованием накладок, обеспечивая необходимый размер А2.

Допуск замыкающего звена Ад нельзя обеспечить методом регулировки, поэтому выбирают метод пригонки, т. е. устанавливают компенсационные накладки на направляющие мостика (звено А2), которые пришлифовывают, пока не совпадут центры передней и задней бабок, или выдерживают необходимый размер Лх при расточке отверстия под пиноль задней бабки (цепь Ах), а иногда используют и установку накладок, и растачивание,


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум