Понятие о резьбе и образование винтовой линии

Категория:
Нарезание резьбы


Понятие о резьбе и образование винтовой линии

Наиболее распространенными соединениями деталей машин являются резьбовые. Широкое применение резьбовых соединений в машинах, механизмах объясняется простотой и надежностью этого вида креплений, удобством регулирования затяжки, а также возможностью разборки и повторной сборки без замены детали.

Нарезанием резьбы называется образование резьбы снятием стружки (а также пластическим деформированием) на наружных или внутренних поверхностях заготовок деталей.

Резьба бывает двух видов: наружная и внутренняя. Стержень с наружной резьбой называется винтом, деталь с внутренней резьбой — гайкой.

Эти виды резьбы изготовляют на станках и ручным способом. Ниже рассматривается изготовление резьб ручным способом.

Винтовую линию можно представить себе следующим образом. Возьмем цилиндрический стержень диаметром D и вырезанный из бумаги или фольги прямоугольный треугольник ABC, сторона которого АВ равна длине окружности цилиндра яО, т. е. .3,14 D. Обернем треугольник ABC вокруг цилиндра так, чтобы сторона АВ совместилась с окружностью нижнего основания цилиндра, тогда другая сторона треугольника ВС расположится по образующей, а гипотенуза АС образует на поверхности цилиндра винтовую линию. При этом сторона треугольника ВС составит шаг винтовой линии, АС — длину одного витка, а угол CAB — угол подъема винтовой линии (а).

В зависимости от направления подъема витков на цилиндрической поверхности винтовая линия (резьба) может быть правой и левой.

Если винтовая линия при навивании треугольника на цилиндр, удаляясь от основания, постепенно поднимается слева направо (против часовой стрелки), то она называется правой, соответственно и резьба называется правой. Если винтовая линия при навивании треугольника на цилиндр, удаляясь, постепенно поднимается справа налево (по часовой стрелке), то она называется левой, соответственно и резьба называется левой.

Правыми винтовая линия и соответствующая ей резьба называются потому, что для завинчивания винта с этой резьбой винт (или гайку) надо вращать вправо, т. е. по ходу часовой стрелки. При левой резьбе винт или гайку для завинчивания надо вращать влево, т. е. против часовой стрелки (рис. 255, а, б).

Рис. 1. Детали с резьбой: а — наружной (болт), б — внутренней (гайка) внутренней (гайка)

Рис. 2. Образование винтовой линии (а, в), направление витка (б, г)

В машиностроении чаще применяют правые резьбы.

Оставшееся нетронутым после нарезания резьбы круглое поперечное сечение материала является внутренним поперечным сечением резьбы, а диаметр этого сечения — внутренним диаметром резьбы. Наружный диаметр стержня является номинальным диаметром резьбы d или просто диаметром резьбы.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум