Посадки, зазор и натяг

Категория:
Измерения


Посадки, зазор и натяг

Взаимное соединение парных деталей называется посадкой. Посадки подразделяются на подвижные и неподвижные. Различие между ними состоит в том, что у подвижных посадок должна быть обеспечена возможность взаимного перемещения деталей, а у неподвижных, наоборот, жесткое и прочное соединение.

В подвижных посадках диаметр отверстия должен быть больше диаметра вала. Если в собранном механизме вал сидит в отверстии свободно и может в нем вращаться, это означает, что диаметр отверстия больше диаметра вала. Свободное пространство между поверхностями отверстия и вала, равное разности между их диаметрами, называется зазором. Посадка одной детали в другую с зазором называется свободной или подвижной.

Если вал сидит в отверстии туго, то есть запрессован в нем и не может вращаться, такая посадка называется неподвижной. Она возможна в том случае, если диаметр отверстия несколько меньше диаметра вала. Превышение диаметра вала над диаметром отверстия называется натягом. В зависимости от размеров соединяемых деталей зазор и натяг изменяются от наименьшей величины до наибольшей. Поэтому различаются: наибольший зазор и наименьший зазор, наибольший натяг и наименьший натяг (рис. 1).

Рис. 1. Графическое изображение зазора и натяга

Наибольший зазор — разность между наибольшим предельным размером отверстия и наименьшим предельным размером вала.

Наименьший зазор—разность между наименьшим предельным размером отверстия и наибольшим предельным размером вала.

Наибольший натяг — разность между наибольшим предельным размером вала и наименьшим предельным размером отверстия.

Наименьший натяг — разность между наименьшим предельным размером вала и наибольшим предельным размером отверстия.

Допуск зазора или натяга — разность между наибольшими и наименьшими зазорами или между наибольшими и наименьшими натягами. Допуск зазора или натяга равен сумме допусков вала и отверстия.

При соединении деталей неподвижной посадкой необходимо приложить некоторое усилие, зависящее от требуемой плотности соединения. Одни детали соединяются от руки, другие — ударом свинцового или деревянного молотка, третьи — при помощи пресса и т. д. Плотность посадки зависит от назначения соединяемых деталей.

Напряженная — Н
Плотная — П

Горячая посадка (Гр) применяется для неразъемного соединения деталей. Перед сборкой деталь с отверстием нагревают. Под влиянием нагрева деталь расширяется, диаметр отверстия увеличивается и деталь свободно насаживается на холодный вал, плотно обхватывая его после остывания. Для этой же цели применяют холод, сильно охлаждая вал, в результате чего он свободно входит в отверстие.

Прессовую (Пр) и легкопрессовую (Пл) по с a flit и применяют в тех случаях, когда нужно жестко соединить детали без закрепления их шпонками, шпильками или стопорами. Эта посадка осуществляется под значительным давлением при помощи прессов. Прибегают к ней при установке зубчатых венцов на ободы зубчатых колес, втулок в подшипниках, пальцев в кривошипах и т. д.

Глухая посадка (Г) применяется для частей, которые плотно сидят в соединении и редко разбираются. Производится она давлением пресса или ударами молотка; чтобы не допустить проворачивания (например втулок в корпусах подшипников, соединительных муфт на концах валов, упорных колец), в соединяемых частях ставят шпонки и шпильки.

Тугая посадка (Т) применяется для получения прочных, но более или менее часто разбираемых соединений. Проворачивание и сдвиг соединяемых деталей предотвращаются шпонками, шпильками, стопорами. Тугой является посадка шкивов, зубчатых колес, колец шарикоподшипников.

Напряженная посадка (Н) применяется в тех случаях, когда детали должны быть соединены прочно, но в то же время должна быть обеспечена возможность собирать их в соединение или разбирать полученное соединение с незначительными усилиями. Этим способом осуществляют посадку зубчатых колес, фланцев, соединительных муфт, маховичков, рукояток.

Плотная посадка (П) применяется для соединения деталей, которые не должны смещаться сами собой, но должны легко поддаваться сборке или разборке от руки или ударам деревянного молотка; применяется она для сменных зубчатых колес, съемных маховичков, рукояток, установочных колец.

Скользящая посадка (С) применяется для соединения деталей, которые должны плотно входить одна в другую и при смазанных поверхностях легко передвигаться от руки, но иметь точное направление. Скользящую посадку используют для сменных колес на валах, для шпинделей задней бабки, рукояток, маховичков и т. п.

Посадка движения (Д) — самая точная из подвижных посадок, применяемая для соединения деталей с небольшим зазором, например для подшипников станков, передвижных зубчатых колес и т. п.

Ходовая посадка (X) применяется для соединения деталей, которые должны перемещаться одна в другой с заметным зазором. Пример: валы в червячных передачах, распорные кольца, фрикционные муфты, ползуны в направляющих.

Легкоходовая посадка (Л) применяется для соединения деталей, которые должны перемещаться одна в другой со значительным зазором (ходовые винты суппортов, валы с несколькими подшипниками).

Широкоходовая посадка (Ш)—наиболее свободная, с большими зазорами, применяемая во всех случаях соединения деталей, сильно нагревающихся при работе.

Перечисленные выше посадки относятся к первому и ко второму классам точности (см. ниже). При посадках первого клас-1 я предъявляются особенно высокие требования к чистоте поверхности и качеству соединения.

Существуют еще посадки третьего, четвертого и пятого классов точности. Третий класс охватывает шесть посадок, из них три прессовые (однотипные с посадками второго класса) и три подвижные: скользящая, ходовая и широкоходовая.

Скользящая посадка (С3) применяется для соединения деталей, которые должны свободно входить одна в другую и легко перемещаться одна в другой (например установочные кольца в трансмиссиях, съемные рукоятки, распорные втулки).

Ходовая посадка (Х3) применяется для соединения деталей, которые должны входить одна в другую и перемещаться одна относительно другой со значительным зазором (например подшипники насосов, холостые канатные шкивы, кулисные камни, соединительные муфты).

Широк оводовая посадка (Ш3) применяется для соединения деталей, которые должны перемещаться одна в другой с большим зазором (детали сельскохозяйственных машин, холостые шкивы, длинные валы).

Подвижные посадки четвертого и пятого классов точности применяются в машиностроении для соединения деталей с большими зазорами.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум