Последовательность разработки системы психофизиологического отбора

Категория:
Эргономика


Последовательность разработки системы психофизиологического отбора

Разработка требований к профессионально важным качествам (свойствам, функциям) личности начинается с составления профессио-граммы деятельности (см. гл. 5). Затем оценивают степень значимости различных психофизиологических качеств личности для эффективного выполнения данной деятельности. Для этого в соответствии с проведенным описанием действий (операций) определяются свойства личности, которые обеспечивают реализацию каждого такого действия (операции).

Выявленные в ходе этого анализа психофизиологические функции оцениваются методами экспертной оценки по пятибалльной шкале по следующим направлениям*:
— степень важности функций для достижения конечного эффекта трудового процесса;
— продолжительность загрузки функций в течение всего трудового процесса;
— степень загрузки функций при выполнении отдельных трудовых операций;
— степень сложности реализации функций (в связи с гигиеническими условиями деятельности, функциональным состоянием организма и т. д.).

Такой анализ позволяет получить среднюю оценку значимости каждой функции в обеспечении отдельных рабочих операций и трудового процесса в целом, необходимую для ранжирования функций по степени их важности для изучаемой деятельности, и сформулировать требования к ним.

Профессионально важные качества личности изучаются в процессе психофизиологического отбора для оценки их соответствия сформулированным требованиям с помощью специальных методик.

К указанным методикам предъявляется ряд требований, главными из них являются:

Прогностическая (информативная) ценность методики, характеризующая возможность методики выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовки. Прогностическая ценность методики определяется установлением степени значимости различия распределений данного признака, полученного при обследовании двух групп лиц, отличающихся по частным или обобщенным критериям профессиональной эффективности или другим прогнозируемым показателям. Для решения данной задачи можно использовать критерий Пирсона %2.

Надежность методики, характеризующая стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же испытуемого. Высокая надежность методики позволяет использовать ее результаты как стабильные элементы для введения общей оценки. Надежность измеряется коэффициентом корреляции между отдельными рядами результатов, полученных при обследовании группы испытуемых одной и той же методикой.

Дифференцированность методики, означающая, что каждая методика должна оценивать определенную функцию или совокупность функций.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум