Правила технической эксплуатации мостовых электрических кранов

Категория:
Эксплуатация транспортного оборудования цехов


Правила технической эксплуатации мостовых электрических кранов

Контроль безопасных условий эксплуатации грузоподъемных машин осуществляет Государственный комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР (Госгортехнадзор СССР). Главными задачами Госгортехнадзора являются проведение контроля за выполнением установленных требований по безопасному ведению работ и проведением профилактических мер по предупреждению аварий и производственного травматизма, а также обеспечение единства требований, предусматриваемых правилами, нормами и инструкциями по технике безопасности на предприятиях независимо от их территориального расположения и ведомственного подчинения.

В области надзора за безопасным ведением работ при устройстве и эксплуатации подъемных машин Госгортехнадзор обеспечивает:
— контроль за соблюдением правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов по перечню, согласованному с ВЦСПС;
— регистрацию подъемных машин и выдачу разрешений на их эксплуатацию;
— проведение технических освидетельствований подъемных сооружений;
— контроль за устранением предприятиями-изготовителями и монтажными организациями выявленных недостатков в конструкции подъемных сооружений, а также дефектов изготовления и монтажа;
— контроль за соблюдением установленных техническими нормами сроков планово-предупредительного и капитального ремонтов подъемных сооружений.

При проектировании и эксплуатации грузоподъемных машин особое внимание следует обращать на повышение их надежности и соблюдение требований техники безопасности. Соблюдение правил Госгортехнадзора является обязательным при проектировании, расчете и эксплуатации грузоподъемных машин.

Правила Госгортехнадзора распространяются на все типы кранов и грузоподъемных устройств, применяемых в металлургических цехах.

В соответствии с правилами вновь установленные грузоподъемные машины, на которые распространяются эти правила, а также съемные грузозахватные устройства до пуска в работу подлежат техническому освидетельствованию, целью которого является проверка исправленного состояния крана. Различают полное и частичное освидетельствование. При полном техническом освидетельствовании проводят осмотр машины, а также статические и динамические испытания под нагрузкой. При частичном техническом освидетельствовании осуществляют только осмотр грузоподъемной машины — без испытания ее под нагрузкой.

Полному техническому освидетельствованию подвергаются грузоподъемные машины перед их вводом в работу (первичное техническое освидетельствование) и периодически, не реже одного раза в 3 года. Редко используемые краны (например, краны, обслуживающие машинные залы электрических и насосных станций, используемые только при ремонте оборудования) должны подвергаться полному техническому освидетельствованию через каждые 5 лет.

Первичное освидетельствование кранов, выпускаемых с заводов-изготовителей и транспортируемых на место эксплуатации в собранном состоянии, осуществляется отделом технического контроля завода-изготовителя перед их отправкой.

Грузоподъемные машины, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться частичному периодическому освидетельствованию через каждые 12 месяцев. При осмотре устанавливают надежность каждого узла и элемента машины. Например, определяют отсутствие трещин в элементах металлоконструкции, степень износа зева крюка (износ не должен превышать 10% высоты сечения крюка), легкость вращения крюка на его опоре, надежность стопорного устройства крюка, состояние и степень износа грузовых канатов, а также пригодность их к дальнейшей работе в соответствии с принятыми нормами браковки, надежность крепления каната, состояние механизмов и приборов безопасности, наличие заземления и нулевой блокировки, состояние ограждений и перил, надежность противоугонных устройств и т.д. Состояние механизмов определяют осмотром без разборки с опробованием в работе. Особое внимание уделяют механизмам подъема груза и стрелы как наиболее ответственным.

Затем грузоподъемная машины подвергается статическому испытанию для проверки прочности ее элементов, а для передвижных стреловых кранов также для проверки грузовой устойчивости. Статические испытания проводят под нагрузкой, на 25 % превышающей номинальную грузоподъемность машины.

Для статических испытаний мостовой кран устанавливают над опорами крановых путей, а его тележку — в положение, соответствующее наибольшему прогибу моста. Крюк с грузом поднимается на высоту 200—300 мм и в таком положении выдерживается в течение 10 мин. Затем груз опускают и проверяют остаточную деформацию металлоконструкций крана с помощью отвеса, подвешиваемого к крану. По окончании испытаний отвес должен занять прежнее положение, что свидетельствует об отсутствии остаточных деформаций и нормальной работе металлической конструкции.

Необходимую надежность и долговечность грузоподъемных машин можно обеспечить только квалифицированным, регулярным техническим обслуживанием. Электрооборудование кранов, качество монтажа, токопроводов и заземление должны соответствовать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).

Безопасная эксплуатация грузоподъемных машин достигается при соблюдении правил технической эксплуатации, обеспечении прочности и устойчивости, наличии автоматических блокировок, исключающих возникновение аварийных ситуаций при неправильных непреднамеренных действиях обслуживающего персонала и специальных устройств, обеспечивающих их безопасную работу.

К устройствам, обеспечивающим безопасную работу грузоподъемных машин, относятся устройства концевой защиты, ограничители грузоподъемности, противоугонные устройства, буфера и упоры, ограничители перекоса кранов.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум