Правка валов и полирование их поверхностей

Категория:
Практика слесарно-сборочных работ


Правка валов и полирование их поверхностей

Изогнутые валы удобно править на призмах, расположенных на столе, двумя рычагами, установленными на осях хомутиков, закрепленных гайками в плите на столе. Учитывая соотношение плеч А и Б рычагов, можно создать изгибающую силу до 1000—1500 Н. Пользуясь винтовым прессом, можно создать силу до 3000 Н. Вал укладывают на две призмы, установленные на столе. Стойки пресса имеют внизу Т-образные захваты с поперечными планками и двумя парами роликов, которые дают возможность прессу свободно перемещаться по столу и создавать винтом силу разгиба в любом месте вала.

Для правки крупных валов и цилиндрических деталей нередко требуется создавать значительные силы (до 15 кН и более). В таких случаях целесообразно править валы с помощью настольной пневматической прессовой головки, закрепленной между двух стоек на ртоле. Перед началом правки необходимо определить характер изогнутости вала и положить его на две призмы. Правой рукой поворачивают вниз рукоятку. В это время сжатый воздух через шланг поступает в камеру цилиндра головки пресса и создает давление на шток и прижим. Во время правки левой рукой вращают вал и периодически перемещают его по призмам. Опоры-призмы необходимо устанавливать на разных расстояниях от оси штока пресса.

При правке вала возникает опасность перегиба его в противоположную сторону. Во избежание этого под вал напротив штока и прижима следует устанавливать подкладки такой высоты, которые ограничивали бы большой изгиб вала.

Рис. 1. Правка вала вручную (а) и с помощью пресса (б, в)

На рис. 2 показан контроль прямолинейности вала с помощью индикаторного устройства и призмы.

Перед сборкой детали обязательно должны быть очищены и промыты, так как металлические опилки, мельчайшие кусочки стружки, остатки обтирочных материалов, абразивный порошок, попадающие в отверстия и каналы детали, могут впоследствии при работе машины попасть вместе со смазкой в подшипники и привести к нагреву и преждевременному изнашиванию подшипников, а нередко и к выходу машины из строя.

Полирование — отделочный процесс, который производят после чистовой обработки поверхностей опиловкой, зачисткой абразивным кругом и пр. После полирования поверхность детали становится чистой и блестящей. Полирование ведут последовательно: сначала полируют правую половину поверхности детали, затем переставляют ее и полируют левую половину от концов к середине. Направление полирования необходимо чередовать: вправо, влево (под углом 30 или 60°), затем продольное. Детали, имеющие форму тел вращения и сложный профиль, полируют главным образом наклонно вправо и влево.

Рис. 2. Контроль прямолинейности вала

В массовом и серийном производстве поверхности деталей полируют на специальных полировочных станках с частотой вращения шпинделя 2500—5000 об/мин. На рис. 3 показан способ полирования наружной поверхности цилиндрической детали войлочным кругом, установленным в шпинделе полировочного станка. В процессе работы на шпиндель (левая спиральная резба) надевают войлочные или матерчатые круги, а также оправки с кругами малых диаметров для полирования внутренних поверхностей деталей и закрывают их кожухами. Подводят деталь к полировочному кругу и, слегка нажимая на деталь и вращая в разные стороны, полируют ее. Для того чтобы на обработанной поверхности детали не сделать рисок и царапин, необходимо укладывать готовые детали в гнезда деревянной тары или на ветошь.

Труднодоступные места полируют специальными фасонными войлочными и кожаными кругами, закрепленными в металлических оправках, а также наждачной лентой. При полировании наждачной лентой используют сначала грубые ленты (зернистостью 240—280), а затем более тонкие (зернистостью 320—400). В качестве смазываю-ще-охлаждающей жидкости обычно применяют керосин.

Наиболее простой способ полирования поверхностей валов и других цилиндрических деталей на токарных станках. Вал вставляют в шпиндель передней бабки токарного станка и в центр задней бабки. При полировании накладывают на вал наждачную ленту и зажимают ее между двух деревянных жимков. Затем правой рукой захватывают жимки, шарнирно соединенные друг с другом петлей, и сжимают наждачную ленту. Включают станок. Опираясь ладонью левой руки (для опоры корпуса тела) на переднюю бабку, правой слегка сжимают жимки со шкуркой, перемещают их по поверхности вала и полируют его, периодически меняя направление движения жимков и заменяя наждачную ленту. Окончательно поверхности деталей полируют полосами кожи, сукна, замши или резины, смазанными мастикой из парафина с тонким полировальным порошком. Направление вращения вала при полировании должно совпадать с направлением его вращения в рабочих условиях.

Рис. 3. Полирование войлочными кругами цилиндрических поверхностей деталей на полировочном станке

Рис. 4. полирование цилиндрических поверхностей деталей на токарном станке

На рис. 5 показан прием зачистки вручную поверхности впадин зубьев червячного колеса деревянной пластинкой и наждачной лентой. В правую руку берут деревянную (буковую или березовую) пластинку и обертывают ее наждачной или коксовой лентой, затем большим и указательным пальцами правой руки прижимают их к поверхности впадин зубьев колеса и зачищают или полируют поверхность в продольном направлении, следя за тем, чтобы не образовались завалы в профиле зуба. При этом левой рукой, придерживая зубчатое колесо, слегка поворачивают его, создавая правильное направление пластинке с лентой в процессе обработки профиля зуба.

Рис. 5.

Зачистив все рабочие поверхности детали и убедившись, что на деталях нет жирных пятен, приступают к их полированию. В этом случае для деталей из стали применяют абразивные порошки зернистостью от М40 до М14, пасту ГОИ или окись хрома. Для полирования деталей из цветных металлов применяют крокус (окись железа Fe203), окись хрома, трепел (двуокись кремния—кремнезем), для полирования деталей из дерева, кожи — пемзу (продукт вулканического происхождения).

Для механизации зачистных и полировальных работ применяют специальные станки, производящие обработку бесконечными шлифовальными лентами на тканевой или бумажной основе. Качество поверхности после обработки зависит от зернистости абразивных порошков, износа ленты и применяемых смазочно-полирующих материалов.

Для предварительного полирования применяют круги из войлока или парусины, на поверхность которых наносят слой абразивного порошка различной зернистости. Абразивные порошки удерживаются на поверхности кругов с помощью клея (мездрового, казеинового и т. д.). По мере срабатываемости на круги наносят новый слой абразива, и таким образом поддерживается постоянная их работоспособность.

Для окончательного полирования применяют круги из войлока, фетра, или ткани, на поверхность которых наносят мелкозернистые абразивы, различные полировочные материалы или пасты. При полировании декоративных поверхностей деталей под хромирование применяют тонкие порошки или специальные пасты.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум