Приемы и методы работы над композицией

Категория:
Композиция в технике


Приемы и методы работы над композицией

Далее:

Художественное конструирование— особая область творчества, со своими профессиональными приемами и методами работы. Эта часть знаний связана с методикой художественного конструирования, и, естественно, приобретается она не только с помощью специальной методической литературы, но прежде всего в процессе самой работы, в ходе накопления практического опыта. Хотя эта книга посвящена теоретическим основам композиции, полностью абстрагироваться от методических вопросов невозможно. Поэтому, рассматривая отдельные свойства и качества композиции, углубляясь в анализ ее средств, в ряде мест необходимо коснуться приемов и методов художественного конструирования, в частности художественно-конструкторского анализа, выбора основной идеи композиции и последовательного проведения ее на всех этапах работы.

Приемы работы над различными изделиями также имеют немало специфического. Одно дело—вести художественно-конструкторскую разработку легкового автомобиля, связанную с плазовыми чертежами и организацией сложных поверхностей, и совсем иное — участвовать в проектировании гаммы агрегатируемых станков, где главное — предусмотреть возможность создания всякий раз нового гармоничного целого из тех же исходных элементов.

Одно дело — современные приемы работы над ювелирными по пластике наручными часами с тончайшим распределением световых бликов, и совсем другое— приемы разработки интерьеров вагонов или автобусов. Здесь и свои методы макетирования, и свой графический язык, и свои особенности всего процесса работы. Поэтому так важна разработка методик художественного конструирования в каждой типологической области техники.

Формирование методов художественного конструирования должно включать также дальнейшее совершенствование богатого арсенала этих специфических рабочих средств: различных форм эски-зирования, будь то на бумаге или в пенопласте, пластилине, картоне и т. п., выполнения и отработки формы в проекте (отмывки, покраски, работы с помощью аэрографа, фотомонтажей и т. п.). Важным этапом является и изготовление окончательных натурных макетов, завершающих стадию художествен-но-конструкторской разработки проекта. Роль макетирования в дизайне чрезвычайно велика, так как только объемное изображение в полной мере дает возможность детально отработать форму.

То, что в ортогональных, даже отлично открашенных чертежах казалось верным, в натурном макете может потребовать серьезной корректировки. Особенно важен макет для нюансной отработки формы, уточнения таких тонких проявлений композиции, как распределение и взаимодействие световых бликов, переходов от одной сложной поверхности к другой и т. д.

Вообще проблема развития методов проектирования в дизайне (как и в инженерном конструировании) приобретает сейчас все большую актуальность и, думается, решить ее можно лишь на основе повышения теоретического уровня технической эстетики как науки. В самом деле, необходимость новых, гораздо более эффективных методов проектирования неразрывно связана с автоматизацией многих видов работ, что требует перехода от эмпирического уровня знаний к теоретическому в науке о дизайне в целом и композиции—в частности.

Изучение всех составляющих сложного процесса дизайнерского творчества должно привести к моделированию этого процесса в целом, а затем и в типологических областях.

В некоторых областях техники уже начинают постепенно подходить к разработке методик, основанных на профессиональных знаниях по композиции [21].

Форма — формообразование — композиция.

Читатель, возможно, уже заметил, что в книге встречаются три этих понятия. Речь все время идет о форме, но говорится и о формообразовании, а в заглавии книги указан другой предмет— композиция. Нет ли здесь противоречия? Нет, каждое из этих понятий имеет свое значение.

Форма — понятие гораздо более широкое, нежели композиция. Камень, поднятый нами на берегу, имеет подчас завораживающе красивую форму, но было бы абсурдно “говорить о его композиции. Только в образном смысле это композиция, «созданная» природой. Формой обладает любой предмет, но только если форма станка создавалась целенаправленно, осмысленно, можно говорить о его композиции. Таким образом, композиция есть организованная форма. Разумеется, она может иметь и недостатки. Скажем, в чем-то утрачена целостность, так как неясны связи элементов, неточно выражены пропорции, возникла немасштабность и т. п. Но поскольку мы говорим о композиции, тем самым предполагается все же некий уровень организованности формы.

В понимании самой природы композиции есть, разумеется, и свои нюансы. Можно, например, утверждать, что композиция данной машины в принципе неверна, но это еще не значит, что форма ее никак не организована. Представим на минуту, что проектировщики по каким-то соображениям упрятали за кожухи все те части технической структуры, которые вполне могли бы быть открытыми, и при этом даже придали бы изделию некоторую выразительность. Но прием подобного излишнего «кожухования» в данном случае ложный. Он дезинформирует о функционально-конструктивных особенностях машины, к тому же без нужды затрачивается лишний металл. Композиция— это организованность формы с учетом как функционально-конструктивных и технологических факторов, так и ряда закономерностей, продиктованных требованиями гармонизации формы.

Наконец, формообразование — это процесс создания формы изделия опять-таки на основе учета важнейших объективных факторов, а также закономерностей композиции. Процесс формообразования развивается как бы с двух сторон — от инженерной разработки машины, от ее компоновки в соответствии с заданными техническими требованиями и условиями, с одной стороны, а с другой — от дизайнерской разработки формы в соответствии с закономерностями композиции. Благодаря хорошо осуществляемой координации оба потока формообразования в определенный момент сливаются в одно общее русло. По самой природе своей деятельности и месту в процессе формообразования станков и машин инженер-конструктор в гораздо большей мере учитывает объективные основополагающие факторы формообразования, поэтому именно он должен вовремя корректировать ход разработки художественно-конструкторского проекта. Несомненно, и в художественно-конструкторском проекте нередко возникают прогрессивные идеи формообразования, требующие каких-то существенных изменений в технической структуре машины. В данном случае, идя уже от принципа определившейся композиции, инженер должен в чём-то скорректировать компоновку машины.

Такова структура теории композиции применительно ко всем областям техники.

Пространственная структура взаимообусловлены: пространственная организация формы отражает ее тектонические характеристики, а тектоника в значительной степени определяет объемно-пространственную структуру изделия. К отклонениям от этого правила относятся все те случаи, когда ОПС явно противоречит объективному для данного изделия тектоническому характеру или когда ложно выражена работа сил.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум