Прогрессивные тенденции в развитии формы современных станков

Категория:
Композиция в технике


Прогрессивные тенденции в развитии формы современных станков

Композиционный и общий дизайнерский уровень многих отечественных станков последних лет свидетельствует о серьезном внимании, которое уделяется этой проблеме многими промышленными объединениями и предприятиями. Так, на специализированной международной выставке «Металлообработка-84» был представлен ряд советских станков, отличающихся высоким качеством отработки формы. Ощущается стремление проектировщиков создать целостную форму, композиционно объединив все элементы станка, даже если это сложная объемно-пространственная структура. На рис. 105 несколько моделей металлообрабатывающих станков, демонстрировавшихся на упомянутой выставке.

Специальный координатно-шлифо-вальный одностоечный станок особо высокой точности мод. ЗВ-282 показан на рис. 105, а. По приему композиции он немного напоминает станок на рис. 105, б. Здесь форма тоже трехчастна, но разные функции станков выражены весьма индивидуально. Основание станка на рис. 105, б развито в ширину в виде красивого низкого подиума, а здесь оно выступает вперед компактным блоком с укрепленным на нем рабочим столом. Предельно точно и строго выдержан общий строй, характер формы. Лаконизм ее воспринимается вполне естественно благодаря контрасту крупных геометризованных элементов с мелкой структурой рабочей зоны на вертикальной колонке. Для этого станка особенно характерна правдивость тектоники — в форме нет ничего нарочитого, материал визуально организован в соответствии с его использованием. Отлично найдены пропорции.

Довольно типична для своего времени композиция многоцелевого координатно-расточного станка 2Е 450 А МФ 4 (рис. 105, б): несущая колонна, возвышающаяся над рабочим столом, увенчивается крупным блоком подачи инструмента. Нередко именно несоразмерность этих двух основных частей ведет к нарушению визуального равновесия станка, к разнохарактерности его формы и нарушению целостности, что резко снижает эстетический уровень. Но здесь композиционное равновесие выражено мастерски. Основание красиво, «без натуги» или, напротив, недогрузки (и так бывает) несет всю надстроечную вертикальную часть. Крупный головной агрегат с пультом мощно нависает над столом и композиционно органично связан с колонной. Общий силуэт станка с разных точек достаточно выразителен. Обобщение элементов не кажется нарочитым — оно естественно и красиво. И, разумеется, самое существенное: хорошо найденная композиция соответствует высоким техническим данным этого станка, оснащенного системой ЧПУ и механизмом автоматической смены инструмента.

На рис. 105, в—токарно-карусельный одностоечный станок 1А516МФЗ (представленный на той же выставке), отличающийся особенно оригинальной общей компоновкой. Композиция развита весьма последовательно, активно выражая вертикальность объемно-простран-ственной структуры станка. Горизонтальные же членения, создаваемые навесными элементами и нишей, помогают организовать активно расчлененную вертикаль. Лаконизм общей формы станка не выглядит нарочитым — наоборот, в единую форму органично включаются автономные элементы, в том числе перемещающийся на круглой штанге изящный пульт управления. Электрошкафы простых форм как бы подчеркивают цен-тричность основного объема.

Своеобразна композиция многооперационного токарно-револьверного автомата 11Б40ПФА (рис. 105, г) — подчеркнуто горизонтальная, оригинально расчлененная и динамичная как в основной своей части, так и благодаря форме приставных агрегатов. Здесь выразителен современный контраст между объемом станка и приставкой, т. е. между плоскостным построением и легким трубчатым. Как бы две разные тектонические системы красиво дополняют одна другую. Особую выразительность придает композиции большое по площади кольцо экрана. Мастерски скомпонованы все горизонтальные элементы, что подчеркнуто применением двух тональностей—темной и светлой. На наш взгляд, по своей скромной, но тонко решенной композиции это один из удачных станков.

Продольно-фрезерно-расточной станок 66К25МФ4 с числовым программным управлением представлен на рис. 105, д. Высокие технические данные этого крупного мощного станка — подача с бесступенчатым регулированием стола, бабки и ползуна, количество инструментов в магазине, размеры рабочей поверхности стола (2500×6000 мм) и многие другие параметры — свидетельствуют о высокой эффективности этого станка. Его интересная композиция отражает характер тектонически сложной блокируемой системы. По своим габаритам (17 700×8850×8150 мм) этот станок вообще выходит за рамки наших обычных представлений о металлообрабатывающих механизмах. По сути дела, это крупный комплекс. Поэтому представляется правильным подход проектантов к масштабу такой композиции. Им удалось с помощью верно найденных членений выразить подлинные размеры этого гиганта с массой обрабатываемого изделия 70 000 кг! Масштаб умело передан низким рядом электрошкафов справа, размером пульта управления в нижней зоне, ходовым мостиком с поручнем, а также композиционным строем крупных элементов станка. Композиция его во многом приближается к композиции современного архитектурного сооружения, интересна и богата в объемно-пространственном отношении. В то же время громада металла не производит давящего впечатления — станок не назовешь грузным. Вертикальный строй основных элементов — вот главное средство достижения этой цели, а низкий подиум способствует их пространственному объединению в целостную композицию.

К сожалению, далеко не все компоновки новых станков, роботов, обрабатывающих центров обладают такими достоинствами композиции: достаточно высокий технический уровень подчас досадно снижается низким эстетическим. На рис. 105, е—обрабатывающий центр, предназначенный для изготовления плоских деталей (шайб, крышек, панелей и т. п.). Оснащен системой ЧПУ, имеет неплохие технические данные. Но форма комплекса несет очевидный отпечаток кустарной «самодеятельности». Уже с первого взгляда заметно нарушение важных закономерностей композиции. Нарочитыми выглядят одинаковые скосы углов основной корпусной панели. Такая форма становится композиционно независимой, завершенной в себе (верх и низ одинаковы) и потому плохо связывается с блоками питания. Здесь ощущается нечто от деревянных стендов. Решение стола на швеллерных подкосах, опоры в виде элементарных косынок — своей примитивностью это никак не соответствует классу подобного изделия. Немало здесь и других композиционных дефектов, устранение которых позволило бы придать ОЦ действительно современный облик, найти адекватный образ такого комплекса.

Облик этого объекта, к сожалению, характерен и для некоторых других станков и даже новейших ОЦ. Конструкторы целиком увлечены сложной технической функцией, а до формы руки еще не доходят. В результате станок, прибор, новый ОЦ подчас в таком первозданном, не тронутом руками дизайнера виде доходят до серийного производства.

Этого нельзя сказать о шестишпин-дельном прутковом горизонтальном токарном автомате КА-371, оснащенном устройством для механизированной загрузки прутков (рис. 105, ж). Здесь четко отражен характер сборной агрега-тированной системы. Глядя на машину, реально ощущаешь, какие качественные изменения произошли в решении станочных форм за последние годы. В то же время эту предельно ясную, лаконичную форму не назовешь скучной, невыразительной. А причина в активном контрасте спокойных лицевых плоскостей и открытого мощного механизма обработки прутков, находящегося в проеме станка. Свою долю пластичности вносит в эту композицию и решение стеллажа загрузочного устройства. И все же, думается, форма этого станка еще бы выиграла, будь его основание как-то подрезано тенью и тем самым визуально отделено от верхнего ряда блоков, а не выступало бы, как здесь, немного вперед. Тогда появилась бы необходимая тектоническая выразительность, особенно если в этом случае подчеркнуть низ более темным тоном.

Думается, даже краткий анализ всего нескольких станков убеждает в полезности таких смотров техники для развития отечественного станкостроения, в том числе и для повышения его художественно-конструкторского уровня.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум