|
![]() Категория:
Граверное дело ![]() Далее: Основные виды гравирования Граверу очень часто приходится иметь дело со шрифтами, копировать штрихи и рисунки и всевозможные геометрические фигуры, поэтому ему необходимы навыки в рисовании и черчении. Занятия по рисованию обычно начинаются с изображения самых простых шрифтов с постепенным переходом к более сложным. Кроме того, необходимо выполнять сложные и точные работы по углублению фона в целях получения выпуклого изображения и другие работы. В процессе граверных работ довольно часто приходится производить разметку некоторых геометрических фигур. Для этого будущему граверу необходимо усвоить простые геометрические построения, практикуясь сначала на бумаге. Разметка заготовок. Для симметричного расположения текстов и других изображений на заготовках надо прежде всего уметь разделить прямую на две или несколько равных частей. Чтобы разделить отрезок А В на две равные части, нужно ножку циркуля поставить в точку А и радиусом, несколько большим половины длины прямой, провести дугу CD. Затем тем же радиусом из точки В сделать засечки на дуге в точках С и D. Прямая линия, соединяющая точки С и D, перпендикулярная отрезку А В, пересечет его в точке О и разделит на две равные части АО и ОВ. Таким же образом можно разделить пополам отрезки АО и ОВ и т. д. Нахождение центра и радиуса дуги. Иногда в граверной практике применяют дугообразные заготовки, на которые необходимо нанести угловые деления, а центр, нужный для точной установки таких заготовок, не всегда известен. Для нахождения центра и определения длины радиуса любой дуги применяют следующий способ. На заданной дуге отмечают три произвольные точки a, b и с и соединяют их прямыми. Делят отрезки ab и cb пополам и через их середину проводят взаимные перпендикуляры до их пересечения в точке О, которая и явится центром дуги. Расстояние от точки О до дуги будет искомым радиусом. Для построения квадрата существует несколько способов. Рассмотрим два из них, наиболее простые. Первый способ — сторона квадрата не обусловливается определенным размером (рис. 1, а). Для построения такого квадрата прежде всего следует вычертить окружность произвольного радиуса. Точки пересечения окружности с двумя взаимно перпендикулярными диаметрами (Е, F, М и N) соединяют прямыми, в результате чего получается квадрат, диагонали которого равны диаметру окружности. Второй способ — построение квадрата по заданной длине стороны (рис. 1, б). На произвольно взятой прямой откладывают отрезок АВ, равный заданной длине L. Из точек А и В проводят дуги радиусом, равным заданной длине, которые пересекутся в точке С. Из точки С тем же радиусом делают засечку на продолжение дуги АС и получают точку D. Соединяют точку D с точкой А прямой, которая пересечет дугу ВС в точке Е. Из точки С радиусом, равным СЕ, делают засечки на продолжении дуг (в верхней части) АС и ВС и получают точки К и Т. Соединив точки А и К, К и Т, Т и В прямыми линиями, получают квадрат требуемого размера.
Рис. 1. Построение квадратов
Рис. 2. Приближенное построение эллипса по заданным осям
Если заданы значения горизонтальной А В и вертикальной CD осей (рис. 2), то построение эллипса производят следующим образом. Начертив перпендикулярные прямые, от точки О откладывают на них полуоси. Из точки О радиусом OD проводят дугу вправо до пересечения с горизонтальной осью в точке Е. Затем проводят прямую AD, на ней от точки D откладывают отрезок, равный BE (разность между горизонтальной и вертикальной полуосями) и получают точку Ег. К середине отрезка прямой АЕ1 восстанавливают перпендикуляр и продолжают его до пересечения с горизонтальной полуосью в точке 0Х и вертикальной полуосью в точке 02. Отрезок ОгО откладывают вправо от точки О на горизонтальной оси и получают точку 03, а отрезок 002 откладывают вверх от точки О на вертикальной оси и получают точку 04. Точки 0г и 03 являются центрами концевых дуг, а точки 03 и 04 — Центрами верхней и нижней серединных дуг эллипса. Радиусами концевых дуг будут отрезки ОгЛ и 03В, а радиусами верхней и нижней серединных дуг будут отрезки 02К и 04. Построив все четыре дуги, сопряженные в точках К, L, М и N, получают эллипс. т,, Для построения правильного треугольника, вписанного в окружность (рис. 3), надо разделить радиус OD пополам и точки пересечения М и N линии деления с окружностью соединить хордами с точкой Е, в результате чего получается равносторонний треугольник EMN.
Рис. 3. Построение треугольника, вписанного в окружность
Если даны размеры всех трех сторон треугольника, то построение треугольника с заданными размерами сторон происходит так. Отложив на прямой одну из сторон А В треугольника (рис. 4, а), растворами циркуля, равными последовательно длинам двух других сторон, проводят дуги из концов прямой АВ. Точка пересечения С будет вершиной треугольника. После проведения линий АС и СВ получится заданный треугольник. Если даны стороны ромба и его большая диагональ, то ромб можно построить следующим образом. Проводят отрезок А В (рис. 4, б), затем, поставив ножку циркуля в точку А, описывают дуги радиусом, равным стороне ромба, над линией АВ и под ней. То же делают и из точки В. Получается пересечение дуг в точках С и D. Соединив точки А, В, С и D, получают ромб. Шкалы и шрифты, применяемые в гравировании. Основная область применения шкал (штриховых мер) — это приборостроение, контрольно-измерительные приборы и измерительные системы прецизионных станков, агрегатов и машин. Точность отсчета по этим мерам зависит от расстояния между штрихами, соотношения между шириной штриха и интервалом шкалы и качества штриха. Расчет элементов штриховой меры производится с учетом разрешающей способности глаза наблюдателя. В точном приборостроении шкалы, сетки и подобные им изделия в зависимости от допусков подразделяют на три группы: точные — при допуске на линейные размеры менее 0,01 мм, средние — при допуске в интервале 0,1—0,01 мм и грубые — при допуске свыше 0,1 мм. В зависимости от ширины штрихов их делят на пять групп: с шириной штриха не менее 20, 10, 5, 1,0 и 0,1 мм (субмикрометрические). Под штриховой мерой понимают деталь, на поверхности которой нанесены отметки (штрихи), изображающие ряд последовательных чисел, соответствующих измеряемой величине. Иногда штриховой мерой называют меру, длина которой определяется расстоянием между штрихами, нанесенными на поверхность заготовки. Штрихи должны быть прямыми, параллельными, одинаковой ширины и располагающимися под прямым углом к краю плоскости шкалы; концы штрихов должны быть острыми, без вмятин и возвышений.
Рис. 4. Построение треугольника (а) и ромба (б) с заданными размерами сторон угольной (б) формы
Применяются разнообразные штриховые меры, отличающиеся по виду рисунка, материалу заготовок, точности и конфигурации штрихов. Наибольшее распространение получили брусковые, ленточные и проволочные штриховые меры. По назначению штриховые меры подразделяются на рабочие и образцовые. Образцовые штриховые меры служат для воспроизведения и сохранения единицы измерения длины, а рабочие меры — для непосредственного измерения линейных размеров. Штриховые меры могут иметь различные площади поперечного сечения и различную длину в зависимости от величины контролируемых изделий. По точности штриховые меры можно классифицировать в зависимости от точности оборудования, на котором они используются. Штриховые меры, применяемые в станкостроении, делятся на три группы: Штрихи штриховых мер имеют треугольную (рис. 5, а) или прямоугольную (рис. 5, б) форму. Любая штриховая мера характеризуется следующими показателями: делением — расстоянием между серединами близлежащих штрихов; толщиной штриха и допуском на толщину штриха; длиной штриха. Требования, предъявляемые к штриховым мерам, используемым в металлообрабатывающих станках, следующие.
Рис. 5. Штрихи штриховой меры треугольной (а) и прямо
Основным недостатком металлических штриховых мер является их низкая отражательная способность (50—60%) и трудность оцифровки каждого штриха. К недостаткам стеклянных штриховых мер можно отнести изменение размеров меры во времени из-за старения стекла, сложность монтажа штриховых мер в металлической оправе, трудность получения точных геометрических размеров заготовок. К стеклянным штриховым мерам, которые обычно состоят из двух пластин (на одной нанесены на одинаковом расстоянии друг от друга штрихи, а другая, покровная, служит для защиты этих штрихов от повреждения во время эксплуатации), предъявляются следующие требования. Иногда для измерения перемещений рабочих органов станков, машин и агрегатов применяют измерительные системы со шкалами, имеющими равные по ширине штрихи, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, или со шкалами, имеющими до тысячи расположенных на равном расстоянии матовых и прозрачных полос или соприкасающихся канавок. Существуют амплитудные шкалы, состоящие из попеременно чередующихся прозрачных н непрозрачных (в проходящем свете) или неотражающих и отра-жащих (в отраженном свете) линий одинаковой ширины. Для контроля угловых перемещений применяют круговые штриховые меры, называемые лимбами, представляющие собой металлическую или стеклянную заготовку, на одной поверхности которой нанесены на равном друг от друга расстоянии штрихи. Для прецизионных лимбов погрешность деления не должна превышать 2”. Цена деления и погрешность лимба зависят от области его использования и от диаметра заготовки. Нониусы, служащие для отсчитывания дробных частей основной шкалы, применяются как для линейных, так и для угловых шкал. Интервал шкалы нониусов в 1 /п раза больше (нониус с отставанием) или меньше (нониус с опережением) основной шкалы. При необходимости быстрого отсчета нониусы не применяются, а используются индексы. Форма индекса может быть различной, но чаще всего в виде штриха. Каждый 5-й и 10-й штрихи штриховой меры оцифровываются, а иногда цифры проставляются на каждом миллиметровом штрихе. При рассмотрении шкалы невооруженным глазом высота цифр выбирается равной полуторакратной величине интервала с округлением до 0,5 мм, но не менее 2 мм. При рассмотрении шкалы под микроскопом высота цифр равна 0,6—0,8 длины малого штриха. Так, наименьший размер цифр на серебре 0,2 мм, а на нейзильбере и латуни —0.3 мм. Допуски на ширину штрихов, рассматриваемых невооруженным глазом, устанавливают исходя из способности глаза замечать смещение одной линии относительно другой, равное 0,012 мм. При рассмотрении штрихов через микроскоп допуск уменьшается на увеличение системы. Толщина штрихов, интервал шкалы (деление шкалы) и допуски на толщину штрихов выбираются в зависимости от способа отсчета и материала заготовки. Длина же штриха зависит от интервала шкалы. Причем, как правило, штрихи 5-го и 10-го делений должны быть длинее штрихов других делений. Допуск на расхождение в длинах штрихов допускается не более 5%. Сетка представляет собой пластинку, на поверхности которой нанесен рисунок в виде отдельных штрихов и цифр или группы штрихов, расположенных в определенной последовательности в зависимости от назначения сетки. Сетки можно разделить на следующие группы: визирные, служащие для наведения на измеряемый объект; измерительные, по которым производят измерение; комбинированные, выполняющие функции визирных и измерительных сеток. Визирные сетки широко применяются в контрольно-измерительных приборах для наведения на измеряемый объект, на шкалу измерительной сетки и на штриховую меру. Точность наведения зависит от геометрических размеров рисунка, в частности от толщины штриха, контрастности рисунка, симметричности и площади сравнения. Для определения предела разрешения и качества изображения приборов используются миры, которые представляют собой штриховые испытательные таблицы с изменяющимися по определенному закону расстояниями между штрихами. Мира состоит из 25 элементов; каждый из них в свою очередь включает в себя четыре квадрата, в которых нанесены штрихи в четырех различных направлениях. Штрихи миры должны быть абсолютно черные на белом фоне (или белые на черном фоне), причем ширина светлых промежутков между штрихами одного элемента — величина постоянная. Обычно для контроля приборов применяется набор мир, различающихся масштабом нанесенного на них рисунка. Кроме рассмотренных элементов на мире нанесены две пары параллельных штрихов, расстояние между осями которых (база миры) определяет ее масштаб. Качество изображения объективов проверяют по фотометрическим сеткам, которые представляют собой заготовку правильной геометрической формы (квадрат, прямоугольник, круг или шестиугольник) с прозрачными отверстиями на непрозрачном фоне. Размер отверстий обычно бывает одинаковым, а распределение их по полю сетки подчиняется определенной математической функции. Для оценки качества изображения, воспроизводимого на экранах телевизионных систем, применяют таблицы, основные технические требования, к которым следующие: Помимо широко известных универсальных таблиц в последние годы применяются все более сложные таблицы, позволяющие проводить измерение характеристик трубок. Существуют и простые таблицы, состоящие из одной, двух и трех групп штрихов. Такие таблицы имеют различные ширину штриха и число штрихов в группе.
Рис. 6. Брусковый шрифт
Для проверки качества телевизионного изображения на контрольных устройствах и на экранах телевизионных приемников бытового, промышленного и специального назначения в настоящее время существует более 50 различных по своему виду тестов. Тесты состоящие из штрихов, цифр и обозначений, расположенных по определенному закону, служат для разложения изображения на 400, 625, 1200 и другое число строк. При этом каждый элемент теста имеет свое целевое назначение. Так, группа клиньев в центре теста и клинья, расположенные по углам, служат для определения разрешающей способности передающих и приемных трубок телевизионных систем. Четкость горизонтальных рядов определяют по контрастности вертикальных клиньев, а вертикальных рядов —по контрастности горизонтальных клиньев. При гравировании применяется в основном брусковый, рожковый и рукописный шрифты. Поэтому гравер должен первоначально изучить построение букв и цифр этих шрифтов. Наиболее простой и распространенный из них —брусковый, или, как его иногда называют, палочный или ленточный. Один из видов брускового шрифта изображен на рис. 6. Он имеет буквы, построенные на совершенно ровных, одинаковой толщины линиях —брусках. С изменением ширины букв брускового шрифта в ту или другую сторону изменяется вид этого шрифта. Вторым по сложности является рожковый шрифт, показанный на рис. 7. Этот шрифт, как и брусковый, имеет несколько разновидностей. Третий и самый сложный из наиболее часто применяемых граверами шрифтов — рукописный, один из вариантов такого шрифта показан на рис. 8. Название шрифта связано с его писанием от руки с закруглениями и утолщениями линий от нажима пера, соединительными линиями между буквами и т. д. Каждый вид шрифта имеет свое назначение, например для золототиснения применяется чаще всего рожковый шрифт, для клеймения заводских деталей или шильдиков — брусковый, для надверных табличек — рукописный и т. п.
Рис. 7. Рожковый шрифт
Рис. 8. Рукописный шрифт
Необходимо практиковаться в изображении как строчных, так и прописных букв. Для твердого усвоения рисования шрифта надо воспроизводить все буквы до тех пор, пока не станет ясно, что рука натренирована в рисовании всех перечисленных шрифтов и любой из них получается каждый раз совершенно одинаковым. Правила расположения текста. Когда гравером усвоено написание шрифтов и он без особого труда может быстро нарисовать любые цифры и буквы, можно начинать на бумаге упражнения по размещению текста (в данной книге речь идет в основном о производственном гравировании, поэтому в ней не рассматривается процесс создания композиции текста, что вообще является функцией конструктора или художника). В виде оригинала граверу вручают уже готовую композицию текста: в натуральную величину, если нужно перевести его на металл в масштабе 1:1, либо с указанием его рабочей площади, размеров знаков (т. е. букв и цифр) или масштаба. Однако иногда вместо оригинала граверу могут дать текст, написанный от руки или напечатанный на машинке. В данном случае гравер сам должен разрешить ряд вопросов, от которых зависит качество выполняемой гравировки, а именно: какой вид и размер шрифта избрать и в каком расположении произвести разметку текста на гравируемой детали. Рассмотрим следующий пример. Граверу дана для изготовления фирменная таблица к какому-либо станку, где должно быть обозначено название завода, города, номер станка, дата и т. д. Прежде чем приступить к разметке данного текста, следует произвести предварительную разметку таблички и найти центр. Это осуществляется путем пересечения таблички диагональными линиями. Если в тексте всего три ^троки, то для правильного и симметричного их расположения через центр таблички проводят горизонтальную и вертикальную линии. Верхнюю и нижнюю части таблички делят пополам горизонтальными линиями как показано на рис. 9. Таким образом, верхняя, средняя и нижняя линии являются местом расположения трех строчек текста.
Рис. 9. Разметка таблички на три строки
При разметке любого текста нужно учитывать размер заглавных и уширенных букв, таких как Д, М, Ш, Щ, Ы, Ю и каждую из них по ширине считать за полтора знака. Для симметричной разметки текста считают количество букв в слове и делят их пополам’ если слово состоит из 16 букв, то их располагают поровну, по восемь букв с правой и левой сторон от вертикальной центровой линии, отмеченной на табличке. Таким же приемом пользуются и для всех остальных строк. Нанесение рисунка и разметка текста на металле производится следующим образом. Сначала рисуют карандашом весь необходимый текст (с учетом всех описанных приемов, обеспечивающих правильность и симметричность его расположения), а затем производят разметку шпицштихелем или специальной разметочной иглой. Во время разметки окончательно корректируют нарисованное, а также устраняют возможность стирания карандашных линий в процессе гравирования. Копирование изображения. Копирование какого-либо рисунка, факсимиле или другого изображения является важным звеном в граверной работе. Существует несколько методов копирования. Самое распространенное и простое копирование производят следующим образом. Берут кальку или папиросную (рисовую) бумагу, промасливают ее, равномерно протирая пальцем по всей площади веретенным маслом, и после того как бумага станет максимально прозрачной, накладывают на оригинал. Затем тщательно закрепляют бумагу кнопками, и остро отточенным мягким карандашом точно переводят на нее оригинал. Этот способ копирования применяют в тех случаях, когда требуется сохранить точный размер оригинала в зеркальном (обратном) виде. При необходимости перевода оригинала на металл в прямом изображении производят так называемое двойное копирование: сначала копируют с оригинала на папиросную бумагу, затем перевертывают ее лицевой стороной вниз и вторично обводят карандашом контур рисунка, после чего переводят его на металл. Нередко граверу приходится сталкиваться с рисунками, которые должны быть строго симметричны. Для изображения такого рисунка достаточно воспроизвести его правую или левую сторону, затем согнуть бумагу по отмеченному центру и протереть ее сверху твердым предметом. Изображение рисунка переходит на Другую сторону и воспроизводит его вторую половину с идеальной симметричностью. Независимо от способа копирования рисунка приемы перевода 0 на металл всегда одинаковы. Для изготовления, например, клише на латунной пластинке, прежде чем приступить к переводу рисунка на металл, нужно лекальной линейкой проверить прямолинейность рабочей поверхности. Убедившись в ее хорошем качестве, поверхность покрывают тонким слоем белой акварельной краски или цинковыми белилами, растирая их круговыми движениями пальца. После высыхания краски к пластине прикладывают папиросную бумагу с рисунком (с учетом прямого или зеркального изображения), и, покрыв ее какой-нибудь плотной бумагой, протирают тыльной стороной рукоятки штихеля. Рисунок воспроизводится на металле. Остается хорошо отточенным шпиц-штихелем произвести разметку рисунка, т. е. его оконтуривание по переведенному графитному рисунку. Для более четкого перевода рисунка на металл существует еще один способ подготовки его поверхности. Суть его заключается в следующем: заготовку покрывают белой краской уже известным приемом и после высыхания подогревают пластину и прикладывают к ней кусочек чистого пчелиного воска, который, расплавляясь, покрывает всю окрашенную рабочую поверхность тонким слоем. Графит с рисунка на бумаге, приложенной к такой поверхности, особенно хорошо переводится, и копия рисунка получается очень отчетливая. Однако при этом способе, так же как и в первом варианте, необходимо произвести разметку шпиц-штихелем. В граверной работе нередки случаи, когда граверу приходится пользоваться оригиналом, размеры которого не соответствуют размерам будущего изделия, т. е. когда рисунок оригинала больше или меньше требуемого в граверном исполнении и его необходимо увеличить или уменьшить. Широко применяется способ увеличения или уменьшения размера оригинала при помощи сетки. Вокруг рисунка, подвергающегося увеличению, вычерчивают рамку карандашом тонкими линиями. Делят площадь в рамке пополам по вертикали и горизонтали, а полученные четверти, в свою очередь, делят линиями на восьмушки, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. Для удобства работы точки деления сторон рамки, в которую заключен рисунок, нумеруют по горизонтали и вертикали цифрами. Затем на бумаге чертят подобную рамку, увеличенную или уменьшенную в нужное число раз относительно оригинала, и делят ее на такое же число клеток. После этого рисунок перерисовывают по частям, перенося поочередно изображение из каждой клетки оригинала в соответствующую клетку на бумаге. Чем больше число клеток в сетке, тем точнее получится переводимый оригинал. На рис. 90 показано изображение, увеличенное в два раза относительно оригинала. Если оригинал необходимо сохранить, рекомендуется скопировать рисунок на бумагу и построение сетки производить по копии. Для приобретения основных навыков в гравировании штихелями необходимо проделать ряд упражнений возрастающей сложности.
Рис. 10. Оригинал и изображение, увеличенные в два раза
1. Гравирование прямых параллельных линий, заранее размеченных на определенном расстоянии друг от друга (рис. 11, а).
Рис. 11. Рисунки для тренировочных упражнений
Рис. 12. Знаки ножевого типа
Одной из разновидностей гравирования является также изготовление инструмента для вырезания букв, цифр и других изделий из липкой ленты, т. е. специальных буквенных, цифровых и других знаков ножевого типа. Потребность в таких знаках вызвана всевозрастающим развитием электронных устройств, производство которых невозможно без применения печатных плат, куда, в свою очередь, требуется большое число букв, цифр и различных контактных площадок. Инструменты ножевого типа изготовляют из стали марки 4X18, а процесс гравирования ведется как механическим, так и ручным способом. Приступая к работе, прежде всего выбирают заготовку, соответствующую габаритным размерам буквы с припуском на обработку 0,6—0,7 мм (рис. 12). Например, если высота знака в готовом виде должна быть 10 мм, то высота заготовки в данном случае берется равной 11,5—12 мм. Затем при помощи резца-фрезы делают выборку соответствующих углублений с внутренней и наружной стороны в зависимости от силуэта буквы или цифры. После завершения машинного гравирования приступают к ручной обработке знака при помощи штихелей, добиваясь «остроты знака» (режущая кромка равна 0,05 мм) за счет снятия припуска. Гравирование ведется срезанием припуска на конус к основанию, вследствие чего и получается режущая кромка знака. Реклама:Читать далее:Основные виды гравированияСтатьи по теме:Главная → Справочник → Статьи → Блог → Форум |
|
|
|
Контакты: Сергей Королёв © 2007-2009 Pereosnastka.ru - информационный сайт о металло- и деревообработке. |
© Все права защищены.
Копирование материалов невозможно. |
|