Работа непрерывным потоком в механическом цеху

Категория:
Проектирования технологических процессов


Работа непрерывным потоком в механическом цеху

Что такое вообще работа непрерывным потоком? В весьма авторитетной немецкой работе по этому вопросу fF. Mackbach) дается следующее определение (с пояснением):

Не претендуя на совершенную точность формулировки, считаем возможным предложить следующее определение.

Производством непрерывным потоком мы будем называть такой вид массового производства, где операции имеют поточное расположение и ритмичны между собою по времени.

Поточным же производством будет называться производство, где станки (операции) расположены по порядку операций и линиям обработки деталей (и агрегатов изделия).

Уже из приведенных определений видно, что в полной мере осуществление принципа непрерывного потока в механических цехах до настоящего времени нужно считать весьма трудно достижимым.

Эта трудность заключается в достижении вполне четкой ритмичности, т. е. чтобы продолжительность всех операций в линии непрерывного потока была бы равна или- кратна рабочему такту 2 (или ритму) данной линии.

Достаточно просмотреть производительность станков (выход деталей со станка в час) в обработочной карте любой детали, даже завода Форд, чтобы убедиться, что и на этом заводе при колоссальной программе и таковых же производственных возможностях полностью нет процесса непрерывного потока в механическом цеху.

В отношении же других заводов естественно будет сказать то же самое, но в еще более сильной степени.

Другое дело — сборка, литейный цех, даже изготовление рессор, колес, радиаторов, сборка и отделка кузова и т. д. — здесь мы видим у Форда полностью осуществленный непрерывный поток, охватывающий таким образом весьма значительную долю всего производства.

Все станки были снабжены магазинами для автоматической зарядки и выталкивателями готовых роликов в ящик, откуда небольшим транспортером ролики передавались в магазин следующего станка и т. д. Существенным является здесь, конечно, не эти устройства, а то обстоятельство, что продолжительность операций всех этих станков одинакова по времени (простейший случай ритмичности) и равна требуемому рабочему такту.

Какую же форму в рассматриваемом смысле мы имеем большей частью в организации механических цехов автомобильных заводов?

Не касаясь пока заводов серийного производства, ответим на этот вопрос для заводов массового производства.

Механические цеха этих заводов имеют в большинстве форму чисто поточного производства или, точнее, поточно-массового производства, которое, таким образом, будет характеризвваться не только закреплением всех рабочих мест за постоянными операциями, но и последовательным расположением рабочих мест по потокам (или линиям) обработки детали и агрегатов изделия, но с относительно грубым согласованием операций по времени.

Причина затруднительности полного осуществления принципа непрерывного потока, хотя бы даже и на отдельных линиях механического цеха, заключается в том, что время обработки, т. е. время операций на станках, определяемое целым рядом фактов: размером, формой и материалом деталей, конструкцией, особенностями и производительностью станка, качеством и стойкостью инструмента и т. д., весьма трудно поддается согласованию для строгого выдерживания ритмичности. Кроме того, на отдельных станках возможны различные мелкие остановки.

Другое дело в сборке, где мы почти всегда можем так составить операции, чтобы они были даже равны требуемому рабочему такту (или в крайнем случае кратны ему).

Можно сделать следующее возражение, что подобрав станки так, чтобы они в данной линии обеспечили нужную производительность и, расположив их соответственно, можно затем снизить режим у тех станков, где производительность будет больше необходимой и таким образом согласовать время операций до полагающейся ритмичности .

На это следует ответить, что в таком случае мы осуществим теоретически принцип непрерывного потока, но практически это внесет ряд новых неудобств и даже затруднений. Если, скажем, какой-либо станок имел производительность втрое большую, чем нужно по заданию, то уменьшив или не уменьшая режима резания на нем, мы в том и другом случае будем иметь тот же коэфициент использования его производительности, а именно — 0,33.

С другой стороны, такое искусственное согласование времени операций может вызвать практически ряд и вредных явлений: в некоторых случаях лишит возможности обслуживания двух и более станков одним рабочим, создаст возможность задержки всей линии при наличии хотя бы даже мелких и довольно обычных задержек работы отдельных станков и т. д., не давая никаких организационных преимуществ.

Правда (как уже было отмечено в главе IV), некоторое ослабление режима резания на станках с повышенной производительностью обычно делается, но лишь в пределах облегчения работы инструмента, для увеличения времени его стойкости, что делает работу на таких станках и операциях более спокойной, надежной и несколько более дешевой.

Таким образом, искусственное согласование времени операций на станках не дает еще практически работы непрерывным потоком.

Современные же методы механической обработки и станки, их осуществляющие, настолько сложны и часто зависят от стольких весьма разнообразных факторов и условий, что они в значительной мере подвержены и различным случайностям в смысле временного изменения продолжительности обработки, остановок из-за смены инструмента и т. д., а это не годится для точного выдерживания принципа непрерывного потока.

Из сказанного отнюдь не следует делать вывода, что формы организации механической обработки на станках настолько далеки от принципа непрерывного потока, что не следует даже и думать о приближении к нему.

Выше было сказано, что мы для массового производства имеем в механическом цеху в качестве основной поточно-массовую форму организации с относительно грубым согласованием операции по времени.

Облегчение режимов резания на операциях излишней производительности может это согласование еще несколько улучшить.

Оборудовав же линии потоков теми или другими транспортными устройствами, дающими возможность деталям удобно передвигаться от одной операции к другой, мы получим в результате всего в той или иной степени (в зависимости, конечно, от масштаба производства) приближение к осуществлению принципа непрерывного потока.

Но стремиться к такому его осуществлению в настоящий момент, как, скажем, возможно в сборке, едва ли было бы целесообразным за исключением лишь отдельных групп станков, в особо благоприятных для этого условиях и при весьма больших масштабах производства.

Наличие же непрерывно действующих транспортеров в линиях обработки отдельных деталей, конечно, не означает еще осуществления данного принципа.

Вообще никакой конвейер сам по себе еще не делает около него совершающуюся работу работой непрерывным потоком, так как для этого необходимо соблюдение всех указанных в определениях условий.

Вышеприведенные соображения и выводы подтверждаются и тем фактом, что даже на самых мощных автомобильных заводах Америки мы не встречаем в механическом цеху ленточных конвейеров в линиях (за незначительными исключениями).

Подвесные непрерывные транспортеры (рассчитанные на подачу деталей к рабочим местам обычно с большим запасом) и рольганги (также с некоторым и даже неодинаковым запасом деталей между операциями) могут иногда создавать впечатление работы непрерывным потоком, на самом же деле это лишь работа, приближающаяся к непрерывному потоку, так как она не вполне ритмична.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум