Ремонт аппаратов

Категория:
Электромонтер-ремонтник


Ремонт аппаратов

Надежными мероприятиями, обеспечивающими долговечность работы аппаратов, является техническое обслуживание и ремонт. Эти работы предусматривают: систематический осмотр аппаратов, очистку от грязи и пыли, осмотр и определение состояния распределительных шин, коммутационных проводов, контактных систем и степень их нагрева; состояние электромагнитных систем, изоляционных и других элементов. В результате осмотра устанавливают степень повреждения и сроки ремонта.

Как правило, вся аппаратура ремонтируется в ремонтных подразделениях, кроме крупноразмерных щитов, пультов и сборок.

Ремонт рубильников с боковой рукояткой типа Р. Для ремонта контактной системы и механизма фиксации надо отвинтить гайки, вынуть шпильки и снять секции с вала, предварительно освободив его от подвижных контактов. После этого отвинчивают рукоятку привода и освобождают секцию с механизмом фиксации.

Такие повреждения ножей, как изгиб, исправляют рихтовкой, которую выполняют молотком с медным бойком на рихтовочном верстаке. Изгиб ножей после рихтовки не должен превышать 0,2 мм по всей длине ножа, что проверяется щупом.

Рис. 1. Светильник УПД:
1 — накидная гайка, 2 — универсальный узел подвеса с колодкой зажимов, 3 — пластмассовый корпус, 4 — фарфоровый патрон, 5 — замок, 6 — отражатель

Если обнаружены следы копоти в секции, их устраняют зачисткой, стальной щеткой и шлифовкой абразивной шкуркой до полного устранения следов.

После этого проверяют целостность пружин, стягивающих подвижные контакты, и пружин механизма фиксации. Поврежденные пружины заменяют новыми по образцу заводских. Проверяют состояние толкателей 9 ив случае поломок, трещин или повреждений заменяют.

Проверяют состояние вала и дугогасительных камер. Следы копоти и подгорания удаляют наждачной шкуркой и промывают бензином.

После ремонта трущиеся части ножей и стоек смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 и собирают рубильник. После сборки проверяют правильность одновременного вхождения всех трех ножей в губки (они должны входить без перекосов). Плотность нажатия контактов проверяют щупом толщиной 0,05 мм, который должен проходить не более 1/3 величины контактной поверхности. При необходимости добиться нужной плотности подгибают контакты.

Ремонт предохранителей. Наиболее частыми повреждениями пластинчатого предохранителя являются: оплавление болтов и зажимов вследствие их перегрева, разрушение, трещины или появление нагара изоляционной плиты и перегорание плавких вставок.

Контактную часть предохранителя ремонтируют аналогично ремонту рубильника. Плавкие вставки применяют, как правило, заводского производства. При их изготовлении собственными силами количество и материал проволок подбирают по справочнику, а крепление их к наконечнику вставкй производят сваркой или твердыми припоями.

У трубчатых предохранителей типа СПО проверяют состояние фарфорового патрона, на котором не допустимо появление трещин. Патрон в этом случае заменяют новым. Контактные ножи и губки могут иметь следы расплавленного металла, копоти, подгаров, неплотного прилегания. Устранение этих дефектов достигается тем же способом, что и у рубильников. Надо следить, чтобы нож зажимался на трубке по полоске асбеста и чтобы плавкая вставка подбиралась по справочникам в соответствии с нагрузкой и номинальным током предохранителя.

Для трубчатых предохранителей типа ПР-1 и ПР-2 после появления трещин на фибровом патроне предохранитель заменяют новым. Повреждения, аналогичные предыдущим типам предохранителей, устраняют описанным для них способом.

Рис. 2. Предохранитель П:
1 — контактный наконечник, 2 — открытая плавкая пластина, 3 — винт, 4 — основание

Рис. 3. Предохранитель СПО:
1 — контактная стойка, 2 — контактный нож, 3 — плавкая вставка, 4 — фарфоровая трубка, 5 — контактный болт, 6 — изоляционная плита

У трубчатых предохранителей с заполнением типа ПН-2 фарфоровый патрон, имеющий сколы или трещины, также заменяют новым. Контактную часть и изоляционную панель ремонтируют аналогично предыдущим типам предохранителей. При перегорании калиброванной плавкой

вставки ее заменяют следующим образом: отвертывают два винта, крепящих контактную шайбу токопро-водящего элемента к одной из крышек патрона, отвертывают четыре винта, крепящих крышку к корпусу, и снимают крышку вместе с асбестовой прокладкой; высыпают из патрона кварцевый песок, отвертывают два винта, крепящих другую контактную шайбу, и удаляют ее из патрона. Внутреннюю поверхность фарфорового патрона очищают и устанавливают новую плавкую вставку. Собирают патрон в обратной последовательности. Песок должен быть засыпан свежий. Использованный песок можно оставить, если он не спекся и не отсырел. Контактную часть ремонтируют аналогично предыдущим типам предохранителей.

Рис. 4. Предохранитель ПР-2 с патронами на токи:
а-15-60 А, б- более 100 А; 1 — фибровая трубка, 2 и 3 — латунные колпачки, 4 — контактный нож, 5 — винт, 6 — плавкая вставка

Пробочный предохранитель не ремонтируют, лишь зачищают контактные поверхности и заменяют плавкую вставку — «пробку». Ремонт более сложных повреждений не экономичен. Предохранитель в этом случае заменяют новым.

Ремонт пакетных выключателей. У пакетных выключателей ПВЗ-25 основные детали при выходе из строя не подлежат ремонту, их следует заменить. Это относится к пружинам, которые находятся в напряженном состоянии и часто выходят из строя, рукояткам, скобам, неподвижным контактам при оплавлении или обгорании. Если подвижные контакты имеют толщину менее 80% первоначальной, их также заменяют новыми.

Поломку пружины, лепестков фиксирующей шайбы и рукоятки можно устранить не производя полной разборки. При порче других деталей, например изоляции валика, необходима полная разборка, которая выполняется в такой последовательности: снимают рукоятку, отвертывают винт, сняв шайбу, гаечным ключом отвертывают гайки и снимают шайбы со шпилек скобы. Снимают крышку и вынимают валик в сборе с пружиной, далее снимают фиксирующую и плоскую шайбы. Снимают пакеты выключателя со шпилек скобы, вынимают из пакетов переключающий валик, с него снимают поврежденную изоляцию и заменяют ее новой.

Если необходимо устранить повреждения контактов, надо снять кольцо верхнего пакета, вынуть из пакета подвижные и неподвижные контакты в сборке с искро-гасительной шайбой. Аналогично поступают и с другими пакетами. Сборка выключателя производится в обратной последовательности.

Ремонт кнопок управления КУ-122-2. При любых повреждениях кнопки последнюю полностью разбирают. Снимают кожух, вывернув предварительно винты, сняв шайбу. Вывертывают винты и снимают их вместе с шайбами. Снимают кнопочный элемент и прокладку с основания. После этого следует утопить упор до выхода лапок стержня толкателя из гнезда и повернуть упор на 90°. Извлекают из колодки толкатель, вынимают контактную пружину, подвижной контакт, возвратную пружину и прокладку. Поврежденные элементы и детали ремонтируют, остальные тщательно очищают от грязи и пыли. После ремонта кнопку собирают следующим образом: толкатель вставляют в паз колодки, предварительно надев на стержень возвратную пружину. Нажимая пальцем на толкатель, надевают на стержень прокладку, контактную пружину, вторую прокладку, контактный мостик (подвижной контакт) и третью прокладку. Далее следует вставить конец стержня толкателя в упор, совместив пазы с лапками стержня, утопить упор до выхода из гнезда лапок стержня и повернуть упор на 90°. Кнопочный элемент собран.

Рис. 5. Предохранитель с кварцевым наполнителем ПН-2

Рис. 6. Технологический процесс разборки пакетного выключателя
1 – стальные пружинящие кольца контактов, 2 — металлические крышки, 3 – винт, 4 – фарфоровый патрон, 5 — контактные ножи, 6 — плавкие вставки, 7 – контактные болты, 8 — кварцевый песок, 9 — оловянный шарик (растворитель), 10 — контактные стоки, 11 — изоляционная плита, 12 — Т-образные выступы

Рис. 7. Технологический процесс разборки кнопки управления КУ-122-2

После сборки проверяют работу толкателя: при нажатии на него не должно быть заеданий контактного мостика, толкателя и штифта.

Рис. 8. Элементы кнопок управления:
а – КЭ11АП, 6 – КУОЗ, в — КУ-1; 1 — колодка, 2 — неподвижный контакт, 3 — толкатель, 4 — штифт, 5 — контактная пружина, б — мостик с контактами, 7 — возвратная пружина, 8,9 — кольцевые гайки

Для полной сборки кнопочный элемент вместе с прокладкой устанавливают на основание и закрепляют винтами, подложив под винты плоскую и пружинную 6 шайбы. После этого устанавливают кожух и закрепляют его к основанию винтами, подложив под винты шайбы.

Аналогично собирают и кнопочные элементы, типов КУОЗ, КУ1, КУ2.

Ремонт ключей управления. Почти все повреждения ключа требуют полной его разборки, которую выполняют в такой последовательности. Отвертывают гаечным ключом гайку, снимают шайбы и рукоятку в сборе с фланцем. Придерживая рукой заднюю крышку, отвертывают гайки со шпилек и снимают пружинные шайбы, заднюю крышку, пружинный упор, фиксатор, пружину и штифт. Далее извлекают боковые крышки и вынимают шпильки. Снимают с вала пакеты, ключа в сборе, шайбу и ограничитель. Вынимают из пакетов неподвижные и подвижные контакты.

После ремонта сборку выполняют в такой последовательности:
— вставляют в отверстие передней крышки шпильки, навернув со стороны рукоятки гайки с пружинными шайбами. Надевают на вал ограничители в соответствии со схемой ключа и устанавливают шайбу. Надевают на шпильки и вал один из контактодержателей, предварительно вложив в пазы неподвижные контакты. Устанавливают в соответствии со схемой ключа подвижные контакты и надевают на шпильки и вал второй контактодержатель пакета. В такой же последовательности собирают остальные пакеты.

Вставляют в отверстие вала штифт, надевают на вал фиксатор и пружину. Трущиеся части смазывают смазкой ЦИАТИМ-201. Вставляют в пазы задней крышки пружинный упор, надевают заднюю крышку на шпильки, нажав пальцем на тыльную часть крышки до выхода шпилек из отверстий крышки, навертывают гайку с пружинными шайбами. Вставляют шпильки фланца в отверстия передней крышки, совместив паз рукоятки с выступами вала, навертывают гайки с шайбами. До установки боковых крышек надо убедиться в правильности сборки ключа и работы его во всех рабочих положениях в соответствии со схемой.

Далее следует утопить пружинный упор, установить боковые крышки и проверить сопротивление изоляции между неподвижными контактами каждого пакета и смежных пакетов, которое должно быть не менее 1 МОм.

Ремонт автоматов АП-50. Полная разборка автомата необходима, когда повреждены основные контакты и требуется их замена. В большинстве случаев, когда надо устранить дефекты резьбы контактов, дугогасительной решетки, очистить копоть на внутренней поверхности и деталях автомата или заменить возвратную пружину, достаточно ограничиться частичной разборкой. Для этого вывертывают винты крепления крышки к основанию и крышку снимают. Снимают дугогасительную камеру, расцепляют рычаг (если выключатель взведен), нажав для этого на кнопку «стоп» или рейку траверсы выводных проводов. Для дальнейшей разборки выворачивают винты и снимают неподвижный контакт и подвижный контакт. При обрыве или ослаблении с помощью плоскогубцев снимают возвратную пружину с держателя.

После ремонта деталей автомат собирают в такой последовательности: устанавливают дугогасительную камеру в гнездо, шарнирные соединения механизма смазывают приборным маслом, вращение траверсы на оси должно быть без заеданий. Устанавливают неподвижные и подвижные контакты и закрепляют их винтами. Устанавливают возвратную пружину, ввертывают винты для присоединения выводных проводов, надевают крышку с дугогасительными камерами на основание и плотно закрепляют винтами, не допуская перекосов.

Рис. 9. Автоматический выключатель АП-50:
1 — основание, 2 — кнопка «стоп». 3 – рычаг, 4, 7, 8 — винты, J — неподвижный контакт. 6 — подвижный контакт, 9 — возвратная пружина

Ремонт воздушных автоматических выключателей А15-Т. Для устранения повреждения контактов с них снимают дугогасительные камеры. При ремонте выключателя обращают особое внимание на состояние расцепителя, проверяют наличие дополнительного сопротивления, целость плавкой вставки предохранителя, состояние контактов конечного выключателя. Зазор между рычагами отключающего валика и бойком расцепителя должен быть 2 — 3 мм. Сгоревшее сопротивление или плавкую вставку, поврежденные контакты конечного выключателя заменяют новыми.

Ремонт установочных автоматов А-3100, AE-1Q00, АЕ-2000. Установочные автоматы рассчитаны для работы без зачистки контактов и без смены частей. Встроенный в выключатель расцепитель регулируется на заводе и поэтому по истечении гарантийного срока или выхода по тем или иным причинам автомата- из строя его заменяют новым. В исключительных случаях, учитывая дефицитность установочных автоматов и при наличии специального оборудования и квалифицированного ремонтного персонала, способного выполнить регулировку автомата, его ремонтируют.

Как пример рассмотрим автомат АЕ-1031. Полную разборку выполняют в такой последовательности: вывертывают винты, снимают механизм выключателя в сборе с подвижными контактами и контактным рычагом, выворачивают винты и снимают неподвижный контакт.

Осматриваю! и устраняют дефекты и повреждения кон тактов, дугогасительных камер и деионных решеток, очищают и смазывают механизм выключателя.

Отремонтированный выключатель собирают в обратной последовательности.

Ремонт магнитных пускателей ПМЕ-200. В ряде случаев, например при повреждении электромагнитной катушки, необходима частичная разборка пускателя, для чего вывертывают винты крепления крышки пускателя и ее снимают, вывертывают винты и снимают дугогасительную камеру, вывертывают винты крепления корпуса пускателя к основанию и корпус с траверсой в сборе снимают с основания. Катушку снимают с сердечника и направляют для ремонта. Дальнейшая разборка: сердечник вынимают из основания, снимают амортизационную пружину и скобу. При необходимости ремонта контактов необходимо осторожно пинцетом приподнять контактный мостик, повернуть его на 45 — 60° вдоль продольной оси и вынуть из контактодержателя вместе с плоской пружиной. При необходимости ремонта магнитопровода дополнительно вывертывают винты крепления пускателя к кожуху или монтажной плите и пускатель снимают, отделяют якорь с траверсой от корпуса, вынимают ось, снимают якорь и амортизационную пружину с траверсы. Для полной разборки необходимо еще снять с основания подвижные блок-контакты в сборе с мостиками и две возвратные пружины. Вывертывают винты крепления неподвижных контактов и контакты снимают. Вывертывают винты крепления неподвижных блок-контактов и последние также снимают.

Рис. 10. Однополюсный автоматический выключатель АЕ-1031:
1 – корпус, 2 – механизм управления, 3 – крышка, 4,5- расцепи-тели максимального тока, б – контактная система, 7 – дутогасительная камера

Рис. 11. Магнитный пускатель ПМЕ-200

После ремонта или замены дефектных деталей магнитный пускатель (если он разобран полностью) собирают в такой последовательности: устанавливают и закрепляют винтами неподвижные контакты и блок-контакты, устанавливают в гнездо основания скобу, накладывают изгибом вверх амортизационную пружину и устанавливают сердечник; надевают на сердечник катушку так, чтобы выводные контакты совпали с токоподводящими зажимами; устанавливают в основание возвратные пружины и толкатель в сборе с мостиком. Укладывают в гнездо траверсы амортизационную пружину якоря, прижимая якорь к траверсе, и вставляют ось. Устанавливают траверсу на основание продевают в поводки подвижных контактов мостики с контактными пружинами. Устанавливают основание с траверсой в сборе и закрепляют его винтами. Закрепляют пускатель винтами к монтажной плите или кожуху. Производят монтаж проводов цепей управления в соответствии с требуемой схемой.

Ремонт контакторов КХ- В контакторах быстрее всего изнашиваются контакты, дугогасительные устройства, электромагнитные катушки и подвижная система.

Рис. 12. Основные узлы контактора переменного тока:
а – контактная и дугогасительные системы, б – электромагнитный привод, в – блок-контакты, 1, 12 – неподвижные контакты, 2 – подвижный контакт, 3, 14 — контактные пружины, 4 – гибкое соединение, 5 – ду-гогасительная камера, 6 – сердечник, 7 – катушка, 8 – якорь, 9 – приводной вал, 10 – подшипник, 11 – контактная стойка, 13 – мостик с контактами, 15 — контакте держатель, 16 – колодка, 17 – скоба, 18 — стремянка

При обгорании или появлении брызг металла на поверхности контактов необходимо зачистить контакт и промыть хлопчатобумажной салфеткой, смоченной в бензине. Если толщина контактов менее 0,5 мм, то их целесообразно заменить новыми. При толщине контактов более 0,5 мм зачистку произвести при помощи плоского надфиля. После окончания ремонта контактов щуп толщиной 0,05 мм должен проходить при сомкнутых контактах не более 25 % контактной поверхности.

Обгоревшие контактные мостики или пластинки неподвижных контактов ремонту не подлежат и должны быть заменены новыми.

В подвижной системе обращают внимание на состояние гибкой связи, которая состоит из пакета тонких твердо-катаных медных пластин толщиной 0,2 — 0,5 мм. Поврежденные пластины заменяют новыми тех же размеров.

Неисправности магнитной системы, которые характеризуются шумом (гудением), могут возникать из-за повреждения короткозамкнутого витка, уменьшенной площади соприкосновения сердечника и якоря и в результате ослабления их крепления, которое устраняется подтягиванием крепежных деталей. Часто бывает, что при отключении контактора якорь не отпадает от сердечника, «прилипает». В этом случае надо проверить наличие прокладки из немагнитного материала (медная пластинка) между сердечником и якорем и в случае повреждения, ослабления или отсутствия восстановить ее. Нередки случаи повреждения изоляции главных контактов от вала, в этом случае ее восстанавливают из электрокартона, фибры или асбомиканита.

Ремонт промежуточных реле ПЭ-5. Для ремонта деталей реле последнее разбирают в такой последовательности: отвертывают гайку и снимают со шпилек скобу, обойму, магнитопровод с пружиной и катушкой, якорь с колодками. Снимают со шпилек шайбы и распорные трубки. Вынимают из отверстий второй обоймы стягивающие шпильки. Выворачивают винты и снимают выводы в сборе со скобами, выворачивают винты крепления колодок к якорю и снимают колодки. Снимают с якоря скобу и пружину. Снимают скобы с выводов катушки. Наносят на якорь и сердечник метки эмалевой краской.

После разборки детали очищают, устанавливают повреждения деталей реле, контактной системы крепежных и контактных винтов, катушки магнитопровода. Ремонтируют и собирают следующим образом: в гнезда обоймы устанавливают выводы в сборе со скобами П и закрепляют их винтами. В отверстия обоймы вставляют шпильки, надев на них распорные трубки и шайбы. На сердечник магнигопровода надевают пружинную пластину выпуклостью к магнитопроводу. На выводы катушки надевают две скобы и закрепляют их винтами. Надевают на магнитопровод катушку плоской щекой каркаса в сторону пружинной пластины. Устанавливают пружины подвижных контактов со втулками и контактные мостики в гнезда колодки. Устанавливают на внутреннюю часть колодки наружную часть и закрепляют двумя винтами. Устанавливают на якорь две колодки в сборе с контактными мостиками; продевают через отверстия колодок и якоря два винта и закрепляют их гайками. Надевают на якорь пружину со скобой. Вставляют в обойму магнито-провода с катушкой якорь с пружиной и скобой, в гнезда обоймы — скобу и накладывают сверху вторую обойму. Надевают на шпильки скобу и прикрепляют ее гайками, пружинными шайбами.

Рис. 13. Промежуточное реле ПЭ-5

Ремонт промежуточных реле РПТ-100. При повреждениях контактной системы, магнитопровода или катушки выполняют частичную разборку реле. Вывертывают винты и отделяют контактную систему от магнитной, вывертывают винты, снимают рычаг и отвертывают контргайки с керном. Для освобождения контактов вывертывают из основания контактной системы винты и разбирают. После ремонта деталей реле собирают в обратном порядке.

Рис. 14. Промежуточное реле ЭП-41Б

Ремонт промежуточных реле ЭП-41Б. При повреждении контактов производят частичную разборку реле. Снимают отключающие пружины с осью, вывертывают винты крепления крышки подшипника и снимают крышку, после чего вынимают подвижную часть 10 контактной системы с якорем, осью и скобой, предварительно отвинтив гайки. Если необходимо устранить дефект катушки или магнитопровода, достаточно вывернуть винты крепления латунных скоб, удерживающих катушку, гайку и снять катушку со скобы и магнито-провод. После ремонта деталей реле собирают в обратной последовательности.

Ремонт тепловых реле РТ. При повреждениях контактов производят частичную разборку реле. Выворачивают винты и отсоединяют токоподводящие провода, выворачивают винты крепления реле и отделяют его от монтажной плиты, выворачивают винты крепления крышки реле и снимают крышку. Если потребуется сменить нагревательный элемент реле, необходимо дополнительно поднять отверткой биметаллическую пластинку до момента срабатывания реле, в том случае, если реле находится во взведенном состоянии, вывернуть винты и снять асбоцементную колодку и нагревательный элемент. После ремонта реле собирают в обратном порядке.

Ремонт распределительных устройств. Щиты, сборки, пульты, щитки представляют собой, как правило, конструкции, состоящие из металлического каркаса, на котором установлена аппаратура, шины с изоляционными опорами и провода. Оболочку и дверку этих конструкций выполняют, как правило, тоже из металла.

Ремонт РУ — это в основном ремонт конструкции без установленной аппаратуры, ремонт, который рассматривается отдельно. Повреждения каркаса и ограждающих конструкций в виде вмятин выправляют киянкой. Замки, петли, рамы в случае сильного повреждения заменяют новыми. Нарушение окраски и наличие коррозии устраняется зачисткой и окраской.

Рис. 15. Тепловое реле РТ

Изоляционные опоры (изоляторы) в случае повреждений (значительные сколы) заменяют новыми. Изоляция проводов, проложенных по конструкциям, должна обладать прочностью.

Должно быть обеспечено надежное заземление всех металлических конструкций и присоединение «нуля» к зажиму заземления, а также проверено заземление брони и оболочки кабелей и металлических труб. Проверяют уплотнения дверок, вводы проводов и кабелей и устраняют неполадки. Тщательно очищают от пыли и грязи, восстанавливают окраску и надписи.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум