Ремонт деталей зубчатых и цепных передач

Категория:
Ремонт промышленного оборудования


Ремонт деталей зубчатых и цепных передач

Поступающие в ремонт зубчатые колеса могут иметь следующие дефекты:
— износ зубьев по рабочему профилю;
— один или несколько сломанных зубьев;
— одну или несколько трещин в венце, спице или ступице;
— смятие поверхностей отверстия или шпоночной канавки в ступице;
— смятие шлицев и закруглений торцов зубьев.

Зубчатые колеса с изношенными зубьями, как правило, не восстанавливают, а заменяют новыми. Однако на небольших ремонтных базах, не оснащенных необходимым оборудованием, описанные ниже способы ремонта рекомендуются только для зубчатых колес большого Диаметра.

Колеса с износом зубьев по толщине, не выходящим за пределы допустимого, можно оставить в механизме, так как они не Ухудшают его работу.

На рис. 1, а показано цилиндрическое зубчатое колесо с односторонним износом зубьев у правого торца в результате многократного переключения шестерен. Ремонт состоит в том, что у колеса подрезают часть (линия отреза показана на рисунке справа чертой), а с другой стороны приваривают кольцо, точно соответствующее части. Затем кольцо устанавливают таким образом, что в переключении участвует левая (неизношенная) часть зубьев.

Зубчатые колеса со сломанным или выкрошившимся зубом нельзя оставлять в механизме: это может привести к поломке зубьев сопряженных колес и к аварии сборочной единицы. Такое колесо в ответственных передачах нужно заменить другим — годным. В менее ответственных тихоходных передачах зубья больших колес с повреждениями экономически выгодно восстанавливать.

Рис. 1. Ремонт зубчатых колес:
а — способом перевертывания, б — сваркой, в — наплавкой зуба по медным шаблонам

Например, восстановление одного или нескольких зубьев большого зубчатого колеса пневматического молота обходится значительно дешевле, чем изготовление нового колеса.

Зубчатые колеса можно ремонтировать наплавкой изношенных зубьев или установкой зубчатых вкладышей, которые закрепляют винтами или сваркой, установкой ввертышей и др. Однако эти способы ремонта следует применять лишь в качестве временной меры в тихоходных неответственных механизмах.

Обработка наплавленных зубьев достаточно сложна. Чтобы ее облегчить, наплавляют зубья средних и больших модулей с помощью пары медных шаблонов. Шаблоны, которые имеют форму впадин между зубьями зубчатого колеса, образуют боковые поверхности зуба.

Для введения наплавки медные шаблоны скрепляют между собой планками и прикрепляют к венцу колеса планками так, чтобы они не мешали операции наплавки. Планки можно заменить струбцинами или каким-нибудь другим устройством. Так как наплавляемый металл не приваривается к шаблонам вследствие высокой теплопроводности меди, шаблоны после наплавки легко вынимаются.

Наплавка производится толстообмазанными электродами Э-ЗУ, Э-42, ОММ-5 и др. После наплавки колесу дают медленно остыть. Для этого все колесо или ту его часть, где наплавлен зуб, зарывают в горячий песок.

Восстановление зубьев наплавкой целесообразно только в том случае, когда другие способы применить невозможно.

Изношенные зубчатые колеса, ремонт которых признан нецелесообразным, нужно заменять новыми парами даже в тех случаях, когда одно колесо в заменяемой паре существенного износа не имеет. Это вызывается тем, что:

замена обоих сопрягаемых колес гарантирует лучшие условия зацепления, так как зубчатые колеса каждой данной пары, как правило, изготовляются одним и тем же инструментом на одном и том же станке;

использование нового зубчатого колеса в сопряжении с оставшимся старым колесом нежелательно. Это объясняется тем, что зубья вновь изготовленного колеса не обеспечивают нормального контакта с уже приработанными зубьями, что обнаруживается по появлению повышенного шума в работе передачи.

Однако в тех случаях, когда в сопряжении находятся большое или малое зубчатые колеса, причем большое во много раз превышает по размеру малое, не следует придерживаться приведенного выше правила. В таком зацеплении значительно быстрее изнашивается малое колесо, чем большое, а потому при ремонте достаточно заменить только малое колесо. Своевременная замена малого колеса предохраняет от износа зубья большого колеса, стоимость изготовления которого значительно выше стоимости малого.

Как при ремонте, так и при замене зубчатых колес обязательно нужно установить, с каким углом зацепления нарезаны зубья данного колеса (это делают конструкторы отдела главного механика). Обычно угол зацепления 20°, иногда 15°. Два колеса, из которых одно имеет угол зацепления 15°, а другое 20°, в паре работать не могут.

При ремонте и замене зубчатых колес необходимо также убедиться в том, что на посадочных поверхностях нет задиров, вмятин и других повреждений, препятствующих нормальной посадке колес на вал или на другие детали. Если такие повреждения имеются, их обязательно устраняют расточкой посадочного отверстия и постановкой переходной втулки, а при незначительных износах — зачисткой отверстия наждачной шкуркой.

В цепных передачах наибольшему износу подвергаются зубья звездочек и цепи. Звездочки ремонтируют способами, указанными для зубчатых колес. Сильно изношенные цепи заменяют новыми или вставляют отдельные звенья вместо поврежденных.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум