Ремонт приспособлений

Категория:
Помощь рабочему-инструментальщику


Ремонт приспособлений

Приспособления подвергают ремонту при их поломках или повреждениях и износе, а также при изменении конструкции обрабатываемых деталей или технологического процесса.

Ремонт приспособлений — один из сложных видов работ. Нередко он требует от слесаря большего опыта и знаний, чем изготовление нового приспособления, так как в каждом конкретном случае необходимо разобраться в причинах получающегося при обработке брака, наметить пути его устранения при минимальной переделке приспособления.

В приспособлениях могут быть следующие поломки и повреждения: – износ или поломка зажимных элементов (износ или срыв резьбы зажимных винтов и их гаек, поломка или изгиб винтов, износ эксцентриков и их осей, поломка или деформация планок и пружин и др.); – износ отверстий кондукторных втулок, повреждение их сверлом или другими инструментами; износ посадочных мест в сменных кондукторных втулках и отверстий, в которые они входят; – износ или повреждение установочных элементов (штырей, пластинок, призм); – поломка частей корпуса — ножек, рукояток, кронштейнов, стоек; износ ножек и штырей; повреждение контрольных шгнфтов; взаимное смещение отдельных частей корпуса.

В зависимости от степени и характера износа или повреждения ремонт приспособления можно свести либо к простому его регулированию и смене деталей, либо к замене деталей с пригонкой их и доводкой базовых размеров. По объему и сложности работ различают текущий и капитальный ремонты приспособлений.

Текущий ремонт сводится к замене или исправлению одной-двух изношенных или сломанных деталей без разборки и регулировки всего приспособления. Он занимает немного времени (15—30 мин) и при наличии запасных частей может быть выполнен в обеденный перерыв или между сменами, т. е. не вызывает нарушений нормального хода производства.

Капитальный ремонт характеризуется частичной или полной разборкой приспособления и его узлов, сменой изношенных деталей, сборкой, пригонкой и регулированием приспособления, как это делается при его изготовлении. При капитальном ремонте выполняют такие работы, как восстановление корпусных деталей, а также базовых размеров, смена установочных элементов, изношенных кондукторных втулок и пр. Приспособление подвергают полной проверке на точность, осматривают все его детали. Обычно капитальный ремонт занимает несколько дней.

Ремонт вследствие изменений в конструкции детали или в технологии ее обработки чаще всего относится к капитальному. Целесообразность переделки старого приспособления или изготовления нового в этом случае определяет технолог.

Подготовка к капитальному ремонту заключается в составлении дефектной ведомости и при необходимости— технологического процесса на ремонтные работы (если требуется выполнить значительное количество станочных операций).

Ремонт начинают с разборки приспособления, при этом узлы, которые не будут переделываться, разбирать не следует. Особенно тщательно надо разбирать детали, соединенные контрольными штифтами, так как их повреждение не позволит получить после сборки правильную установку детали. Сначала удаляют крепежные винты, затем осторожными ударами молотка по медному или латунному стержню выбивают штифты. Иногда штифты располагаются в местах, откуда их невозможно удалить описанным способом; тогда в стык соединенных штифтами деталей заводят с двух сторон тонкие стальные клинья и осторожными ударами по ним снимают наружную деталь.

Кондукторные втулки выпрессовывают под прессом, а в труднодоступных местах — винтовым съемником. Если в приспособлении имеется несколько одинаковых деталей, каждая из которых пригнана по месту, то их при разборке необходимо пронумеровать, чтобы не перепутать при сборке.

Ремонт легче всего производить при наличии готовых запасных деталей, поэтому наиболее ходовые детали (болты, пружины, гайки, шпонки и пр.) всегда должны быть в кладовой. Особенно удобны взаимозаменяемые нормализованные детали.

Поврежденные детали необходимо внимательно осмотреть, чтобы решить, ремонтировать их или лучше заменить новыми. Не следует их выбрасывать, так как в большинстве случаев их можно переделать (например, перешлифовать на меньший размер, обрезать поврежденный участок резьбы и нарезать ее вновь и т. д.).

При ремонте слесарь должен анализировать причины поломок различных деталей и о результатах своих наблюдений сообщать конструктору приспособления. Например, систематический срыв резьбы на винтах зажимов или изгиб планок прихвата свидетельствует о том, что эти детали недостаточно прочны и размеры их нужно увеличить.

Ремонт установочных элементов обычно заключается в замене изношенных или поврежденных штырей и пластинок, при этом необходимо сохранить точные базовые размеры, что достигается шлифованием их до получения нужного размера. Направляющие пазы прострагивают с изношенной стороны и привинчивают или приваривают к ней планку, которую затем обрабатывают до восстановления первоначального размера.

Зажимные детали типа винтов при повреждении на них резьбы обычно приходится заменять; при изгибе их иногда удается выправить. Если повреждена резьба в корпусе, то следует рассверлить отверстие на больший диаметр и нарезать новую резьбу (при этом придется заменить и винт).

Изношенные эксцентрики обычно удается исправить наваркой или наплавкой с последующей обработкой наваренного участка до первоначальных размеров.

Ремонт корпусов приспособлений и их деталей наибопее сложен. Поломанные корпуса можно сварить, 0 ко после сварки их следует подвергнуть отжигу, чтобы устранить вредные напряжения в металле. Кроме того, при сварке обычно наблюдается коробление детали, поэтому ее приходится тщательно проверять и обрабатывать для устранения неточностей.

Поврежденные контрольные штифты следует удалять и заменять новыми. После удаления старых штифтов и до установки новых тщательно выверяют положение детали, которую они фиксируют, и крепят ее болтами. Если старые отверстия под штифты не могут быть использованы, то их развертывают на больший диаметр или обрабатывают два новых отверстия в других местах и ставят в них контрольные штифты.

Сборочные работы при ремонте заключаются главным образом в пригонке частей приспособления (спи-ливанием или шабрением), установке втулок и не отличаются от описанных выше аналогичных работ при изготовлении нового приспособления. Однако порядок сборки меняется в зависимости от объема и содержания ремонта.

Приемы выполнения слесарных и контрольных работ при ремонте аналогичны соответствующим приемам при изготовлении новых приспособлений. Специфичными для ремонта будут лишь такие операции, как удаление ржавчины с поверхности бывших в употреблении деталей и отжиг закаленных деталей перед их слесарной или механической обработкой.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум