Ремонт сердечников

Категория:
Электромонтер-ремонтник


Ремонт сердечников

Повреждения сердечников в электрических машинах происходят по разным причинам. Признаком их обычно является перегрев сердечника и гудение машины при работе. Характерные дефекты сердечников: повреждения зубцов, распушение крайних пакетов сердечника, нарушение изоляции листов, особенно у старых машин, листы которых изолированы бумагой (бумага при перегреве обугливается и выпадает), уменьшение плотности прессовки пакетов. Ремонт сердечника или части его производится после удаления обмотки и относится к категории сложного ремонта. Приведем примеры устранения некоторых повреждений.

Если поврежденный в результате выгорания и оплавления стали участок зубца невелик, пакет не перешихтовывают. Определяют точную зону повреждения, вырубают зубилом поврежденную часть зубца и зачищают ее наждачным бруском. После этого устраняют замыкание между листами, удаляют заусенцы. Обработку и зачистку листов стали выполняют осторожно во избежание попадания опилок на оставленную в пазах обмотку. Очищенные участки стали тщательно протирают и покрывают жидко разведенным лаком. Вырубленное место заполняют текстолитовым протезом, по размерам соответствующим удаленному участку зубца.

Рис. 1. Установка заполнителя взамен вырубленной, оплавленной части зубца:
а — оплавление активной стали, б — установка заполнителя; 1 — место оплавления, 2 — зона вырубки, 3 — листы активной стали статора, 4 — заполнитель (протез)

Для устранения распушения крайних пакетов сердечника якоря, ротора или статора из-за поломки крепящих деталей или при вытаскивании обмоток в осевом направлении пользуются несколькими приемами. Устанавливают на зубцы между торцами сердечника и нажимной шайбой дополнительную нажимную шайбу, ребра жесткости или нажимные пальцы. В некоторых случаях сваривают крайние листы между собой в середине зубца швом шириной 1,5 — 2 мм и длиной 10—15 мм или склеивают эпоксидными смолами.

Износ наружной поверхности ротора или внутренней поверхности статора приводит к увеличению воздушного зазора. При значительном увеличении зазора электрическую машину заменяют новой.

Увеличение воздушного зазора против номинального влечет за собой повышение тока холостого хода и уменьшение коэффициента полезного действия двигателя. Замер зазора производят с двух сторон статора с помощью щупа. С каждой стороны замер производят в четырех диаметрально-противоположных точках. Зазор определяется как среднеарифметическое по четырем замерам. Щуп вводят через смотровые или специальные люки в торцах щитов.

Нарушение изоляции листов стали, как правило, требует полной перешихтовки сердечника. Эта трудоемкая работа может быть выполнена только на крупных ремонтных предприятиях.

Ослабление прессовки пакетов устраняют забивкой в зубцы ослабленных пакетов тонких клиньев из твердого изоляционного материала. Торец клина перекрывают загибом ближайшего листа стали для предохранения клина от выпадания. Подпрессованные участки стали покрывают лаком.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум