Рисунок в сюжетном наборе

Категория:
Мозаика и резьба по дереву


Рисунок в сюжетном наборе

Сюжетным набором называют мозаичное изображение, несущее определенный художественный образ: пейзаж, натюрморт, портрет, многофигурную композицию.

Русские мастера-краснодеревцы нередко использовали сюжетную мозаику для украшения изделий мебели. На рис. 1 показано бюро из красного дерева, изготовленное около 1800 г. в Архангельске. На крышке бюро выполнен наборный медальон из самшита, красного, розового, черного дерева и моржовой кости. По предположению искусствоведов, в мозаике изображен великий русский ученый М. В. Ломоносов.

На рис. 2 представлен столик-бобик конца XVIII в., крышка которого украшена наборным медальоном с пейзажем.

Еще более широкое применение нашла сюжетная мозаика при создании стеновых панелей — панно.

Рис. 1. Наборное бюро русской работы (а) с медальоном-вставкой (б)

В настоящее время сюжетная деревянная мозаика в виде настенных панно широко применяется для украшения интерьеров общественных зданий. Художники-профессионалы и любители создают также небольшие настенные украшения типа эстампов с изображением пейзажей, натюрмортов, жанровых сценок.

Существуют два способа создания сюжетного мозаичного набора. При первом способе берут готовый рисунок (пейзаж, натюрморт, жанровую сценку) и перерабатывают его с учетом специфики изобразительного материала —древесины.

Рис. 2. Столик-бобик с наборной крышкой:
а — общий вид, б — фрагмент крышки (маркетри)

При втором способе сюжет находят в самой текстуре Древесины, в ее причудливом рисунке, умело дополняя его несколькими вставленными элементами. При этом используют тот же принцип, что и при создании деревянных скульптурных изображений из сучков, корней, наростов и т. д.

При выборе готового рисунка или создании собственной композиции для сюжетной мозаики необходимо учитывать прикладной характер мозаичного набора. Он предназначен для украшения определенного предмета (если говорить о мебели), поэтому его композиция по содержанию и форме должна соответствовать форме и назначению этого предмета.

Деревянная мозаика позволяет создавать изображения, обладающие определенной пространственной глубиной. Чтобы такая вставка не нарушала плоскости украшаемого предмета, прибегают к композиционному приему, заключающемуся в том, что пространство, переданное в наборе, ограничивают рамкой. Это позволяет сохранить единство декоративной вставки и поверхности предмета. При этом необходимо соблюдать и колористическое единство, а также правильные пропорции в размерах украшаемой поверхности и вставки. Хорошим примером могут служить классические образцы мебели, в том числе показанные на рис. 2 и 3.

Строгая и лаконичная композиция вставки, показанной на рис. 2, б, хорошо гармонирует с простыми и строгими формами бюро. Легкий столик-бобик украшен мозаикой, изящный рисунок которой соответствует характеру предмета и его формам. Гармоничны и цветовые сочетания элементов мозаики и облицовочного шпона поверхности изделий.

При выборе рисунка для сюжетной мозаики не следует заимствовать композиции из произведений живописи и копировать их. При простой замене мазков кисти кусочками древесины теряется неповторимая красота текстуры древесины. Мозаика имеет свой собственный язык изображения, свои образы, и для нее нет необходимости перефразировать чужой язык — язык живописи.

В мозаике в полной мере могут и должны применяться стилизация и обобщение рисунка, связанные с особенностями строения древесины: слоистость и хрупкость материала требуют четкости, возможно меньшей кривизны линий, ограничивающих отдельные элементы мозаики. Поэтому в рисунке сохраняют наиболее характерные очертания, мелкие детали опускают, контуры спрямляют.

Если в мозаичном орнаменте основным декоративным средством служит цвет древесины, а текстура лишь обогащает его, то в сюжетном наборе на первое место выдвигается текстура, узор на древесине, графические элементы которого (линии, пятна, точки, черточки) можно использовать при создании изображения. Цвет при этом не теряет своего значения. Цветовые сочетания в сюжетной мозаике многообразнее и сложнее, чем в орнаменте.

Сюжетный набор следует выполнять крупными плоскостями, не дробя его на мелкие детали. Детали изображения нужно находить в рисунке самой древесины, в полной мере используя ее графическое богатство.

Рис. 3. Пейзаж. Автор В. А. Масленников

Примером такого подхода к набору сюжетной мозаики может служить пейзаж В. А. Масленникова, представленный на рис. 46. Монолитный кусок шпона светлого бука служит фоном для верхней части пейзажа. Шпон ореха с причудливым рисунком позволил изобразить пригорок. Дальний лес и крона дуба также выполнены крупными планами. Применение ограниченного количества пород древесины не помешало художнику создать определенное настроение, показать красоту русского пейзажа и полностью раскрыть богатство изобразительных возможностей древесины.

При наборе мозаики по выбранному рисунку или собственному эскизу порядок работы следующий.

Сначала создают эскиз задуманной мозаики. Когда эскиз готов, делают тщательный рисунок в карандаше и красках. Переводят тоновой рисунок в штриховой, а затем в контурный, прибегая к обобщению.

На контурном рисунке уточняют цветовые соотношения пород древесины. Делят рисунок на цветовые планы — получают контурный рисунок, раскрашенный под деревянную мозаику или условно заштрихованный. Такой рисунок называют подготовительным.

При создании подготовительного рисунка следует тщательно продумать направление волокон на отдельных участках мозаики, помня о свойстве древесины по-разному отражать свет в зависимости от направления волокон. Если в наборе необходимо строго соблюдать тональность отдельных элементов вне зависимости от освещения набора, направление волокон у всех деталей мозаики должно быть одинаковым. Если нужно добиться того, чтобы отдельные детали в наборе выделялись, вспыхивали при определенном освещении, направление волокон в них должно быть отличным от направления волокон других деталей. На подготовительном рисунке нужно показать направление волокон.

Далеко не всегда мозаичный набор точно соответствует подготовительному рисунку. При переводе в материал рисунок обычно уточняют, мелкие детали стремятся найти в рисунке древесины.

Подготовительный рисунок переводят на кальку, получая рабочий рисунок. При этом нужно учитывать еще одну особенность рисунка для мозаики. Так как набор ведут по левой (нелицевой) стороне мозаики, рисунок, не имеющий полной симметрии, в готовом наборе будет иметь обратное (зеркальное) изображение. Рисунок должен быть правильно и точно построен, так как малейшие ошибки в его построении при переворачивании рисунка будут очень заметны.

Рис. 4. Сюжет, подсказанный текстурой древесины:
а — древесина ясеня, б — контурный рисунок, в — готовый набор

Для проверки правильности построения рабочий рисунок на кальке рассматривают в зеркало. Линии рисунка должны быть четкими и тонкими; это уменьшит возможность искажения рисунка при вырезании деталей ножом.

При создании сюжетной мозаики без предварительного рисунка с использованием изображений, созданных природой, процесс работы другой. На рис. 4 представлен набор, основой которого служит древесина серого ясеня. Волокна древесины расходятся дугой вокруг сука. Текстура древесины наводит на мысль поставить на место сука диск из светлой древесины клена. Если это сделать, получится небо, а на нем восходящее солнце в ореоле. Силуэт всадника завершает изображение, в котором использован максимум графических элементов самой древесины.

Создаваемые таким способом наборы уникальны. Их можно применять для украшения интерьеров.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум