Роль и место технических средств в системе подготовки операторов

Категория:
Эргономика


Роль и место технических средств в системе подготовки операторов

Технические средства подготовки (ТСП) операторов представляют совокупность устройств, предназначенных для профессиональной подготовки как отдельных операторов, так и всего обслуживающего персонала СЧМ в соответствии с принятым методом. Под термином «технические средства подготовки операторов» понимаются: тренажеры, имитаторы, обучающие машины, учебные стенды, макеты и т. д.

Процесс подготовки оператора с использованием ТСП* представлен в виде структурной схемы (рис. 1). В общем случае схема подготовки включает в себя управляющую и управляемую системы, а также устройства и линии прямой и обратной связей. Управляющая система объединяет обучающего (со средствами формирования алгоритма подготовки и анализа действий обучаемого), устройство формирования входной информации и средства ее отображения, а управляемая система в данном случае представлена обучаемым. Остальные устройства и линии входят в цепи обратных связей.

Исходя из современных представлений о профобучении как процессе поэтапном, управляемом и контролируемом, целесообразно использовать для подготовки операторов совокупность средств, обеспечивающих поэтапную реализацию этого процесса.

При оценке различных средств, используемых для подготовки операторов СЧМ, необходимо учитывать: их соответствие эргономическим требованиям, экономическую целесообразность внедрения (применения), организационные возможности использования.

С эргономической точки зрения средства, используемые для подготовки, должны обеспечить: воспроизведение учебных информационных моделей (УИМ), необходимых для реализации требуемого алгоритма подготовки, объективный контроль и анализ хода подготовки.

Для количественной оценки степени удовлетворения подобных требований можно использовать следующие показатели:
— полноту и качество воспроизведения УИМ в процессе подготовки;
— полноту и качество реализации алгоритма будущей деятельности в процессе подготовки;
— полноту и качество контроля за ходом подготовки.

Рис. 1. Структурная схема подготовки оператора с использованием технических средств

С помощью этого показателя оцениваются возможности различных средств по воспроизведению внешних и внутренних по отношению СЧМ условий, необходимых для подготовки операторов. Для расчета этого показателя составляется перечень типов УИМ, подлежащих воспроизведению. Этот перечень должен учитывать полный диапазон.

Рис. 2. График зависимости относительной стоимости ТСП от полноты и качества воспроизведения УИМ

Рис. 3. График зависимости относительной стоимости ТСП от полноты и качества реализации алгоритма работы

Организационные возможности различных средств обычно оцениваются качественным путем. При этом в первую очередь рассматриваются:
— возможность организации систематической подготовки;
— возможность подготовки независимо от географических и метеорологических условий;
— возможность подготовки операторов до поступления в эксплуатацию обслуживаемых ими СЧМ;
— возможность учета в ходе подготовки технических новшеств;
— безопасность использования и т. д.

Кроме рассмотренных общих показателей для оценки отдельных качеств конкретных средств подготовки можно использовать другие специфические показатели.

Накопленный к настоящему времени опыт свидетельствует о том, что операторы, для подготовки которых использовались ТСП с высокими значениями показателей ср, г) и а, способны в практической деятельности реализовать более высокий уровень эффективности СЧМ, чем операторы, подготовленные в других условиях. Для некоторых систем приращение реализуемого уровня эффективности достигает 25—30%.

Использование ТСП указанного класса позволяет также в среднем сократить сроки подготовки на 30—35%, а иногда в 3—5 раз. Что касается экономической целесообразности ТСП, то за последние годы в отечественной и зарубежной литературе появилось очень много данных, свидетельствующих о том, что любые затраты на изготовление этих средств окупаются за 1—2 года, после чего их использование дает чистый доход.

По сведениям американской печати только за год одна из авиакомпаний получила от использования ТСП в учебном процессе чистый доход в 2 млн. долларов. В некоторых странах за счет использования ТСП учебную программу по подготовке личного состава ВВС удается выполнить с меньшим (на 50—60%) количеством самолетов, при меньшем (на 25—35%) количестве обслуживающего персонала.

Несмотря на высокие качества ТСП, для более полной и всесторонней подготовки необходимо рациональное сочетание различных средств на каждом из этапов.

При определении областей использования НСП необходимо учитывать главную особенность этих средств: только с их помощью можно создать в процессе отработки задачи требуемую эмоциональную напряженность. Поэтому возникает необходимость в периодическом использовании этих средств даже в том случае, когда по всем другим показателям наиболее целесообразными являются ТСП.

Исходя из этих данных можно предполагать, что для отработки средних по сложности задач, сопровождаемых в реальных условиях деятельности высоким уровнем эмоциональной напряженности, может потребоваться 5—10 тренировок по каждой задаче с помощью НСП. Кроме того, следует иметь в виду, что в ряде случаев в процессе подготовки для более полного воспроизведения реальных условий целесообразно совместное использование ТСП и НСП.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум