Сборка и агрегатирование машин

Категория:
Крупные электрические машины


Сборка и агрегатирование машин

Одним из наиболее важных завершающих процессов изготовления электрической машины является сборка. В процессе сборки чаще всего выявляются дефекты конструкции и технологии, неточности сопряжения и обработки отдельных узлов и деталей.

Повышенные требования к чистоте и порядку на рабочем месте, тщательности выполнения каждой операции обусловлены особенностями электрических машин, при изготовлении которых наряду с конструктивными деталями приходится иметь дело с изоляцией активных узлов: сердечников, коллекторов, обмоток, катушек. Наличие даже незначительного загрязнения в этих узлах, небрежность в выполнении соединений и другие, на первый взгляд кажущиеся мелкими, отступления от технологии могут вызвать замыкание различных электрических цепей, снижение электрической прочности изоляции и иные дефекты, резко снижающие надежность машины и могущие привести в конечном счете даже к аварии.

При сборке крупных электрических машин особое внимание следует уделять транспортировке отдельных узлов. Наиболее осторожно и осмотрительно надо выполнять зачалку и перемещение обмотанных статоров, магнитных систем, роторов и якорей, а также операции по заводке ротора в статор или якоря в магнитную систему. Неправильный захват стропами может привести к повреждению сердечников, обмоток, контактных колец, коллекторов, изоляционных покрытий.

При захвате непосредственно за сердечник под стропы необходимо шодкладывать деревянные подкладки или маты. Стропы лучше располагать на ступенях вала, также подложив подкладки и установив между стропами распорку, чтобы не повредить обмотку или коллектор. Ни в коем случае нельзя захватывать стропами, даже с подкладками, за обмотку, коллектор, контактные кольца. Шейки вала, устанавливаемые в подшипники, при транспортировке должны быть закрыты специальными приспособлениями.

При хранении якоря (ротора) его следует устанавливать на стойки, имеющие деревянные подкладки.

Статоры и магнитные системы захватываются стропами за специальные рымы, уши или отверстия в ребрах, предусмотренные конструкцией.

В зависимости от габарита, веса машины, а также исполнения сборка производится либо на испытательном стенде, либо на рабочем месте, оборудованном сборочными плитами. В последнем случае машины подаются на стенд в собранном виде.

Машины до 15-го габарита включительно, весом до 20 т, устанавливаемые на одной фундаментной плите и имеющие два подшипника, собираются на рабочем месте вне стенда. Машины, имеющие отдельные балки под лапы статоров (магнитных систем) и подшипники, а также машины с одним подшипником, агрегаты и прочие машины от 16-го габарита и выше, весом более 20—25 т собираются непосредственно на испытательном стенде.

Весь процесс сборки может быть разделен на следующие основные этапы:

1. Сборка машины или агрегата для .разметки фундаментной плиты. Для нормальной работы электрической машины сердечники ротора (якоря) и статора (магнитной системы) должны в процессе сборки совмещаться по оси и между ними должен быть равномерный воздушный зазор. Такое сопряжение этих основных узлов машины можно осуществить путем правильного расположения на фундаментной плите статора (магнитной системы) и стояковых подшипников, на которые опираются шейки вала ротора (якоря). Неизбежные отклонения размеров при изготовлении указанных узлов не позволяют выполнить с необходимой точностью сборку машины на заранее размеченной по чертежу фундаментной плите.

При индивидуальном и мелкосерийном производстве крупных электрических машин изготовление дорогостоящей оснастки, обеспечивающей повышенную точность изготовления всех узлов, экономически нецелесообразно. Поэтому приходится производить предварительную сборку машины для разметки фундаментной плиты. Эта довольно трудоемкая операция гарантирует правильную установку машины на фундаментной плите при окончательной сборке.

2. Сборка машины или агрегата для испытания, в процессе которой производится выверка линии вала, центровка, подгонка и установка вкладышей подшипников, выверка воздушного зазора между ротором (якорем) и статором (магнитной системой).

3. Операции по наладке машины при испытании на стенде: окончательная формовка и обработка коллектора; установка подшипников и статора (магнитной системы) по «разбегу»; наладка коммутации в машинах постоянного тока путем изменения воздушного зазора под дополнительными полюсами и регулировки щеточного механизма; доведение вибраций до величин, обеспечивающих нормальную работу машины (агрегата).

4. Отделка и консервация машины после испытания, в процессе которой производится установка заводских щитков, всех закрытий и окончательная окраска, а также консервация деталей, которые могут быть подвергнуты коррозии.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум