Сборка конических и трубных соединений

Категория:
Слесарно-механосборочные работы


Сборка конических и трубных соединений

Сборка конических соединений. В машиностроении зубчатые колеса, шкивы, маховики, муфты часто сопрягаются с валом с помощью конических соединений. Коническое соединение собирают с гарантированным натягом, который осуществляется за счет напрессовки ступицы на вал. Насаженную на вал деталь крепят гайкой с шайбой.

Рис. 1. Конические соединения: а — неправильное, б — правильное, в, г — соединение с пластмассовым компенсатором; 1 — охватывающая деталь, 2 — охватываемая деталь, 3 — пластмассовый компенсатор

При коническом соединении не требуется больших усилий для насадки на вал, соединение легко собирается — в этом его преимущество перед цилиндрическим соединением.

Перед сборкой конического соединения проверяют плотность прилегания конических поверхностей вала и ступицы. Эту проверку выполняют обычно по краске.

Чтобы компенсировать погрешности изготовления конических сопрягаемых деталей, используют пластмассовые прослойки. Сущность способа: после сборки конического соединения зазор между сопрягаемыми деталями заполняется жидко-текучей пластмассой. После затвердевания пластмасса превращается в жесткий компенсатор нужного размера и формы, являющийся неотъемлемой частью одной из сопрягаемых деталей. Трудоемкость сборки снижается в том случае, когда в конструкции соединения предусмотрено применение пластмассового компенсатора.

На рис. 1, в, г показан пластмассовый компенсатор с гладкой конической поверхностью охватываемой детали (в) и ступенчатой поверхностью охватываемой детали (г).

Сборка трубных соединений. Жидкости и газы обычно перекачивают насосами или компрессорами по трубопроводам, например в станках по трубам подается жидкость для охлаждения инструмента, смазки подшипников и т.д.

Трубы бывают чугунные, стальные, медные, латунные, алюминиевые. Наиболее распространены стальные трубы. Чугунные трубы применяют для отвода в канализационную сеть загрязненной воды, а медные, латунные и алюминиевые — для подачи горючих и смазочных материалов.

По способу изготовления стальные трубы делятся на две группы: сварные и бесшовные (цельнотянутые). Сварные изготовляют из мягких сортов углеродистых сталей, хорошо поддающихся сварке, бесшовные — из углеродистых и легированных сталей.

Гибка труб. Трубы гнут ручным и механическим способами, с наполнителями и без наполнителей. Наполнители применяют для предотвращения образования складок и сплющивания стенок. Наполнителями могут быть просушенный мелкий песок, свинец или канифоль.

Одним из существенных моментов, влияющих на качество работы при выполнении гибки труб, является правильный выбор радиуса изгиба, зависящего от диаметра, толщины и металла трубы.

При гибке дюралюминиевых труб в качестве наполнителя применяют канифоль. Трубу предварительно отжигают при температуре 623-673 К (350 – 400 °С) и охлаждают на воздухе. После того как труба будет изогнута, канифоль выплавляют с концов, чтобы она не разорвала трубу.

Медные и латунные трубы гнут как в горячем, так и в холодном состоянии. В последнем случае трубы перед гибкой должны быть предварительно отожжены при 873 — 973 К (600 — 700 °С) и охлаждены в воде или на воздухе.

Если трубопровод не требует разборки, то трубы сваривают. Если соединение труб разъемное, применяют фланцы или фитинги.

Соединение труб на фланцах. Фланцевое соединение труб, как более надежное, используют в ответственных трубопроводах. По характеру присоединений фланцев к трубам различают четыре типа соединений: приварка встык, соединение на резьбе, соединение развальцовкой, соединение разбортовкой труб.

Чтобы создать герметичность, между фланцами укладывают прокладки из мягкого упругого материала. Для уплотнения трубопровода с холодной и теплой водой применяют резиновые прокладки толщиной от 1 до 8 мм. Резиновые прокладки не применяют для уплотнения фланцевых соединений, через которые проходят масло, нефть, бензин, керосин, горячая вода и пар, так как в этих условиях резиновые прокладки разрушаются.

В трубопроводах, которые подвергаются действию высоких температур, в фланцевых соединениях применяют прокладки из асбеста, клингерита и паронита. При больших давлениях и высоких температурах для уплотнения фланцевых соединений применяют прокладки из свинца, красной меди или мягкой стали.

При сборке труб на фланцах соединительные поверхности фланцев должны быть чисто обработаны и не иметь забоин и вмятин. Фланцы на трубах закрепляют строго перпендикулярно оси трубы. После укладки прокладок устанавливают болты или шпильки. При сборке фланцевых соединений гайки затягивают крест-накрест, чтобы не получилось перекоса фланцев.

Рис. 2. Соединение труб на фланцах: а — приварка встык, б — на резьбе, в — развальцовкой, г — схема работы вальцовки, д — разбортовкой; 1 — труба, 2 — фланец, 3 — ролик, 4 — конус вальцовки

Если трубопровод работает при высокой температуре, то перед сборкой протирают графитом резьбу на болтах и гайках, чтобы в дальнейшем можно было легко разобрать соединения.

Соединение труб на фитингах. Фитингами называют фасонные соединительные детали трубопровода, внутри которых нарезана резьба. Их изготовляют из низкоуглеродистой стали или из ковкого чугуна и применяют для соединения труб небольших диаметров и труб, работающих при низких давлениях. Фитингами можно соединять трубы под разными углами, делать ответвления, переходы с одного диаметра на другой и т. д.

С помощью фитингов к трубопроводу присоединяют различную арматуру, т. е. приспособления для включения, отключения и регулирования потока газа, пара или жидкости.

По назначению арматура разделяется на четыре основные группы:
— запорная — краны, вентили, задвижки, предназначенные для включения или отключения потока жидкости, газа или пара;
— предохранительная — различные клапаны, предохраняющие трубопроводы и резервуары от опасного повышения давления;
— регулирующая — для регулирования давления и количества подаваемого газа или жидкости;
— указатели уровня жидкости — различные водомерные стекла, указатели и т. д.

Сборка труб на резьбе. Соединяют трубы на резьбе с помощью муфт. На концах труб нарезают резьбу с таким расчетом, чтобы концы соединяемых труб не доходили до середины муфты на три витка. Если необходимо иметь разборное соединение в середине трубопровода, то применяют соединение на сгоне. В таких соединениях одна из труб имеет короткую резьбу, а другая — длинную. Участок с длинной резьбой называется сгоном. Для непроницаемости резьбу обматывают льняной паклей, промазанной специальной замазкой, состоящей из двух весовых частей сурика и одной части натуральной олифы. Чтобы льняная прядь не сдиралась при навинчивании муфт на трубы, несэбходимо у муфты с каждой стороны круглым напильником спилить резьбу по одному витку.

Собирают соединения на сгоне следующим образом. Сначала на длинную резьбу без подмотки навинчивают контргайку и муфту, причем контргайку нужно ставить фаской к муфте. Короткую резьбу обматывают льняной прядью и смазывают замазкой. Затем муфту сгоняют с длинной резьбы на короткую и завинчивают до упора. После этого завинчивают контргайку. Соединениетруб способом развальцовки. После того как фланец будет надет на конец трубы, специальным инструментом — вальцовкой надавливают изнутри на стенку трубы и вдавливают материал трубы в канавки фланца. Этим достигается необходимая плотность соединения фланца с трубой.

Процесс развальцовки состоит в следующем: на конец трубы, зажатой в прижиме, надевают фланец. Затем в трубу вставляют вальцовку с роликами. При вращении вальцовка своими роликами раскатывает трубу, вдавливая металл трубы в канавки фланца. На рис. 2, г показана схема работы вальцовки.

Рис. 3. Сборка труб на резьбе: а – на муфте, б – на сгоне

Испытание трубопровода. После сборки трубопровод проверяют. При наружном осмотре обращают внимание на затяжку таек фланцевых соединений и контргаек и обстукивают легкими ударами молотка все фасонные части. Дребезжащий звук указывает на трещины, появившиеся при затяжке.

После наружного осмотра трубопровод вместе с арматурой подвергают гидравлическому испытанию. При гидравлическом испытании проверяют прочность всех элементов (отсутствие трещин, пор, раковин и т. д.), а также герметичность всех соединений. Дефектные детали заменяют, соединение подтягивают или собирают вновь, затем гидравлическое испытание повторяют.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум