Сборка кривошипно шатунного механизма

Категория:
Слесарно-механосборочные работы


Сборка кривошипно шатунного механизма

Кривошипно-шатунный механизм преобразует вращательное движение в возвратно-поступательное (поршневые насосы и компрессоры, кривошипные прессы, пневматические молоты, механизмы подач станков и др.) и наоборот (двигатели внутреннего сгорания, паровые машины и др.). Механизм состоит из кривошипного диска или коленчатого вала, на который насажен шатун, соединяемый с помощью пальца с поршнем. На поршень надеты поршневые кольца. Поршень перемещается в гильзе цилиндра. Коленчатый вал коренными шейками располагается в подшипниках. При вращении вала поршень получает возвратно-поступательное движение. Вместо поршня может быть ползун, перемещающийся в прямолинейных направляющих.

Технические условия на сборку кривошипно-шатунного механизма:
1. Зеркало цилиндров должно обрабатываться с высокой степенью точности, иметь правильную геометрическую форму и шероховатость поверхности не грубее Ral,25 -Да0,32.
2. Ось цилиндра должна быть перпендикулярна оси коленчатого вала.
3. Зазоры в сопряжениях должны быть в пределах нормы. Для каждого типа машины зазоры указываются в технических условиях.
4. Отверстия во вкладышах шатунов и в коренных подшипниках, коренные и шатунные шейки должны иметь правильную геометрическую форму, размеры в пределах допусков, малую шероховатость поверхности. Обязательно выдержать необходимые для размещения смазки задаваемые в ТУ зазоры в этих сопряжениях. В среднем зазоры равны 0,001 диаметра шейки вала.
5. В многоцилиндровых механизмах поршни должны быть одинаковыми по массе, допускается разность не более ± 0,5 %.
6. Упругость поршневых колец должна соответствовать нормам ТУ на сборку данного оборудования. Поршневые кольца должны прилегать к цилиндру без зазора по всей поверхности.

Рис. 1. Кривошипно-ша-тунный механизм

Сборочная единица – шатун служит для шарнирного соединения коленчатого вала или кривошипа с поршневой группой. Сборка шатуна начинается с запрессовки втулки в головку шатуна.

Втулку устанавливают так, чтобы канавка, предназначенная для смазки пальца, находилась против отверстия. Это возможно при условии, если торцы втулки будут запрессованы заподлицо с торцом верхней головки шатуна. Втулки при запрессовке в отверстие шатуна несколько сжимаются. Для исправления этого недостатка после запрессовки выполняют чистовое растачивание или протягивание или развертывают двумя-тремя развертками отверстие втулки.

После запрессовки втулки в головку шатуна приступают к сборке вкладышей шатуна. Начинают с проверки параллельности плоскостей разъема вкладышей по высоте на краску: при параллельности плоскостей вкладышей пятна краски должны располагаться по всей плоскости разъема с обеих сторон и не должно быть качания на плите. Если плоскости не параллельны, их пришабривают. Допустимая величина выступающих торцов вкладышей из тела шатуна указывается в сборочных чертежах или инструкционных картах на сборку (обычно 0,05-0,15 мм).

Рис. 2. Шатун

После запрессовки вкладышей в головку и крышку шатуна их соединяют вместе болтами и гайками. Предварительно укладывают между головкой шатуна и крышкой набор регулирующих латунных или медных прокладок толщиной до 0,05 мм. Общая толщина прокладок указывается в чертеже и обычно равна 4 — 5 мм. После сборки шатуна проверяют отверстия шатуна индикаторным нутромером на овальность и конусообразность, а затем проверяют шатуны на прямолинейность.

На прямолинейность шатуны проверяют на специальном приборе следующим образом: шатун верхней головкой устанавливают на контрольный палец с конусом, а нижний — на палец контрольной плиты, и, завернув винт, зажимают шатун на пальце. Затем устанавливают на цилиндрические пояски контрольного пальца призму (калибр) и подводят его так, чтобы штифты касались плоскости плиты. Если шатун прямолинеен, то все три штифта призмы будут касаться плиты. Если шатун согнут, то касаться плиты будет либо один верхний штифт, либо два нижних. У шатуна будут касаться плиты верхний и один из нижних штифтов.

Величину скрученности и погнутости шатуна определяют щупом по величине зазора между плитой и штифтами. Зазор не должен превышать 0,05 мм.

Рис. 3. Проверка собранного шатуна: а — конусообразности и овальности индикаторным нутромером, б — прямолинейности, в — на двойной изгиб

Если шатун имеет двойной изгиб, который указанным выше способом обнаружить нельзя, то его проверяют так: зажимают шатун (рис. 89, в) на пальце контрольной плиты, выдвигают ограничитель до упора в торец нижней головки шатуна и закрепляют эту головку винтом. Затем, замерив глубиномером расстояние от торца верхней головки до плоскости плиты, снимают шатун с прибора и поворачивают на 180°, подводят до упора в ограничитель торцом с другой стороны нижней головки и делают второй замер (так же, как первый).

Скрытые трещины обнаруживают на специальных установках (рентгеновские и ультразвуковые), а иногда менее совершенным способом — постукиванием молотком по различным участкам шатуна: глухой, дребезжащий звук указывает на трещины.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум