Сборка неподвижных разъемных соединений

Категория:
Ремонт промышленного оборудования


Сборка неподвижных разъемных соединений

При сборке механизмов и машин ряд деталей соединяют между собой, образуя неразъемные или разъемные соединения. Неразъемные соединения получают сваркой, прессовкой, склеиванием, паянием, клепкой. При этом разборка сборочной единицы возможна лишь при разрушении крепления или самих деталей. Разъемные соединения — это резьбовые, шпоночные, шлицевые и другие соединения, которые можно разбирать без их повреждения и разрушения.

Основными резьбовыми соединениями являются соединения болтами, винтами и шпильками.

Болтовое соединение применяют для скрепления соединяемых деталей при помощи болта и гайки. Соединение винтами отличается от болтового тем, что винт ввинчивают в резьбовое отверстие детали, гайка отсутствует. Соединение шпильками применяется в условиях частой разборки соединяемых деталей или при невозможности по конструктивным особенностям применить другое крепление. Сначала шпильку ввинчивают в деталь при помощи шпильковерта или при помощи двух законтренных гаек на одном конце шпильки, затем закрепляют соединение гайкой.

При закреплении гаек, болтов и винтов длина рукоятки гаечного ключа не должна превышать 15D, где D — диаметр резьбы в миллиметрах. Указанная длина обеспечивает нормальную затяжку и исключает возможные срывы резьбы.

При сборке резьбового соединения сначала завинчивают гайку или винт без ключа до легкого соприкоснования их опорной поверхности с закрепляемой деталью, но без качания. Слишком большое качание (в резьбе) может привести к срыву резьбы при затяжке соединения. После этого производят завинчивание ключом до отказа.

При сборке резьбовых соединений необходимо соблюдать следующие технические требования:
— болты и гайки нужно подбирать так, чтобы их головки были одинакового размера;
— резьбовые концы болтов и шпилек должны выступать из гайки не более чем на 2—3 нитки и иметь правильную форму;
— нельзя применять винты с поврежденными шлицами и поврежденной резьбой;
— шайбы под болты одинакового размера должны также иметь одинаковые диаметр и толщину;
— стопорение соединений с целью предотвратить самоотвинчив^ние болтов, винтов и гаек должно производиться правильно выбранными способами и средствами. Эти способы рассматриваются ниже.

Стопорение контргайкой. На основную гайку навинчивают дополнительную (контргайку), которую затягивают до отказа, при этом нижнюю гайку придерживают гаечным ключом; таким образом создают добавочное трение между резьбой болта или шпильки и резьбой гаек. Данный способ не устраняет полностью возможности самоотвинчивания.

Рис. 1. Основные конструктивные формы крепежных резьбовых соединений:
а — болтовое, б — винтовое, в — при помощи шпильки

Рис. 2. Стопорение:
а — контргайкой, б — шплинтом, в, г — специальными шайбами, д — специальным замком

Стопорение шплинтом применяется в ответственных соединениях и в быстроходных машинах.

Стопорение пружинными шайбами. Эти шайбы благодаря своей упругости создают в резьбовом соединении натяг. При первом еще малозаметном движении самоотвинчивания шайба острыми кромками прорези врезается в тело детали и в тело гайки, препятствуя дальнейшему самоотвинчиванию. Недостаток этих шайб в том, что они часто ломаются.

Стопорение специальными средствами.

На рис. 2, в и г показано стопорение при помощи специальных шайб, а на рис. 2, д — специальным замком.

Стопорение проволокой применяют для парных болтов и целых групп. При стопорении проволокой необходимо следить за тем, чтобы натяжение проволоки было направлено в направлении затяжки винтов.

Для сборки резьбовых соедининений подготавливают сопрягающиеся поверхности соединяемых деталей. В ряде случаев необходимо плотно пригонять сопрягаемые поверхности припиловкой, шабровкой и даже притиркой.

Для повышения герметичности соединения плоскости разъема смазывают специальным герметиком, образующим тонкую пленку, не пропускающую масло. В отдельных случаях (если предусмотрено конструкцией) устанавливают специальные прокладки из бумаги, картона, паранита и других материалов.

При сборке болтовых соединений сначала завинчивают все винты или гайки до полного прикосновения с поверхностями детали, затем слегка затягивают и только в третий раз делают полную затяжку. Затяжку выполняют крест-накрест также в три приема, а при круглых деталях крепление осуществляют от центра к периферии.

При сборке резьбовых соединений для фиксации соединяемых деталей применяют конические и цилиндрические штифты. Отверстия под штифты сверлят после того, как собираемые детали выверены одна относительно другой и закреплены. В соединении ставят не менее двух штифтов, их следует располагать в самых удаленных один от другого местах соединения. При соединении деталей прямоугольной формы контрольные штифты следует располагать по диагонали.

Отверстия под контрольные штифты сверлят одновременно через соединенные детали, оставляя припуск на развертывание, величина которого зависит от типа штифта. После подготовки отверстий штифты забивают на место ударами молотка через подкладку из мягкого металла.

Сборка шпоночных и шлицевых соединений

Шпоночные и шлицевые соединения служат для передачи усилий соединяемых деталей (валов, шкивов, зубчатых колес и др.) Сечение шпонок, шпоночных пазов и шлицев в соединяемых деталях подбирается в зависимости от диаметра вала и характера сопряжения.

Шпоночные соединения отличаются большой простотой, удобством сборки и разборки. Однако их главный недостаток заключается в том, что шпоночные пазы ослабляют сечение деталей и уменьшают жесткость при кручении, что нередко приводит к разрушению деталей соединения.

Шлицевые соединения обеспечивают большую прочность, так как вал меньше ослабляется шлицами, чем гнездами под шпонки.

Призматические шпонки используются в неподвижном и подвижном соединениях. Их закладывают в шпоночные пазы так, чтобы между верхней гранью шпонки и дном канавки насаживаемой детали был зазор. Так как крутящий момент передается боковыми гранями шпонки, ее запрессовывают с гарантированным натягом но боковым сторонам канавки.

Направляющими шпонками называют призматические, когда их используют в подвижном соединении. В этом случае призматическую шпонку устанавливают с менее плотной посадкой, но с дополнительным креплением в пазу винта, а в пазу перемещаемых деталей (зубчатые колеса, муфты и др.) делают более свободную посадку.

Клиновая шпонка представляет собой клин с уклоном 1 : 100. Шпонка запрессовывается между соединяемыми деталями. Сложность пригонки таких шпонок состоит в том, что угол наклона паза посаженной на вал детали должен совпадать с углом наклона шпонки. Пригонку выполняют припиливанием и пришабриванием по месту с проверкой на краску, для чего шпонку несколько раз устанавливают на место и определяют по отпечаткам краски участки, с которых снимают слой металла. При этом добиваются равномерного расположения пятен по всей поверхности с обеих сторон клина.

Сегментная шпонка передает крутящий момент через боковые стороны. Основным достоинством этого соединения является простота и дешевизна изготовления сегментных шпонок и пазов.

Шлицевые соединения образуются выступами и впадинами вала и ступицы по всей окружности сопряжения, направленными вдоль оси. Они предназначены Для передачи больших крутящих моментов. В этом соединении вал почти не ослаблен, потому что впадины выполняются неглубокими.

Профили шлицев разделяют на прямобочные, эвольвентные и треугольные. Самый распространенный — прямобочный, но применяют также шлицы с эвольвентным профилем, обеспечивающим лучшее Центрирование деталей. Треугольные шлицы используют только при небольших нагрузках.

При сборке шлицевых соединений, как правило, не должно быть никаких слесарно-пригоночных операций, потому что после механической обработки деталей таких соединений должна быть обеспечена полная их совместимость.

Рис. 3. Типовые шпоночные и шлииевые соединения:
а — шпонка призматическая, б — шпонка клиновая, в — шпонка сегментная, г — шлииевое соединение, центрируемое по внутреннему диаметру, д — шлицевое соединение, центрируемое по наружному диаметру

Шлицевые соединения могут быть подвижными и неподвижными и различают их по трем видам посадки: по внутреннему диаметру, по наружному диаметру и по боковым граням шлицев (на рисунке не показано).

Посадка по боковым граням шлицев применяется при условии, когда точность центрирования не имеет большого значения (карданное соединение в автомобилях, станках и др.).

Посадка по наружному диаметру шлицев обеспечивает высокую точность центрирования. Относительно простая в изготовлении, она применяется при условии, когда совмещаемые охватывающие детали не обладают высокой твердостью, так как они обрабатываются протяжками.

Посадка по внутреннему диаметру обеспечивает высокую точность центрирования, но сложна в изготовлении. Главное достоинство этого способа в том, что совмещаемые детали могут быть высокой твердости, обеспечивающей большую долговечность соединения при подвижных посадках.

Подвижные шлицевые соединения при сборке проверяют на биение и люфт (качку), неподвижные — только на биение.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум