Сборка сварных и паяных узлов

Категория:
Сварные соединения


Сборка сварных и паяных узлов

Далее:

После формообразования и подготовки поверхности детали поступают на сборку, являющуюся одной из наиболее ответственных операций в изготовлении паяных и сварных узлов.

В общем виде сборка представляет собой совокупность операций по установке деталей в положение, предусмотренное чертежом, Для проведения последующей сварки или пайки. При разработке процесса сборки следует стремиться к максимальной механизации сборочных работ путем широкого использования различного рода механизированного инструмента, рабочих и контрольных приспособлений. Необходимо всемерно исключать операции подгонки, опиловки, сверления по месту и т. п.

В зависимости от типа изделия (форма, габариты, конфигурация соединений и т. д.) устанавливаются определенные технические требования на сборку. С точки зрения сварки и пайки наиболее общими требованиями, входящими в технические условия на сборку, является обеспечение определенных конструктивных параметров сварных или паяных соединений. Так, специфической особенностью сборки деталей в соединениях встык, выполняемых сваркой плавлением, является требование соблюдения определенных зазоров между свариваемыми кромками. Величины зазоров, в большинстве случаев, нормализованы в зависимости от толщины соединяемых элементов и устанавливаются определенными нормативами.

При сборке деталей внахлестку перед контактной сваркой (ТЭС и РЭС) необходимым требованием является полное исключение зазоров. Согласно принятых в производстве нормативов, эти зазоры не должны быть более 10% от толщины наиболее тонкой из свариваемых деталей и не могут превышать 0,1 — 0,5 мм в зависимости от толщины элементов.

При сборке деталей под папку важным условием также является необходимость обеспечения определенных зазоров и величин нахлестки паяемых деталей.

При этом необходимо учитывать, что при пайке деталей из одного и того же материала, имеющих примерно одинаковую массу, зазор, полученный при комнатной температуре, сохраняется и при температуре пайки.

Зазор, заданный при сборке деталей из разнородных материалов, может сильно измениться в процессе нагрева под пайку. Особенно сказывается разница в коэффициентах линейного расширения при пайке трубчатых и подобных им соединений. В этом случае, если материал внутренней детали изделия имеет больший коэффициент линейного расширения, чем наружная деталь, то зазор при нагреве уменьшится. Если же материал внутренней детали имеет меньший коэффициент линейного расширения, чем наружная деталь, то зазор при нагреве будет увеличиваться.

Несоблюдение отмеченных технических условий при сборке может привести к резкому снижению качества соединений при последующих операциях сварки или пайки.

В зависимости от типа производства и конструкции изделия сборка может выполняться различными способами. Наиболее употребительными являются: сборка по сборочным отверстиям; сборка с использованием универсальных сборочных приспособлений (струбцины, стяжки, распорки, домкраты, универсальные стапели); сборка с использованием специальных и специализированных приспособлений. Наибольшую точность сборки при минимальной трудоемкости можно обеспечить при использовании специальной сборочной оснастки, и меньшая точность получается в случае сборки на универсальных приспособлениях.

Рис. 1. Сборка набора жесткости с обшивкой по отверстиям: 1 — обшивка, 2 — элемент набора жесткости, 3 — фиксатор

Способ сборки узлов по сборочным отверстиям является прогрессивным процессом, позволяющим обеспечить высокие экономические показатели сборочных работ при достаточной точности. Препятствием для широкого использования его является конструктивное оформление соединений, часто затрудняющее или совсем не позволяющее применить сборку по отверстиям. Поэтому назначение способа сборки нужно предусматривать уже при конструктивной разработке изделия и отработке его технологичности.

При сборке по сборочным отверстиям заданное взаиморасположение частей изделия (деталей, узлов) достигается путем использования отверстий в качестве сборочных баз деталей. Сборочные отверстия служат для взаимной координации и фиксации частей изделия и обычно назначаются из числа отверстий, входящих в соединение, что в сварных и паяных узлах встречается весьма редко. В таких узлах в качестве сборочных отверстий могут быть использованы уже имеющиеся конструктивные отверстия или последние могут быть запроектированы как технологические с последующим их устранением заваркой, заклепыванием и т. п. (рис. 1).

Отверстия сверлятся по накладным кондукторам. Сборка по сборочным отверстиям упрощает оснастку, однако требует проведения сквозной увязки размеров деталей.

При изготовлении сварных и паяных узлов летательных аппаратов более распространены способы сборки с использованием различного типа сборочной оснастки. При этом специальные сборочные приспособления обычно используются в условиях серийного производства. В условиях единичного производства большее применение находят универсальные и специализированные сборочные приспособления средней сложности.

Кроме сборочной оснастки на трудоемкость сборочных работ решающее влияние оказывает качество заготовок. При отсутствии взаимозаменяемости деталей сборка усложняется необходимостью выполнения подгоночных операций.

В этом случае вводится, так называемая, предварительная сборка с целью подгонки и комплектации деталей. В связи с неизбежным загрязнением деталей при выполнении подгоночных работ после предварительной сборки собранный узел разбирается и передается на операции подготовки поверхности деталей под сварку. Таким образом, обработка поверхности деталей производится после предварительной сборки.

Подогнанные и подготовленные детали поступают на окончательную сборку под сварку или пайку. Такой способ двойной сборки часто используется при изготовлении изделий из тонких листовых и штампованных деталей, в которых не всегда удается осуществить их полную взаимозаменяемость, особенно в условиях мелкосерийного производства. Двойная сборка иногда является также необходимой для удаления из собранного узла стружки и различных частиц, полученных при подготовке, которые могут засорить трубопроводы различных систем летательного аппарата.

В сварных узлах с нахлесточными соединениями, выполняемыми точечной или роликовой контактной сваркой, особенно из легких сплавов, важно защитить соединения от коррозии, появляющейся в эксплуатации или при последующей электрохимической обработке. С целью защиты таких соединений от коррозии обычно на соединяемые внахлестку поверхности наносят специальные составы. Для предохранения от коррозии узлов, не требующих последующей анодной обработки, при сборке под нахлестку вводят грунт марки АЛГ-12 или АЛГ-1 и сваривают по сырому грунту. При необходимости анодной обработки узлов из высокопрочных алюминиевых сплавов в растворе серной кислоты, для предохранения от затекания коррозионно-активных растворов зазор под нахлесткой предварительно заполняют клеевой массой. Кроме заполнения зазора клей повышает статическую и усталостную прочность сварных конструкций.

В процессе предварительной и окончательной сборки производится проверка материала свариваемых деталей, общих, главным образом, базовых размеров узла, качества сборки (наличие и величину зазора) и качества подготовки поверхности кромок под сварку.

При сборке деталей под пайку необходимо их надежно закреп-тять, чтобы воспрепятствовать их смещению при загрузке и при пайке. В простейших случаях это решается приданием соответствующей формы соединяемым деталям или непосредственным скреплением механическим способом или точечной сваркой (рис. 2). В случаях, когда конструкцией соединения не обеспечиваются нужное расположение и фиксация соединяемых элементов, применяются соответствующие приспособления.

Рис. 2. Способы скрепления паяемых деталей: а — накаткой, б — посадкой на буртик, в — развальцовкой, г — точечной электросваркой

В процессе сборки изделий под пайку обычно предварительно закладывается припой, что является единственно возможным способом введения припоя при пайке в печах, в соляных ваннах, индукционной пайке в вакууме или в среде инертного газа, т. е. во всех случаях, когда место соединения в процессе пайки недоступно. Припой может закладываться в соединение в виде проволоки, фольги, мелких кусочков различной формы, порошка, замешанного на каком-либо связующем. На большие поверхности припой может наноситься также распылением, гальваническим способом и др.

Собранные и подготовленные к пайке изделия не должны долго храниться, так как при этом их поверхность загрязняется и окисляется, что ухудшает качество последующей пайки. В наиболее ответственных случаях (например, пайка сотовых конструкций) подготовленные к пайке изделия хранят в герметически закрытых пластмассовых мешках, заполненных инертным газом.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум