Сборка узлов с подшипниками качения

Категория:
Cлесарно-сборочные работы


Сборка узлов с подшипниками качения

При сборке механических передач более широко, чем подшипники скольжения, используются подшипники качения: шарикоподшипники и роликоподшипники (игольчатые и конические). Основное назначение подшипников в сборочном узле — воспринимать радиальные и осевые нагрузки на вал и перераспределять их на корпус и станину механизма. В зависимости от направления действия этих нагрузок подшипники подразделяются на радиальные, ра-диально-упорные и упорные. Методы их установки имеют некоторые различия.

Но сначала о том, как правильно подготовить подшипники к установке. Итак, подшипники нужно: расконсервировать, то есть снять с их поверхности заводскую предохранительную смазку, очистить, затем промывать 5-20 минут в горячем масле или горячем антикоррозионном водном растворе (температура масла иди раствора — 75-80 градусов С), или в бензине (керосине) — разумеется без подогрева, промывку следует осуществлять таким образом, чтобы избежать контакта подшипников с осевшей на дно промывочной ванны грязью, для чего их помещают в корзину из проволоки и в ходе промывки периодически встряхивают, чистые подшипники тщательно просушивают. Теперь следует произвести предварительный контроль качества подшипников: они не должны иметь видимых дефектов, вращение их должно быть плавным, без заеданий. В завершение подготовки подшипники подгоняют под посадочные места, а также покрывают- посадочные места вала, корпуса и подшипника тонким слоем» рабочей смазки (литолом, циатимом, в крайнем случае — солидолом).

Рис. 1. Установка шарикоподшипников: а — запрессовка подшипника на вал; б — запрессовка подшипника одновременно на вал и в отверстие корпуса: 1 — подшипник, 2 — вал, 3 — молоток или ручной пресс, 4 — оправка, 5 — оправка с буртиком, 6 — корпус; в — фиксация подшипника пружинными кольцами; г — щипцы для разводки концов пружинных колец

Шариковые подшипники устанавливают по двум неподвижным посадкам: внутреннее кольцо — на вал, а наружное — в отверстие корпуса. Крупногабаритные подшипники запрессовывают в подогретом виде гидравлическим прессом — метод практически недостижимый в условиях домашней мастерской.

Мелкие и средние подшипники запрессовывают на неподвижный вал вручную (рис. 38) или на прессах в холодном состоянии. При этом следует обеспечить соосность вала и подшипника, для чего используется оправка, которая передает усилие запрессовки непосредственно на торец кольца. В том случае, если подшипник одновременно запрессовывают и на вал, и в отверстие корпуса, применяют оправку с буртиком. Для установки подшипников на длинный вал используют выколотку, которая должна плотно прилегать к торцу внутреннего кольца подшипника, дабы подшипник не был поврежден.

В целях предотвращения осевого смещения колец подшипника во время работы механизма их фиксируют пружинными кольцами, которые закладывают в канавки вала или корпуса после установки подшипника на посадочные места. Кольца эти имеют разъемную конструкцию и после установки их на вал концы разводят специальными щипцами.

Контроль качества запрессовки подшипника осуществляется щупом толщиной 0,03 мм — он не должен проходить между торцами колец подшипника и буртом корпуса механизма или вала.

Конические роликоподшипники монтируют из отдельных сборочных единиц: внутреннее кольцо с роликами напрессовывают на вал, наружное кольцо отдельно устанавливают в корпус. Радиальный зазор между наружным кольцом и роликами в таких подшипниках можно регулировать прокладками, которые устанавливаются под крышку перед окончательной затяжкой винтов. Регулировка осуществляется следующим образом (рис. 2): сначала крышку без прокладок устанавливают на место, затягивают винтами до отказа и щупом измеряют зазор к; вал несколько раз прокручивают для самоустановки роликов подшипника; затем определяют величину С, на которую необходимо увеличить к, для чего определяют отношение С = e/tg в (значения «е» и «в» на рис. 2), полученная величина указывает толщину комплекта прокладок, которые устанавливают под крышку.

Рис. 2. Установка и регулировка конического роликоподшипника: а — установка: 1 — внутренне кольцо, 2 — ролики, 3 — вал, 4 — наружное кольцо; б — регулировка прокладками: 1 — крышка» 2 — прокладки, 3 — вал; в — винтовая регулировка: 1 — крышка, 2 — контргайка, 3 — винт

Иначе поступают, если в конструкции крышки предусмотрен винт для регулировки данного зазора: винт завинчивают до отказа, затем отвинчивают на число оборотов n = С/Р, где Р — шаг резьбы винта, и в таком положении стопорят контргайкой.

Игольчатые роликоподшипники монтируют также по сборочным единицам либо на вал, либо в отверстие охватывающей детали.

При установке подшипника на вал на поверхность шейки вала наносят слой густой смазки, шейку вала устанавливают в посадочное полукольцо, а в образовавшийся зазор последовательно вводят игольчатые ролики. Затем устанавливают ограничительные кольца и на шейку вала надевают охватывающую деталь, смещая ею монтажное полукольцо.

Для монтажа игольчатых подшипников в отверстии охватывающей детали, используют монтажную втулку: поверхность отверстия покрывают тонким слоем смазки и вставляют втулку, диаметр которой должен быть на 0,1-0,2 мм меньше диаметра шейки вала. Игольчатые ролики также последовательно вводят в зазор, последний ролик должен входить свободно, при этом нужен некоторый зазор. Далее устанавливают ограничительные кольца и рабочей осью выталкивают монтажную втулку.

Зазор между роликами в подшипнике можно регулировать прокладками: их толщина равна разнице между фактическим зазором роликов и зазором по чертежу. Правильность сборки игольчатого подшипника контролируют вращением, оно должно быть плавным, без заеданий.

Гарантией нормальной работы подшипникового узла (как шариковых, так и роликовых подшипников) является его защита от загрязнения и вытекания смазочного материала. Для этого подшипники качения закрывают крышками, а на выходах валов при монтаже подшипников устанавливают уплотняющие устройства: фетровые (войлочные) кольца, манжеты, защитные фланцы, защитные шайбы, лабиринтные уплотнители и т. п.

Рис. 3. Установка игольчатых подшипников: а — на шейку вала; б — в отверстие охватывающей детали; в — собранный подшипниковый узел: 1 — вал, 2 — монтажное полукольцо, 3 — игольчатые ролики, 4 — монтажная втулка, 5 — ограничительные кольца, 6 — рабочая ось, 7 — прокладка

Для долговечности работы подшипникового узла немаловажное значение имеет вид применяемой смазки: она должна не только обеспечивать защиту от пыли, влаги, коррозии; но и снижать шум и предохранять детали от перегрева. Для смазки подшипников используют минеральные (турбинное, автотранспортное, индустриальное и др.) и растительные (хлопковое, касторовое, льняное, репейное) масла.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум