Шпоночно-шлицевые соединения

Категория:
Практика слесарно-сборочных работ


Шпоночно-шлицевые соединения

Другим видом соединения деталей являются шпоночно-шлицевые разъемные и неразъемные соединения.

Шпоночное соединение образуется призматическим или клиновидным стержнем — шпонкой, одновременно находящимся в пазах вала и насаженной на него детали (втулки, шкива, зубчатого колеса). Основное назначение шпонки — передача крутящего момента.

Клиновое шпоночное соединение состоит из вала, втулки и клиновой шпонки. Соединяющей деталью является клиновая шпонка, которую вставляют в сквозные прорези вала и втулки. Достоинство такого соединения — возможность быстрой сборки и разборки: при этом углы скоса на клине сделаны так, чтобы предотвратить возможность саморазборки, т. е. обеспечить самоторможение.

Рис. 1. Виды клиновых и шпоночных соединений деталей

Рис. 2. Шлицевые валы и способ их контроля калибром

Рис. 3. Неразъемное соединение

Разновидностью клинового соединения является штифтовое соединение. Штифт — это гладкий цилиндрический или конический стержень. По сравнению с клиновым штифтовое соединение более технологично и обеспечивает взаимозаменяемость дета лей, но для этого необходимо конусной разверткой совместно развернуть отверстие в детали и на валу.

Все виды шпонок стандартизованы. Если необходимо подобрать призматическую шпонку, то по заранее рассчитанному диаметру d вала по таблицам ГОСТа определяют размеры шпонки (bxh) (длину шпонки обычно принимают равной l,5d), а затем производят поверочный расчет шпонки или штифта на срез и смятие.

Соединение, в котором шпонки выполнены за одно целое с валом, называют шлицевым. Такие соединения по сравнению со шпоночными имеют большую поверхность контакта, а следовательно, и большую нагрузочную способность. Шлицевые соединения обеспечивают также более высокую точность соединения, так как в шпоночном соединении участвуют три детали, а в шлицевом — две.

Шлицевые соединения бывают подвижные и неподвижные. Их применяют для соединения вала со втулками, зубчатыми колесами, шкивами, барабанами, звездочками и др. Шлицевые валы представляют собой сплошное или полое ступенчатое тело цилиндрической формы, на котором инструментом образована шлицевая поверхность, которая может быть прямобочной, треугольной или эвольвентной формы. На рис. 2,б показан способ проверки шлицевого профиля вала контрольным калибром.

Подвижными разъемными соединениями являются соединения шеек валов с подшипниками скольжения, соединения зубьев колес зубчатых передач, опорных поверхностей суппорта и станины и многие другие соединения деталей и узлов. Примерами подвижных неразъемных соединений являются соединения шариков и колец однорядных радиальных шарикоподшиников, а также некоторые специальные соединения, например, соединение пружины и шарика масленки. Здесь шарик и пружина имеют возможность перемещаться относительно корпуса, но разобрать этот узел нельзя, так как нижняя резьбовая часть завальцована.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум