Склад сырья лесопильного завода

Категория:
Технология деревообрабатывающего производства


Склад сырья лесопильного завода

Доставка сырья к заводу. Пиловочное сырье к лесопильным заводам доставляется водным или сухопутным транспортом. При доставке водным транспортом сырье поступает на заводы сплавом в плотах или в судах и баржах.

Водный транспорт — наиболее дешевый вид доставки сырья, а при сплаве древесина, кроме того, лучше сохраняется. Поэтому водный транспорт пиловочного сырья получил преимущественное применение и большинство лесопильных заводов располагается на берегах сплавных или судоходных рек.

Существенный недостаток водного транспорта — сезонность. Доставка сырья к лесопильному заводу только в навигационный период приводит к образованию значительных запасов сырья, для хранения которого требуется устройство больших складов.

При доставке сухопутным транспортом сырье на предприятие поступает равномерно в течение года. В этих условиях для нормальной работы лесопильного завода не требуется больших запасов сырья. Поэтому при доставке сырья сухопутным транспортом размеры складов сокращаются, а объем складских работ значительно уменьшается. Сухопутная доставка сырья может осуществ—ляться железнодорожным или автомобильным транспортом, а также тракторами.

Приемка и сортировка сырья на рейде. При водной доставке сырья на водоеме (река, озеро), расположенном у лесопильного завода, устраивается рейд. Рейдом называется ограниченная часть водной поверхности, предназначенная для приемки, временного хранения и подачи сырья на выгрузку.

Для облегчения перемещения бревен на воде рейды обычно располагают выше лесозавода по течению реки. При выборе места для рейда учитывают скорость течения воды, а также силу и направление господствующих ветров. Рейды должны быть защищены от ветра и волн. Наиболее благоприятной для перемещения бревен является скорость воды от 0,3 до 0,7 м/с. При скорости выше 1 м/с создается угроза уноса бревен, а при очень малых скоростях или отсутствии течения необходима установка специальных ускорителей течения воды или бревен.

Рейд обычно состоит из нескольких последовательно расположенных по течению реки участков: для приемки и временного хранения сырья, роспуска плотов и подачи сырья на выгрузку.

Участок для приемки и временного хранения сырья может быть удален от остальной части рейда на значительное расстояние. Площадь этого участка должна быть достаточной для размещения максимального количества древесины, одновременно доставляемой к лесозаводу.

Для установки плотов, закрепления их и предупреждения аварии этот участок рейда должен иметь свайные кусты и ограждения из бревен, называемые бонами. Боны состоят из одного или нескольких рядов бревен, соединенных между собой по длине и ширине, а иногда и по высоте. При доставке древесины в плотах рейд должен иметь участок для роспуска (размолевки) плотов.

На некоторых предприятиях на рейдах производится также предварительная сортировка сырья (распределение на группы по породам и размерам). Для выполнения этой операции на рейде создается сортировочный участок, на котором устанавливают специальные сортировочные устройства для бревен: коридорные, веерные и комбинированные.

Коридорные сортировочные устройства используются при скорости течения воды не выше 0,4 м/с.

Сырье сортируют следующим образом. Бревна поступают в сортировочный коридор. Рабочие, находящиеся на переходных, мостиках, направляют бревна в сортировочные дворики 3. Каждый дворик закреплен за бревнами определенных размеров и качества. Накопившиеся в том или ином дворике в необходимом количестве отсортированные бревна выпускаются в коридор. Из этого коридора бревна поступают на выгрузку в лесопильный цех либо на склад.

Рис. 1. Схема коридорного сортировочного устройства: 1 — сортировочный коридор, 2 — переходные мостики, 3 — сортировочные дворики, 4 — выпускной коридор

В сортировочном коридоре бревна располагают перпендикулярно направлению движения (поперечной щетью). В этом случае одновременно сортируется большое количество бревен. Коридорные сортировочные устройства имеют большую пропускную способность, особенно если механизировано передвижение бревен в коридорах.

Веерные сортировочные устройства устанавливают при скоростях течения воды от 0,4 до 0,7 м/с. Бревна в эти устройства поступают через сортировочные ворота. В зависимости от размеров и качества они направляются в тот или иной сортировочный дворик. Сортированные бревна из двориков через выпускной коридор подаются к местам выгрузки в лесопильный цех или на склад. Бревна через сортировочные ворота и дворики проходят продольной щетью. Рабочие находятся на переходных мостиках. Пропускная способность веерных сортировочных устройств меньше, чем коридорных: сырье сортируется на небольшое количество групп.

Рис. 2. Схема веерного сортировочного устройства: 1 — сортировочные ворота, 2 — сортировочные дворики, 3 — выпускной коридор, 4 — переходные мостики

Рис. 3. Схема комбинированного сортировочного устройства: 1 — сортировочные ворота, 2 — сортировочный коридор, 3 — дворики коридорной сортировки, 4 — ворота веерной сортировки, 5 — дворики веерной сортировки, 6 — выпускной коридор коридорной сортировки, 7 — конвейеры для выгрузки бревен

Комбинированные сортировочные устройства объединяют в себе коридорное и веерное устройство. Через ворота бревна подаются в сортировочный коридор, откуда их направляют либо в дворики коридорной сортировки, либо через ворота в рабочие дворики веерной сортировки. После накопления необходимого запаса в двориках сортированные бревна через выпускной коридор или непосредственно из двориков подаются к выгрузочным конвейерам.

Количество сортировочных двориков в сортировочных устройствах зависит от того, на сколько групп сортируется сырье по породам, размерам и качеству, т. е. от дробности сортировки сырья. Общая площадь сортировочных двориков должна быть достаточной для размещения суточного объема сырья, поступающего на распиловку и на выгрузку.

Часть работ, выполняемых на рейдах, очень трудоемка, особенно расформирование плотов на составляющие их пучки, а последних на отдельные бревна, продвижение пучков к участкам выгрузки, а отдельных бревен к сортировочным воротам и внутри сортировочных устройств, сортировка бревен и формирование пачек для выгрузки.

Для механизации работ на расформировании плотов применяют специальные катера и самоходные суда-такелажницы; для роспуска (размолевки) пучков на отдельные бревна — размолевочные станки и машины, а для размолевки пучков и формирования из них пачек бревен, по массе соответствующих грузоподъемности выгрузочных устройств, — размолевочно-пакетирующие станки или пакетирующие машины.

Для перемещения древесины к сортировочным воротам, если скорость течения мала (менее 0,15 м/с) или течение полностью отсутствует, используют мелкосидящие катера или специальные ускорители. Для механизации продвижения древесины внутри сортировочного устройства также применяют различные ускорители.

Ускорители различаются принципом действия. Одни (например, гидравлические) создают поверхностное движение воды, другие (лебедочные, тросовые, барабанные) захватывают бревна и перемещают их по воде.

Повреждения сырья при хранении и меры их предупреждения. При транспортировании и хранении на складах пиловочное сырье может растрескиваться, поражаться деревоокрашивающими и де-реворазрушающими грибами и повреждаться насекомыми.

Трещины появляются на поверхности пиловочных бревен в процессе их высыхания (при влажности ниже 30%). Трещины — это порок, который не только непосредственно влияет на качество древесины; по ним во внутренние слои древесины леко проникают споры грибов.

Сохранение коры на бревнах уменьшает растрескивание.— в этом случае трещины появляются лишь с торцов бревна. Однако полностью избежать появления трещин при хранении бревен можно только путем сохранения высокой влажности древесины.

Складские грибы поражают главным образом заболонную древесину, изменяя ее внешний вид и ухудшая ее свойства. Дерево-окрашивающие грибы не образуют гнили. Наиболее распространенный порок, вызываемый деревоокрашивающими грибами,— синева.

Для развития грибов необходимы соответствующие температура воздуха и влажность древесины. Благоприятной для развития складских грибов является температура воздуха в пределах 22… 26° С, а влажность древесины от 35 до 80%. На древесине хвойных пород грибы не развиваются, если влажность древесины ниже 22…30 и выше 150%. Таким образом, древесина высокой влажности или воздушной сухости может храниться без опасности повреждения ее грибами. Эти же условия неблагоприятны для поражения древесины различными насекомыми (жуками-усачами, короедами).

Способы хранения пиловочного сырья основаны на создании неблагоприятных условий для появления в древесине трещин, повреждения ее грибами и насекомыми.

Различают водный, влажный и сухой способы хранения пиловочных бревен. Первые два способа основаны на сохранении в древесине влаги, а третий предусматривает быстрое удаление влаги (высушивание).

При водном, хранении неокоренная древесина находится в воде. Для этого используют водные пространства судоходных и сплавных рек, озера и пруды и специально созданные водоемы. Водное хранение обеспечивает хорошую сохранность сырья.

При влажном хранении пиловочное сырье размещается на наземном складе в специальных штабелях. Для сохранения влаги предусматривается плотная укладка свежесрубленной неокоренной древесины в штабеля, а в летнее время дополнительное смачивание (дождевание).

Для дождевания над штабелями устанавливают специальную систему трубопроводов (постоянную или передвижную) с дождевальными насадками, разбрызгивающими воду мелким дождем. Продолжительность полива 10… 15 мин. В жаркую сухую погоду штабеля поливают шесть и более раз в сутки, в умеренную1 погоду— три раза (днем).

Сухое хранение пиловочного сырья на лесозаводах применяется редко (при хранении сырья свыше.одного года). В этом случае в штабеля укладывают окоренные бревна при соблюдении определенного разрыва между ними для создания необходимой циркуляции воздуха.

Типы штабелей при разных способах хранения сырья. При водном хранении на реках сырье размещается в многорядных и пучковых плотах на плаву, в озерах и прудах — в плотах, пучках или затопляемых штабелях. Плоты укрепляют для предохранения их от разрушения течением, особенно при сильном ветре.

При хранении древесины в затопляемых штабелях высота подводной части штабеля определяется глубиной водоема, а надводная часть должна быть не менее 1/3 высоты подводной части штабеля. Бревна в штабель укладывают плотно (без прокладок). Надводную часть штабеля в летнее время целесообразно подвергать дождеванию.

При влажном хранении бревна укладывают в плотные, а также пачковые и пачково-рядовые штабеля.

Плотные штабеля укладывают без прокладок. Только в концевые части штабеля для предохранения его от рассыпания бревна иногда укладывают на прокладках.

Пачково-рядовые и пачковые штабеля укладывают на прокладках пачками. Различие этих штабелей в том, что в пачково-рядовом штабеле пачки бревен в ряду не разделяются, а в пачковом — отделяются одна от другой прокладками.

Укладка бревен в плотные штабеля имеет ряд преимуществ по сравнению с укладкой в пачковые или пачково-рядовые штабеля.

В этом случае лучше сохраняется пиловочное сырье; повышается производительность труда при формировании штабелей, так как не требуется выполнять трудоемкую работу по укладке и прирубке прокладок;увеличивается вместимость штабелей, что сокращает затраты на сооружение складов; экономится древесина, используемая на прокладки.

Основное преимущество пачковых и пачково-рядовых штабелей — наличие прокладок, позволяющих легко перемещать пачки бревен по штабелю при укладке штабелей лебедками, свободно освобождать стропы при укладке пачек бревен в штабеля и подводить их под пачку при разборке штабелей.

Каждый штабель имеет подштабельное основание из двух рядов.бревен диаметром 20… 26 см. Штабеля на складе располагают плотными группами. Расстояние между штабелями должно быть не более 1 м при высоте Штабелей до 6 м и не более 1,5 м при большей высоте. Для большей устойчивости штабелей бревна укладывают комлями и вершинами в разные стороны.

При сухом хранении до укладки в штабель бревна очищают от коры с сохранением лубяного покрова, уменьшающего растрескивание бревен. Бревна укладывают в небольшие штабеля рядами на прокладках. Высота подштабельного основания должна быть не менее 40… 50 см. Нижний ряд укладывают с промежутками между бревнами 30… 40 см.

Рис. 4. Затопляемый штабель бревен

Рис. 5. Плотный штабель

Рис. 6. Пачково-рядовой штабель

Рис. 7. Пачковый штабель

Штабеля для сухого хранения бывают нормальные и разреженные. В нормальном штабеле бревна в ряду укладывают вплотную. Толщина прокладок должна быть не менее 7. Диаметра укладываемых бревен. В разреженном штабеле бревна в ряд кладут с промежутками 5 см. Вместо прокладок используют те же бревна. Высота штабелей для сухого хранения должна быть не более 2 м (от верха подштабельного основания), разрыв между штабелями — не менее 2 м.

Выгрузка сырья из воды, формирование и разборка штабелей. При доставке сырья водным транспортом на складах производятся следующие основные виды работ: выгрузка бревен из воды на берег; перемещение бревен в пределах склада до места укладки, сортировка и укладка их в штабеля на длительное хранение; разборка штабелей и подача бревен к лесопильному цеху.

На складах при сухопутной доставке сырья выполняются следующие работы: выгрузка сырья, сортировка его на размёрнока-чественные группы и подача в лесопильный цех или на кратковременное хранение.

При кратковременном хранении сравнительно небольших запасов сырья отпадает необходимость в высоких штабелях. Сырье размещается в коротких низких штабелях, укладка которых менее трудоемка, чем штабелей для длительного хранения сырья. Поэтому, несмотря на довольно дорогой способ доставки сырья, каким является сухопутнцй транспорт, эти склады весьма экономичны.

Выбор средств механизации складских операций зависит от объема и способа доставки сырья к заводу, условий хранения сырья, размеров и особенностей склада.

К наиболее эффективным средствам механизации складских работ относятся различные краны, лебедки, продольные и поперечные конвейеры, гидравлические лотки и др.

На складах сырья широкое применение получили козловые, кабельные и мостокабельные краны.,

Консольные козловые краны используют для выгрузки сырья из воды (при помощи консоли) и укладки его в штабеля. При применении бесконсольных кранов сырье из воды выгружают продольными или поперечными конвейерами.

Для механизации складских работ применяют козловые краны, отличающиеся величиной пролета (расстояния между опорами крана) и грузоподъемностью. При использовании козловых кранов штабеля размещают в пролете крана параллельно подкрановым путям. Большепролетные козловые краны более экономичны и могут обслуживать большие участки складов. Малопролетные козловые краны используют на небольших складах с ограниченным числом штабелей, а также для разгрузки железнодорожных вагонов на складах с сухопутной доставкой сырья. С помощью козловых кранов общего назначения можно укладывать штабеля высотой 6…7 м. Длина консолей кранов (8…10 м) не позволяет применять их для выгрузки сырья из воды, поэтому при укладке штабелей на складах с водной доставкой сырья они используются в сочетании с продольными конвейерами, которые в этом случае выгружают бревна из воды и доставляют к месту укладки в штабеля. Специализированный консольный козловой кран ККЛ-8, предназначенный для механизации работ на складах лесопильно-деревообрабатывающих предприятий, имеет грузоподъемность 8 т, увеличенный пролет 40 м, длину консолей 20 м и высоту подъема груза 16 м. Этот кран может использоваться для выгрузки сырья из воды, формирования и разборки штабелей.

Рис. 8. Мостокабельный кран: 1 — жесткая опора, 2 — мост, 3 —машина для формирования пачек бревен, 4 — гибкая опора, 5 —кабина управления, 6 — несущие канаты, 7 — штабель бревен, 8 — грузовая тележка, 9 — машинное отделение, -10 — устройство для поштучной разборки пачек бревен, 11 — гидролоток

Кабельные краны применяют на больших складах сырья. Они позволяют полностью механизировать выгрузку сырья из воды и укладку его в штабеля на хранение, а также разборку штабелей и подачу бревен на распиловку.

Кабельные краны со свисающей над водой башней позволяют выгружать бревна пачками непосредственно из воды с помощью грузовой тележки крана. Иногда в машинной башне кабельного крана устанавливают поперечный элеватор. Этот элеватор выгружает бревна из воды и загружает их в специальные рамки, в которых формируются пачки бревен. Сформированные пачки захватываются грузовой тележкой крана и укладываются в штабель. Штабель бревен укладывается между башнями кабельного крана. Длина штабеля определяется пролетом крана.

На складах сырья применяют передвижные кабельные краны грузоподъемностью до 25 т с шириной пролета до 500 м. С помощью кабельных кранов укладывают штабеля высотой до 14 м.

Мостокабельными кранами, так же как и козловыми, можно выгружать пачки бревен из воды, укладывать их в штабеля, разбирать штабеля и подавать бревна на распиловку. Штабеля бревен укладывают в пролет крана перпендикулярно подкрановым путям. Мостокабельные краны обслуживают большие участки работ.

На складах сырья лесопильных заводов применяют мостокабельные краны грузоподъемностью до 15 т с шириной пролета до 150 м и высотой подъема крюка до 28 м (высота штабелей 12 м).

На небольших складах сырья для механизации погрузочно-разгрузочных работ используют также башенные краны общего назначения. На складах с водной доставкой сырья эти краны не нашли применения ввиду малой грузоподъемности, недостаточной длины стрелы и высоты подъема крюка. Требованиям складов сырья’ лесопильных заводов в большей степени удовлетворяет башенный кран-погрузчик КБ-572, вылет крюка у которого 35 м, а высота подъема 13,5 м. Грузоподъемность крана 6,3… 10 т.

На рис. 25 приведены схемы укладки и разборки штабелей козловым и башенным кранами. Выгрузка сырья из воды по данным схемам производится продольными конвейерами, а подача в лесопильный цех — с помощью гидролотка.

При формировании или разборке штабелей кранами для захвата пачек бревен используют стропы или грейферы, подвешиваемые на крюки крана. Оснащение кранов грейферами позволяет исключить тяжелый и опасный труд строповщиков, перейти на укладку плотных штабелей, повысить производительность кранов на складских работах.

Лебедки применяются для пачковой выгрузки сырья из воды и его штабелирования, для разборки штабелей и перемещения бревен к транспортным устройствам, доставляющим сырье к лесоцеху. Они применяются также для штабелирования бревен, если сырье из воды выгружается с помощью поперечных или продольных конвейеров.

Схема выгрузки сырья из воды и штабелевки его лебедкой показана на рис. 26. Подготовленная в наплавном сооружении пачка бревен с помощью строп подсоединяется к рабочему канату лебедки и после включения лебедки сначала поднимается на штабель, а затем транспортируется по штабелю к месту укладки. После этого лебедка отключается, а находящийся на штабеле рабочий разъединяет стропы. Далее включается вспомогательный барабан 9 лебедки. Наматываясь на этот барабан, холостой канат возвращает рабочий канат в исходное положение. В этом положении присоединенные к рабочему канату стропы оказываются у наплавного сооружения, в котором подготовляется к выгрузке следующая пачка бревен.

Лебедка устанавливается стационарно, чтобы можно было уложить несколько штабелей. По мере формирования штабелей ка-натно-блочная система переносится от одного штабеля к другому, а наплавное сооружение катером перемещается вдоль берега.

Рис. 9. Схема укладки и разборки штабелей кранами: a — козловым, б — башенным; 1 — гидролоток. – штабель, 3 — пачка бревен, 4 — продольный конвейер, 5 — кран

Рис. 10. Схема выгрузки сырья из воды и штабелевки его лебедкой: 1 — наплавное сооружение, 2, 5 — пачки бревен, 3— штабель, 4— рабочий канат, 6 — блок, 7 — рабочий барабан, 8 — лебедка, 9 — вспомогательный барабан, 10 — холостой канат, 11 — сплавной пучок бревен

При штабелировании пиловочных бревен лебедками длина штабелей может быть от 80 до 300, а высота до 8 м. Сырье укладывают в пачковые и пачково-рядовые штабеля. На укладке пачково-рядового штабеля обычно занята бригада из 8… 10 человек.

На складах сырья лесопильных заводов применяют большегрузные четырехбарабанные лебедки с максимальным тяговым усилием от 60 до 150 Н.

Рис. 11. Элементы продольного конвейера: а — деревянная эстакада 90 свайным основанием, б — траверсы с центрирующей седловиной и шипами; 1 — сваи, 2— нижняя поперечина, 3—настил, 4 — прогоны, 5 — брусья, служащие направляющими для траверс (соответственно нижней и верхней ветвей цепи), 6 — верхняя поперечина, 7— накопитель для бревен

Продольные конвейеры используют для поштучной выгрузки бревен из воды, сортировки, перемещения их по складу к месту укладки или к лесопильному цеху. При выгрузке сырья из воды продольным конвейером бревна на штабель подаются краном или лебедкой.

Продольные конвейеры являются стационарными установками. Они имеют эстакаду со свайным или бетонным основанием, вдоль которой строятся накопители пачек бревен. В накопители сбрасываются бревна, подлежащие укладке в штабеля.

Тяговым органом продольных конвейеров служит сварная калиброванная цепь. К цепи на расстоянии 1,6… 1,8 м одна от другой прикрепляются траверсы-поперечины, на которые укладывают бревна (рис. 27,6). Цепь приводится в движение от приводной станции, устанавливаемой в конце конвейера. В качестве тягового органа конвейеров используют также стальные канаты.

Продольные (береговые) конвейеры состоят из наклонной и горизонтальной частей. Наклонная часть предназначена для выгрузки бревен из воды. Чтобы бревна не соскальзывали с цепи, она устанавливается под углом не более 22°. Для удержания бревен при подъеме траверсы наклонной части выполняются с заостренными шипами. Горизонтальная часть конвейера служит для перемещения бревен по складу к месту укладки. На цепях этой части конвейеров устанавливаются траверсы с центрирующими седловинами.

Промышленностью серийно выпускаются продольные конвейеры Б22-3 и Б22У-1 с максимальной длиной соответственно 140 и 120 м. Скорость движения цепей 0,65… 1,1 м/с. С помощью продольного конвейера можно сортировать бревна, сбрасывая их в тот или иной накопитель в зависимости от размеров, качества и породы.

Сбрасывание бревен с продольного конвейера вручную — трудоемкая операция, поэтому на продольных конвейерах устанавливают специальные сбрасыватели бревен, позволяющие механизировать и автоматизировать эту операцию.

Техника безопасности на рейдах и складах сырья. При выполнении различных складских работ, связанных с укладкой в штабеля пиловочного сырья, а затем с разборкой этих штабелей, особое внимание надо уделять соблюдению правил техники безопасности.

На сортировочных участках рейда должны быть установлены рабочие мостики шириной 1… 1,25 м с продольным расположением дощатого настила и переходные мостики с перилами. В местах соединения боковых и поперечных мостиков устраивают дополнительные угловые настилы. Входы на мостики и сходы с них должны иметь ширину не менее 1 м с поперечными планками (ступенями) на настиле через каждые 0,4 м. Боны должны иметь дощатый настил шириной не менее 600 мм или стесанную ровную поверхность.

Багры, которыми пользуются рабочие при сортировке и выгрузке бревен, необходимо держать в исправном состоянии, а пики и крюки багров — острыми. Багровище должно быть изготовлено из прямослойной хвойной древесины и гладко обстрогано.

Порядок укладки и разборки штабелей определяется специальной инструкцией и зависит от способа укладки и применяемых механизмов. Расположение рабочих и их поведение при подъеме и опускании бревен, продвижении по штабелю, при работе тех или иных механизмов должно точно соответствовать инструкции для данного участка работ.

Работой по укладке или раскатке штабелей руководит бригадир, располагающий всеми средствами сигнализации. На всех участках работы должна быть обеспечена хорошая видимость сигналов о пуске или остановке механизмов. Рабочие места и проходы необходимо освещать.

Механизмы должны быть подготовлены к работе соответствующим образом: провода и кабели, подводящие электрический ток, хорошо изолированы; все электроустановки и пусковые устройства заземлены; механизмы приводов и передач, а также холостые ветви конвейеров ограждены; тщательно проверено состояние канатов, стропов, цепей.

Элеваторы и конвейеры оснащаются устройствами автоматического действия против обратного хода цепи. Продольные конвейеры должны также иметь специальные устройства, обеспечивающие безопасность на воде при срыве бревен с упоров цепей наклонной части конвейера. Механизмы, работающие комплексно, должны действовать синхронно и иметь блокировку, чтобы при остановке одного из механизмов автоматически выключались предыдущие.

Пачки бревен для укладки в штабеля лебедками или кранами формируют в формировочных рамках. Между штабелями бревен и механизмами надо соблюдать необходимые разрывы, предусмотренные для каждого участка.

Для отдыха, сушки одежды и обогревания рабочих, выполняющих работы на рейде и складе, оборудуются специальные помещения.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум