Сложная система соподчинения лекальных формообразующих

Категория:
Композиция в технике


Сложная система соподчинения лекальных формообразующих

У модели а корпус построен на два фокуса с помощью лекальных контуров, что задало и характер связей, и координацию формы рукоятки с ее переходами к корпусу.

У модели б основные формообразующие корпуса—параллельные линии, а рукоятка—более автономный элемент композиции, да и трактована в ней как приставка.

Прием решения модели в целиком вытекает из принятой силовой схемы и центровки дрели. Эта форма ярко образна. Мощный удлиненный корпус, тенденция движения нижней формообразующей несколько вниз по направлению к сверлу, и верхней в ответ этому же движению, подчеркнуто короткая, но удобная рукоятка, так как она заходит на самый корпус, да и прорисовка каждого отрезка напоминают острохарактерное тело таксы.

Для таких изделий, как ручной электроинструмент, четкое осмысление и последовательное развитие приема композиции особенно помогает в ходе разработки.

На рис. 58 несколько моделей легковых автомобилей, демонстрирующих, насколько различны последовательно проведенные в каждой из этих групп приемы композиции. Модели а основаны на предельном контрасте максимально легкого верха и четкой, несколько угловатой формы низа. И хотя модели этой группы различаются по характеру формы, их объединяет один и тот же прием тектонического контраста между верхом и низом. Модели б подчеркнуто обтекаемой формы — это своего рода единые оболочки, моноблоки, в которых «вырезаны» нужные проемы.

В первом случае — передача аэродинамических нагрузок на верхнюю часть через подчеркнуто тонкие силовые элементы легкой каркасной конструкции, во втором случае — распределение нагрузок по всей оболочке кузова. В обоих случаях одинаково хорошо улавливается принцип строения формы.

Формы легковых автомобилей на рис. 58, в—пример использования оригинального приема композиции, основанного на выявлении крыши как консоли. Такое решение, естественно, требует усиления консоли в ее основании—в том месте, где образуется переход от нижней части кузова к крыше. Несмотря на оригинальность общего замысла, характер конструкции при таком композиционном приеме, по-видимому, трудно выявить с абсолютной последовательностью. Ведь при всей своей внешней эффектности консоль все же опирается на передние стойки или на обвязку рамного типа—без этого не обойтись, так как нужны и опора двери, и крепление лобового стекла. Эта опора—важный в конструктивном отношении элемент, что, однако, приводит к некоторому противоречию в таких композициях: опертый впереди конец крыши, строго говоря, не может трактоваться как чистая консоль. Чтобы разрешить противоречие, в этих случаях прибегают к таким средствам, которые подчеркивают как бы конструктивную независимость консоли-крыши от передней опоры. Вот почему опора обычно хромирована, тогда как консоль окрашена. Используются и чисто пластические средства, призванные показать независимость крыши от опоры: контуры опорной стойки и мест примыкания к ней дверей и крыши прорисовываются так, чтобы максимально выявить консольный характер конструкции и раскрыть тем самым идею композиции. Немалое внимание при этом уделяется трактовке основания, «корня» консоли. Его пластическая проработка должна создавать впечатление надежности связи с нижней частью кузова.

Итак, композиционный прием определяет стратегию творческого поиска, сам во многом определяясь особенностями объекта художественного конструирования, тем, какую свободу действий дает он дизайнеру. Многооперационный металлообрабатывающий станок в этом отношении несравним с легковым автомобилем, у которого форма значительно менее обусловлена.

Своеобразие композиционного приема как средства композиции заключается в том, что он как бы синтезирует в себе другие средства композиции: в одних случаях контраст и ритм, в других — особенности пропорций и масштаба, в третьих — отточенную нюансировку формы и т. д.

К сожалению, работая над художественно-конструкторским проектом, дизайнер иной раз вообще не задумывается над приемом, а это означает, что он фактически не имеет четкой идеи композиции. В подобных случаях все остальные средства становятся малоэффективными. Одни элементы формы начинают противоречить другим, форма лишается логики развития, которая присуща только объектам с ясной и глубокой композиционной идеей.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум