Смазка прокатного оборудования

Категория:
Эксплуатация транспортного оборудования цехов


Смазка прокатного оборудования

Надежность прокатного оборудования во многом зависит от рационального выбора смазочных материадов, способов и режимов смазки, контроля качества смазки в процессе эксплуатации.

Основной функцией смазочных материалов является уменьшение сопротивления трению и повышение износостойкости трущихся поверхностей деталей. Кроме того, они отводят тепло от узлов трения и защищают смазываемые поверхности от коррозии и ржавления. Для смазки металлургического оборудования применяют следующие виды смазочных материалов: жидкие (минеральные масла); пластичные (смазки); твердые смазки и смазочные покрытия; самосмазывающиеся материалы; металлоплакирующие смазки.

Узлы трения прокатного оборудования работают в тяжелых условиях, вызванных большими нагрузками, повышенными температурами, обводнением и загрязнением абразивными частицами из окружающей среды, поэтому к применяемым смазочным материалам предъявляются повышенные требования, которые заключаются в следующем:
для минеральных масел:
— обеспечение минимального износа и минимальных потерь на трение при работе узлов трения;
— эффективный отвод тепла от узлов трения;
— хорошая жидкотекучесть в интервалетемператур +40 т —15 °С для обеспечения свободной прокачки по трубопроводам и свободного слива масла самотеком от узлов трения в резервуары смазочных систем;
— высокая сопротивляемость термоокислению, обеспечивающая срок службы масла без замены в циркуляционных системах не менее двух лет;
способность легко отделяться от воды без образования с водой стойких нерас-слаивающихся эмульсией в условиях возможного обводнения узла трения; предохранять от коррозии трущиеся поверхности, а также не вспениваться при хранении, заливке и в процессе эксплуатации; для пластичных смазок:
— обеспечение минимального износа и минимальных потерь на трение смазываемых узлов;
— хорошая прокачиваемоть по трубопроводам длиной до 150 м при температуре окружающей среды от минус 10 до плюс 180°С;
— способность не подвергаться разложению при нагревании под давлением до 20 МПа; незначительно изменять свои свойства в процессе хранения и эксплуатации, не подвергаться термоупрочнению, не растворяться в воде и обладать минимальной испаряемостью.

Минеральные масла применяют в тех узлах трения, где можно обеспечить жидкостное или полужидкостное трение (подшипники жидкостного трения, подшипники редукторов и шестеренных клетей), где необходим принудительный отвод тепла или промывка трущихся поверхностей для удаления продуктов износа и производственной пыли (узел винт—гайка нажимных устройств).

Получают минеральные масла из мазутов. С целью улучшения эксплуатационных свойств некоторых марок масел их легируют небольшим количеством присадок (от 0,01% до 10%), являющихся продуктами химического синтеза.

Пластичные смазки применяют в следующих случаях: з открытых или негер-метизированных узлах трения; в узлах трения, где затруднена или нежелательна частая замена смазки; для защиты деталей и узлов от коррозии; в различных соединениях и уплотнениях (резьбовых сальниковых и др.).

Пластичные смазки получают путем загущения минеральных масел различными загустителями. В зависимости от вида загустителя их делят на мыльные (кальциевые, натриевые, литиевые, бариевые и др.), загущенныесоответствующими мылами жирных кислот; углеводородные, приготовленные сплавлением церезина и парафина с маслами; органические и неорганические, в которых загустителями служат твердые органические и неорганические соединения и продукты обработки неорганических веществ.

Наибольшее распространение получили кальциевые, натриевые, литиевые, дисульфидмолибденовые и многоцелевые пластичные смазки. Эти смазки обладают высокой водостойкостью, термостойкостью и хладостойкостью.

Системы смазки

Способы смазки различаются по принципу подвода смазочных материалов к контактным поверхностям в очаге деформации и узлам трения.

При смазке жидкими минеральными маслами применяются индивидуальный способ смазки, смазка погружением в масляную ванну и смазка под давлением.

Индивидуальный способ применяют для смазки отдельных узлов трения, когда подключение их к централизованным системам затруднено или к ним предъявляются специфические требования. Этот способ осуществляют с помощью различного рода “самосмазов”, масленок различных конструкций (фитильных, наливных с запорной иглой и др.), свободно висящих на валу колец (кольцевая смазка). Кольцевая смазка простая по конструкции и достаточно надежная в эксплуатации, довольно широко применяется для смазки опор горизонтальных валов с подшипниками скольжения. Она основана на использовании сил сцепления между жидкостью и кольцом, свободно висящих на валу и погруженных нижней частью в маслянную ванну. При вращении вала кольцо также вращается и выносит масло из ванны на вал и далее на опору.

Смазывание погружением (каретную смазку) применяют в основном в редукторах при окружных скоростях зубчатых колес до 10 м/с, когда тепло, выделяющееся в зацеплениях, полностью отводится в окружающее пространство через стенки картера и крышку. В зону зацепления масло подается колесом или паразитной шестерней 3 за счет сил молекулярного сцепления.

Смазывание под давлением является наиболее эффективным способом. Его применяют в ответственных машинах и механизмах и осуществляют с помощью циркуляционных систем смазки. Масло подается к трущимся поверхностям из резервуара за счет перепада давлений, создаваемого насосами, и возвращается в резервуар самотеком. Циркуляция масла в замкнутом контуре обеспечивает непрерывный отвод тепла от трущихся поверхностей и продуктов износа узлов трения.

Рис. 1. Схемы смазки минеральными маслами:
а — смазывание кольцом; б – смазывание погружением; в — смазывание под давлением

При смазке пластичными материалами различают индивидуальный, закладной и централизованный способы смазки. При индивидуальном способе смазку подают периодически посредством ручных шприцев через масленки, установленные в смазочных отверстиях узлов трения. Закладной способ заключается в заполнении узла трения смазкой при сборке или ремонте. Централизованный способ (ручной или автоматический) применяют при наличии большого числа узлов трения, расположенных вдали от насосной станции.

Различают системы жидкой, пластичной и аэрозольной смазки.

Для смазки прокатного оборудования применяются в основном циркуляционные централизованные системы жидкой и централизованные системы густой (пластичной) смазки.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум