Средства композиции

Категория:
Композиция в технике


Средства композиции

Гармония формы в технике достигается с помощью особых средств. В дизайне, как и в архитектуре, они называются средствами композиции. Это пропорции, масштаб, контраст, нюанс, ритм, метрические повторы, характер формы. Несколько особняком стоит группа средств композции, основанных на использовании цвета и тона, фактуры и текстуры материала, а также пластика, которая непосредственно связана со светотеневой структурой формы.

Анализируя композицию прекрасно сконструированного станка, обладающего столь же совершенной, как и его конструкция, формой, мы замечаем, что станок наделен многими качествами. Он пропорционален, сомасштабен человеку; метрично или ритмично повторяющиеся и рационально скомпонованные, а не случайно разбросанные элементы управления не только удобны в эксплуатации, но и выразительны; форма его имеет своеобразную пластику, индивидуальный характер и т. д. Наконец, проектантам удалось найти и образ этого станка.

Как же все это достигнуто?

Пропорциональность явилась результатом пропорционирования целого и всех его частей; масштабность достигнута умелой проработкой всех элементов формы по человеку, так как только человека можно считать мерилом, задающим вещам верный масштаб. Столь важное качество композиции, как пластичность, связано с организацией рельефа поверхности и светотеневой структуры. В единстве характера формы всех частей изделия (а этого иногда так недостает многим предметам) проявилось умение проектировщика точно выразить характер целого в каждом из его элементов; цвет и правильно найденные тональные отношения позволили усилить органическое единство формы, добиться ее целостности.

Введение понятий «свойства» и «качества» композиции, вероятно, может вызвать ряд вопросов у некоторых читателей, свыкшихся с традиционной терминологией. Действительно, до сих пор эти термины редко употребляли для характеристики определенных сторон композиции, хотя мы издавна говорим о пропорциональной статуе, масштабном станке, пластичном рельефе фриза, подчеркнуто остром характере автомобиля и т. п. Что же это, если не качественные отличия, определяющие сущность высокоорганизованной формы — композиции? Достигаются же эти качества в процессе целенаправленного, преломленного сквозь призму закономерностей использования средств композиции.

В зависимости от преобладания тех или иных закономерностей на различных этапах композиционного поиска они оказывают влияние на выбор конкретных средств и на доминирующее значение одного из средств композиции, а также на последовательность их использования. Когда в ходе инженерной компоновки станка, например, и предварительного композиционного поиска выявляется, что верх станка имеет сложную, насыщенную тенями структуру, где превалируют горизонтальные членения, а низ — это глухой, нерасчлененный и геометрически простой объем, то такая форма попадает в сферу действия закономерностей, свя-могут служить важными средствами композиции. Работая, например, над проектом мощного карусельного станка, у которого статичная в основе форма является объективным началом композиции, следствием принципа данной конструкции, проектировщик сознательно использует статичность как своеобразное средство композиции. С помощью других средств, в данном случае подчеркнуто статичными, «тяжелыми» пропорциями, масштабом, пластикой, цветом и т. п., он развивает и усиливает впечатление мощи и устойчивости механизма. Правильно понятая и эстетически осмысленная статичность такого рода инженерных сооружений становится ведущим приемом композиции.*

Разумеется, средства композиции не следует уподоблять краскам на палитре художника. Художник-конструктор не может прибегать то к пропорциям, то к масштабу, то к ритму или контрасту— обычно он использует большинство средств одновременно. По крайней мере основа композиции разрабатывается именно так. Лишь на завершающих этапах работы возникает необходимость в нюансах, в шлифовке и уточнении характера формы и пр., но даже использование этих наиболее тонких средств проду-мывается художником-конструктором уже в начальной, эскизной стадии, как и использование цвета, тона или фактуры.

Средства композиции играют в структуре ее теории особенно важную роль. Поскольку они являются своего рода инструментарием в творческой работе инженера-конструктора и дизайнера, в книге им уделено наибольшее внимание. Для раскрытия необычайного многообразия в использовании средств композиции примеры взяты из разных областей техники.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум