Стандартизация промышленных материалов

Категория:
Промышленные материалы


Стандартизация промышленных материалов

Промышленные материалы и изделия, как и другие виды продукции, стандартизованы. Под стандартизацией понимается установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон и, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности.

Стандартизация играет активную роль в управлении народным хозяйством, плановой деятельности государственных органов предприятий и организаций по разработке и обеспечению соответствующих правил, норм и требований, направленных на ускорение технического прогресса, повышение производительности труда, эффективности и качества готовой продукции.

В соответствии с этим на все материалы и изделия установлены соответствующие государственные стандарты (ГОСТ) и технические условия (ТУ), соблюдение требований которых является обязательным как в сфере производства, так и в сфере обращения. Целями стандартизации являются повышение качества продукции, ускорение технического прогресса, повышение эффективности производства, совершенствование организации и управления народным хозяйством, охрана здоровья и окружающей среды, безопасность труда и развитие международного сотрудничества.

В систему органов и служб стандартизации входят как общесоюзные органы, так и службы и органы в республиках, отраслях народного хозяйства и на отдельных предприятиях (фабриках, заводах).

В составе Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР имеется ряд научно-исследовательских институтов: стандартизации, нормализации, информации, классификации и кодирования, метрологии и др.

Стандартизация бывает комплексной, опережающей и ступенчатой.

Комплексная стандартизация предусматривает разработку и осуществление мер, обеспечивающих полное удовлетворение требований заинтересованных организаций и предприятий во взаимной связи компонентов и объектов стандартизации (изделия, детали, полуфабрикаты, сырье и методы подготовки и организации производства) с увязкой сроков введения и действия стандартов.

Опережающая стандартизация состоит в разработке повышенных требований по сравнению с уже достигнутым уровнем с учетом перспектив дальнейшего развития страны.

Ступенчатая стандартизация предусматривает поэтапное повышение требований и норм к стандартизуемому объекту в определенный период времени. Опережающая и ступенчатая стандартизация способствуют систематическому повышению уровня качества продукции и эффективности производства на базе достижений научно-технической революции.

Стандартизация имеет место и в других странах. Международная организация стандартизации (ИСО) объединяет около 80 стран мира. СССР является членом ИСО. В ИСО входит международная электротехническая комиссия (МЭК), которая разрабатывает международные стандарты на материалы и изделия производства электронной и электротехнической отраслей. Имеется также Европейская организация по контролю качества (ЕОКК), международная организации законодательной метрологии (МОЗМ) по разработке методов измерений различных величин и приборов.

Проводится стандартизация и в рамках Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ), куда входят социалистические страны. Стандарты СЭВ являются основными в этих странах. Показатели и требования этих стандартов соответствуют мировым достижениям науки и техники и лучшим мировым образцам продукции.

Под стандартом понимается документ, в котором определен комплекс норм, правил и требований, предъявляемых к материалам и готовым изделиям. Стандарт разрабатывается как на продукцию, эталоны (времени, веса) и образцы, так и на нормативы показателей свойств, правила маркировки, упаковки, транспортирования, хранения, методы определения качества и требования методического и технического характера. Он разрабатывается на основе достижений технического прогресса и передового опыта и утверждается компетентным органом. После утверждения стандарт приобретает силу закона и является обязательным документом.

Категории стандартов. Различают стандарты следующих категорий: государственные (ГОСТ), отраслевые (ОСТ), республиканские (РСТ) и стандарты предприятий (СТП).

Государственные стандарты распространяются на продукцию, имеющую значение в общегосударственном масштабе, и утверждаются они Госстандартом СССР, за исключением стандартов, утверждаемых Советом Министров СССР (стандарты на особо важную продукцию) и Госстроем СССР (стандарты на строительные материалы, нормы и правила).

Отраслевые стандарты распространяются на материалы и изделия данной отрасли промышленности, производящей их, и предприятия и организации, потребляющие эти материалы. Утверждаются они министерством, являющимся ведущим в производстве данного вида материалов и изделий.

полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции и суммарных затрат на ее создание и эксплуатацию или потребление.

Например, интегральным показателем качества транспортного средства могут служить удельные затраты на тонно-километр пробега, т. е.

К = (С + Э)/Д,

где С — себестоимость средства; Э — эксплуатационные затраты за срок службы до капитального ремонта; Д — пробег в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта.

При сравнительной оценке качества материалов применяют так называемый базовый показатель, т. е. показатель качества продукции, принятой за эталон. В качестве базовых могут быть приняты показатели образцов текущего производства (отечественного или зарубежного) или показатели перспективных образцов. При совершенствовании производства одни образцы заменяются другими, более перспективными.

Отношение показателя качества материала к соответствующему базовому показателю характеризует относительный показатель качества.

В промышленности качество товара может характеризоваться и такими косвенными показателями работы предприятия, как коэффициент дефектности; коэффициент сортности; число полученных рекламаций; количество изделий, выпущенных со Знаком качества; доля изделий, подлежащих ремонту в гарантийные сроки и т. д.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум