Станкостроение САСШ

Категория:
Проектирования технологических процессов


Станкостроение САСШ

Колоссальные масштабы, которых часто достигало до кризиса массовое производство в САСШ и особенно в автомобильном деле, при наличии чрезвычайно богатой и развитой станкостроительной промышленности создали в последние годы там свои особые пути и методы разрешения проблемы механической обработки (а также и некоторых других видов обработок: холодная штамповка и др.) в массовом производстве вообще и в производстве автомобильном — в особенности. В главнейшем это сводится к созданию чрезвычайно мощной и многообразной станкостроительной промышленности — помимо станков широкого пользования — по станкам высокой производительности, специализированным и станкам специального назначения Можно сказать, что в настоящее время даже для весьма крупного массового производства автомобилей (и тем более, для серийного производства) станкостроение САСШ дает достаточно широкий выбор станков почти для всех видов механической обработки вплоть до очень сложных операций. Отметим еще раз, что способ обслуживания автомобильного производства специальными станками, строящимися по особому заказу в единичном или малых количествах, в настоящее время (это можно еще было наблюдать в значительной мере лет 15—20 тому назад на крупных автомобильных заводах Америки) можно считать совершенно оставленными в САСШ, за очень небольшими исключениями. Это вполне понятно, так как такой способ является весьма дорогим, длительным и мало надежным. Тем более, что в этом способе при современном состоянии станкостроения САСШ и нет большой необходимости (как это будет видно из нижеизложенного). Следует, однако, оговориться, что и теперь еще есть специальные станки в значительных количествах в таких сугубо специальных производствах, как производство шариковых и роликовых подшипников и пр. Но и эти специальные станки, созданные самими этими заводами (или станкостроительными фирмами по их особому заказу), постепенно видоизменяясь, выходят на рынок как станки специального назначения.

Таким образом первою и весьма важною в нашем случае особенностью американского станкостроительного рынка надо признать исключительное многообразие типов станков высокой производительности, специализированных и станков специального назначения, которые перекрывают, как правило, потребности всех видов механической обработки, встречающихся в производстве автомобилей. Не следует при этом думать, что производство станков широкого пользования в САСШ находится в упадке по сравнению с вышеупомянутыми видами станков, так как американские станки широкого пользования в своих лучших представителях, как правило, также превосходят по качеству европейские модели.

Следует отметить, что, наряду с крупными старыми фирмами, очень часто мы встречаем в САСШ сравнительно мелкие фирмы, строящие одну-две модели станков определенного назначения и часто удерживающие за собой на рынке главенство по данному типу станка. (Станками определенного назначения мы называем все перечисленные виды станков за исключением станков широкого пользования.)

Громадный спрос автомобильных заводов на станки, дорогая рабочая сила (высокая стоимость средств существования), высокие требования к производительности станка, к возможно большей концентрации обработок на одном станке, к надежности станка в работе, простоте и легкости его обслуживания и т. д., заставили станкостроительные заводы САСШ взяться за выработку высокопроизводительных моделей и за специализацию станка.

Естественно, что при большом спросе на такие станки станкостроительные заводы, вырабатывая и улучшая годами свои типы станков (обычно их у каждой фирмы очень немного) и при наличии весьма высокого уровня станкостроительной техники в стране, могли создать такие модели, которые очень часто покрывают все требования, которые только возможно было бы предъявить к специальному станку для данной операции.

Интересно отметить, что последние годы кризиса в САСШ создали новые требования к станкостроению, а именно,—чтобы станки специального назначения давали бы возможность путем перестановки отдельных агрегатов перестраивать эти станки для обработки детали при изменении ее размеров, а в некоторых случаях даже и конструкции, при условии, однако, сохранения у станков их стабильности и производительности. Это требование вызвано в условиях кризиса и жесточайшей конкуренции необходимостью для автомобильные ,(в особенности) заводов САСШ сравнительно часто вводить изменения и улучшения в конструкции выпускаемых машин. С точки зрения указанного требования («гибкости оборудования») такие станки, как многошпиндельные расточные для цилиндров блока с непереставными шпинделями, многошпиндельные сверлильные станки, где перестановка шпинделей и головок почти невозможна и т. д., являются не отвечающими современным тенденциям спроса. Требования достаточной «гибкости оборудования» имеют и для автотракторной промышленности Союза весьма серьезное значение, правда, по совершенно другим основаниям и причинам. Чрезвычайно быстрый прогресс в нашей промышленности и хозяйстве ставит перед нами ряд задач в освоении новых типов и конструкций автотракторных машин, и с этой точки зрения требование достаточной «гибкости оборудования» при условии сохранения всех остальных качеств станка должно быть учтено и нашими технологами.

Таким образом станки для специальных работ и станки особо высокой производительности перестают быть секретом или монополией фирм, их создавших и эксплоатировавших, а становятся как бы рыночным товаром.

В Америке считают, что «в настоящее время задача станкостроительных заводов не только строить и продавать станки, по строить и продавать налаженное производство». Это надо понимать так, что в Аме-] нке, а также несколько в меньшей степени и в Германии, в особенности для массового производства не заказывают обычно станок по каталогу, а заказывают станок, приготовленный для данной операции на определенной детали и притом на заданную производительность, т. е. заказывают станок «одетым» надлежащими приспособлениями и инструментом, а если нужно, то и с соответствующими изменениями самого станка. Таким образом приобретается не только сам станок, по налаженный и проверенный метод обработки на нем. Таков должен быть метод работы и наших советских станкостроительных заводов, в особенности, когда они, помимо постройки станков широкого пользования, развернут работу по станкам определенного назначения.

Благодаря такому порядку разработка процесса, «одевание» и наладка обработки на данном станке переносится в руки людей, наиболее вооруженных для этой задачи, так как никто не может так хорошо знать станок, как изготовляющий его завод. Это дает не только экономию времени и средств на эту разработку, но и в большей мере гарантию на получение наиболее совершенного решения задачи. Кроме того, этот порядок дает могущественный стимул самим станкостроительным заводам к постоянному движению вперед и созданию все более новых и совершенных типов станков.

Далее надо отметить, что высокое качество металлического сырья в САСШ, в особенности чугуна и качественной стали, дает возможность американским станкостроительным заводам (при высоком качестве также и обработки частей станка) добиться большой длительности работы станка и сохранения его точности, что, например, не всегда можно сказать про станки европейского происхождения. Это обстоятельство имеет особо важное значение в условиях напряженного массового производства, где станок должен обладать высоким сопротивлением износу.

Кроме того имевшийся большой спрос в САСШ, в особенности со стороны автомобильных заводов, и погоня за более новыми, совершенными, производительными и экономичными в производстве станками дает возможность станкостроительным заводам осуществить часто широко поставленное (а стало быть, и дорогое) экспериментирование в области постоянного совершенствования и выработки новых моделей.

Наличие же весьма квалифицированной рабочей силы и технического персонала при высоком уровне металлообрабатывающей промышленности вообще и станкостроительной, в частности, дает возможность станкостроительным заводам САСШ надежно осуществить это постоянное совершенствование и углубленное специализирование станков для массового производства. Имеет также значение и то обстоятельство, что американское станкостроение, развилось на потребности своей, самой большой промышленности в мире, предъявлявшей весьма высокие требования к станку, а не на экспорт,— это также способствовало усилению качественной стороны их станкостроения.

Можно далее отметить, как характерную черту, что американские станки строятся, как правило, с повышенным весом, большей стабильностью и жесткостью станка, с повышенной мощностью и соответственно с весьма большой надежностью в передающих усилия частях станка.

Поэтому американские станки дают возможность, как правило, работать при весьма больших оборотах и подачах.

Таким образом очень часто американские станки подходят к положению, что «станок становится сильнее инструмента», т. е., что предел подъема|режима резания, а стало быть, в общем случае и производительности ограничивается не станком, а инструментом.

Практически американские станки, большей частью, имеют запас в смысле возможности дальнейшего подъема режима резания.

Такой запас в станке, помимо возможности наилучшего использования инструмента и достижения наибольшей производительности, делает станок способным дольше сохранять его точность, требовать меньше ремонта и быть более долговечным в условиях напряженной работы.

Эта особенность американских станков имеет весьма большое значение для станков массового производства, — обычно при двух-и даже трехсменной работе. Не следует, однако, думать, что все американские станки столь высокого качества. Наряду с первоклассными станками, в Америке можно встретить и станки весьма посредственные (правда, значительно более дешевые), к которым все сказанное выше относится в небольшой степени. При рассмотрении вопроса в интересующем нас разрезе эти станки для нас интереса не представляют и к ним мы возвращаться не будем, в дальнейшем будем останавливаться лишь на рассмотрении американских станков, первоклассных по качеству или к ним приближающихся.

Было бы ошибкой также думать, что даже в крупном массовом производстве всюду и везде надо ставить только американские станки. Надо не упускать из виду, что американские станки, будучи во многих случаях первоклассными и наилучшими в то же время являются и самыми дорогими. Причина этого заключается прежде всего в том, как это было уже выше сказано, что рабочая сила в САСШ намного дороже, чем в Европе, и ста ло быть американский станок, даже при всех равных условиях его производства, будет соответственно дороже станка европейского.

Поэтому необходимо американский станок брать только в тех случаях, когда для данной операции нет на европейском рынке станка, удовлетворяющего необходимым техническим требованиям и производительности и более дешевого.

Но и данное положение правильно лишь для сравнительно небольшого отрезка времени, пока станкостроительная промышленность СССР не достигла еще того развития, когда она даст, помимо станков широкого пользования, которые в настоящий момент представляют ее главную задачу, также и станки высокой производительности, специализированные и специального назначения.

Вообще надо отметить, что погоня при проектировании и подготовке нового производства за «самым лучшим современным станком», «последним словом техники», без строгого анализа всех условий работы выбираемого станка и проверки выбора в смысле наиболее экономичного решения при соблюдении всех технологических требований объясняется либо недостаточным знанием и пониманием решаемой задачи, либо недопустимо небрежным отношением к вопросу экономии народных средств.

Надо иметь в виду, что в каждом производстве есть две категории операций: операции сложной обработки или высокой точности и операции сравнительно простые (циковка бобышек, фрезеровка прорезов, простое сверление и пр. Для первой категории операций (которая обычно представляет сравнительно небольшую долю от всей обработки изделий) часто бывает необходимо ставить дорогие и сложные станки, для второй же категории обычно можно ставить сравнительно простые и недорогие станки. В большинстве случаев здесь правильный выбор инструмента и конструкции приспособления вполне решает вопрос. Лишь при очень высокой производственной программе будет рациональным ставить и на вторую категорию операций дорогие высокопроизводительные станки.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум