Сварка выпусков арматуры при монтаже железобетонных конструкций

Категория:
Сварка металлов


Сварка выпусков арматуры при монтаже железобетонных конструкций

Для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций применяется стержневая арматурная сталь — горячекатаная круглая гладкого и периодического профиля, выпускаемая в соответствии с ГОСТ 5781—82. Такая сталь в зависимости от гарантируемых механических свойств подразделяется на шесть классов.

Арматура класса A-I изготовляется из сталей СтЗ, ВСтЗ, ВСтЗГ; диаметр стержней 6—40 мм.

A-II изготовляется из сталей ВСт5, 18Г2С, 10ГТ; диаметр стержней 10—80 мм.

A-III изготовляется из сталей 35ГС, 25Г2С, 32Г2Р; диаметр стержней 6—40 мм.

A-1V изготовляется- из сталей 80С, 20ХГ2Ц; диаметр стержней 10—32 мм.

A-V изготовляется из стали 23Х2Г2Т; диаметром 10—32 мм.

A-VI изготовляется из сталей 22Х2Г2АЮ, 22Х2Г2Р, 20Х2Г2СР; диаметр стержней 10—22 мм.

Концы стержней из низколегированных сталей класса A-IV окрашивают красной краской, класса A-V — красной и зеленой, класса A-VI — красной и синей. Допускается окраска связок на расстоянии 0,5 м от концов.

Арматура класса A-I выпускается в виде гладких стержней, классов A-II, A-III, A-IV, A-V, A-VI—в виде стержней периодического профиля. По требованию потребителей сталь классов A-II, A-III, A-IV, A-V может быть изготовлена гладкой. Арматура класса A-II имеет на поверхности профиль в виде поперечных выступов, расположенных по винтовой линии. Арматура классов A-III, A-IV, A-V, A-VI имеет на поверхности профиль в виде выступов, расположенных под углом друг к другу, в «елочку». Работы по сварке выпусков арматуры и по сварке арматуры с закладными деталями при монтаже сборных железобетонных конструкций необходимо осуществлять под руководством лица, имеющего специальную техническую подготовку и удостоверение на право производства работ по сварке. Сварку должны производить электросварщики, прошедшие испытания и имеющие удостоверения, устанавливающие их квалификацию и характер работ, к которым они допущены.

Перед сваркой должны быть проверены правильность сборки конструкций и подготовка стыков к сварке. Вносить какие-либо изменения в конструкцию сварных узлов и соединений, а также применять подкладки, прокладки и вставки, не предусмотренные чертежами, без согласования с проектной организацией не допускается.

Разделка кромок и величина зазора собранных под сбарку элементов конструкций должны соответствовать ГОСТ 14098—68 («Соединения сварные арматуры железобетонных изделий и конструкций». Контактная и ванная сварка) и требованиям строительных нормалей.

Перед сваркой выпуски арматуры и закладные детали конструкций должны быть тщательно очищены от грязи, влаги, снега, льда, ржавчины, наплывов бетона и пр. Свариваемые соединения и рабочее место сварщика желательно оградить с помощью шатров и экранов ог сильного ветра. и атмосферных осадков.

По окончании сварки сварные соединения должны быть очищены от шлака и брызг расплавленного металла. На каждом сварном соединении должен быть проставлен клеймением или кернением номер или знак сварщика (клеймо). Клеймо ставят на усилении шва или на нерасчетных элементах соединения.

Выполнение сварочных работ регистрируют в «Журнале сварочных работ» и оформляют актами освидетельствования скрытых работ. При контроле и приемке сварных соединений необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ 10922—75 («Арматурные изделия и закладные детали сварные для железобетонных конструкций». Технические требования и методы испытания).

Дуговая сварка протяженными швами. Дуговая сварка арматуры протяженными швами нахлесточных соединений и стыковых с круглыми накладками в настоящее время находит ограниченное применение. Такой способ сварки по технико-экономическим показателям оправдан только при сварке одиночных стыков, т. е. при малом объеме работ по монтажной сварке выпусков арматуры.

Нахлесточные соединения применяются для сварки выпусков арматурных стержней диаметром до 20 мм. Перед сборкой (?гыка концы стержней должны быть отогнуты на длину I под углом, обеспечивающим соосную сборку стержней. Сборку стыка со стержнями периодического профиля следует выполнять так, чтобы ребра одного стержня попадали в выемки другого.

Нахлесточные соединения с односторонним швом применяют для арматурных стержней классов A-I, A-II, A-III. Длина нахлестки принимается: для стали A-I равной /=6d; для стали классов A-II и A-III равной 1=Ы, где d—диаметр стержня, мм.

Нахлесточное соединение с двусторонними швами применяется для арматурных стержней классов A-I и A-II (только из стали 10ГТ). Длина нахлестки принимается: для стали A-I равной /—3cf; для стали A-II равной l—Ad.

Рис. 1. Нахлесточное соединение при сварке выпусков арматуры:
а — с односторонним швом; б — с двусторонними швами

Стыковые соединения с круглыми накладками неэкономичны из-за повышенного расхода электродов и металла на накладки. Такие соединения можно использовать для сварки одиночных стыков, а также в случаях, когда требуется высокая гарантированная прочность стыка (рис. 70). Для круглых накладок используют отрезки арматурных стержней, одинаковых по классу со свариваемыми стержнями. Стыковые соединения с односторонними швами применяют для арматурной стали классов A-I, ATI, А-Ш. Длина накладок принимается: для стали A-I равной l=6d; для стали A-II и А-Ш равной 1=Ы.

Стыковые соединения с накладками для стержней из стали A-IV можно сваривать только в нижнем положении разносторонними швами со сдвигом накладок на величину не менее d. Длина накладок в этом случае принимается равной l=l0d.

Стыковые соединения с двусторонними швами применяют для арматурной стали классов A-I, A-II, А-Ш. Длина накладок в этом случае принимается: для стали A-I равной l=3d; для стали A-II и A-III равной l=4d.

Сварные швы в соединениях нахлесточных и стыковых выполняются от середины к краям. В стыковых соединениях стержней из стали A-IV швы выполняют в два слоя, при этом второй слой накладывают со смещением относительно первого на расстояние d после охлаждения первого слоя до температуры ниже 100 °С.

Высота протяженных швов должна быть равна 0,25 d, но не менее 4 мм; ширина шва должна составлять 0,5 d, но не менее 10 мм. Кратеры должны быть тщательно заплавлены. При сборке стыковых соединений между торцами стержней оставляют зазор, равный примерно 0,5 d, но не менее 10 мм. Прихватки в стыковых соединениях рекомендуется ставить на расстоянии (0,5— 0,8) d от концов накладок. Длина прихваток должна составлять 15—20 мм, высота 4—6 мм.

Для сварки протяженными швами нахлесточных и стыковых соединений с круглыми накладками арматурных стержней рекомендуется применять электроды типов Э42А, Э46А, Э50А, Э55 с основным покрытием. Примеры марок таких электродов: УОНИИ-13/45, УОНИИ-13/55, УОНИИ-13/55У, СМ-11, ДСК-50, УП-2/45, ОЗС-2. Для сварки арматуры классов. A-I, A-II допускается применение электродов типов Э42, Э46 с рутиловым покрытием. Примеры марок таких электродов: АНО-1, АНО-3, АНО-5, АНО-4, MP-3, ОЗС-4, ОЗС-6.

Рис. 2. Стыковые соединения с круглыми накладками при сварке выпусков арматуры:
а — с односторонним швом; б — с двусторонними швами; в — с разносторонними швами со сдвигом накладок

Рис. 3. Стыковые соединения выпусков арматуры, выполненные многослойными швами на гнутых подкладках:
а — горизонтальный стык; б — вертикальный стык

Дуговая сварка многослойными швами. Сварка стыковых соединений стержней арматуры многослойными швами на гнутых подкладках (скобах) применяется для арматурной стали классов A-I и A-III. Такой способ допускается при сварке одиночных стыков арматуры.

Длина подкладки должна быть не менее двух диаметров стержней, но не менее 30 мм. Толщина подкладки 4—6 мм. Зазор между стержнями должен составлять: в нижнем положении примерно 0,5 d, но не менее 10 мм; в вертикальном положении — 5—6 мм. В вертикальном стыке верхний стержень скашивают под углом 40—45°.

При соединении горизонтальных стержней сварку начинают в нижней части стыка, тщательно проваривая углы сопряжений стержней с подкладкой. После этого заполняю! разделку отдельными слоями, сообщая при этом электроду колебательные движения вдоль и поперек стыка. Заканчивают сварку стыка наплавлением усиления.

При соединении вертикальных стержней сварку начинают на нижнем стержне, тщательно проваривая угол сопряжения его с подкладкой. Затем проваривают сопряжение верхнего стержня с подкладкой, начиная с притупления его. После этого заполняют стык наложением отдельных слоев шва на торец нижнего стержня, а потом в полупотолочном положении на верхний стержень. Заканчивают стык наплавлением усиления.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум