Техника рельефной резьбы

Категория:
Мозаика и резьба по дереву


Техника рельефной резьбы

Рельефная резьба требует от исполнителя высокого мастерства. При ее выполнении используют все инструменты для резьбы по дереву и самые разнообразные приемы работ. Необходимо уметь работать как правой, так и левой рукой, соблюдать правила резания древесины в зависимости от направления ее волокон, знать последовательность операций при работе над той или иной формой.

Для рельефной резьбы, выполняемой на деталях мебели, применяют главным образом породы средней и высокой твердости — березу, орех, бук, дуб. Однако упражнения по освоению приемов рельефной резьбы следует выполнять на липе. Когда они будут твердо усвоены, можно переходить на более твердую древесину.

Рельефную резьбу выполняют стоя. Заготовку необходимо закрепить на верстаке неподвижно и поворачивать ее на 180° только в крайних случаях.

Несмотря на большое разнообразие методов и приемов обработки поверхности при рельефной резьбе, порядок ее выполнения во всех случаях остается примерно одинаковым: нанесение рисунка, надрез и подрезка контура орнамента, выборка фона начерно, выявление форм рельефа орнамента, зачистка фона начисто, выявление мелкого рельефа орнамента, чеканка фона.

Нанесение рисунка. Для выполнения рельефной резьбы изготовляют ее рисунок в натуральную величину — шаблон. С шаблона рисунок переводят на кальку, а с кальки через копировальную бумагу на заготовку. Чтобы не стереть рисунок с заготовки во время работы, его следует покрыть тонким слоем прозрачного лака (кисточкой по линиям карандаша).

При выполнении сложного рельефного орнамента начинающему резчику целесообразно предварительно вылепить его из пластилина. Лепка рельефа перед резьбой помогает точнее почувствовать форму и избежать ошибок во время резьбы.

Надрез и подрезка контура Орнамента. Надрез производят при вертикальном положении резца точно по контуру рисунка. Если линия рисунка прямая, то применяют косячок, если криволинейная — стамеску соответствующего профиля. Чтобы не получилось поднутрения орнамента, можно держать инструмент с небольшим наклоном в сторону рисунка.

Подрезку контура делают отлогими, средними или крутыми стамесками тычком, т. е. держа стамеску под углом примерно 45° к поверхности и нажимая на конец ручки. Срезы делают в сторону надрезанной линии. Глубина подрезки по фону должна быть везде одинаковой.

Если в орнаменте одни элементы находят на другие, то надрез и подрезку начинают с верхних линий орнамента и делают их на меньшую глубину, а надрезку элементов, лежащих на фоне, — на большую.

Когда материал твердый, а глубина фона относительно большая, то с одного реза глубина надреза и подрезки может получиться недостаточной. В таких случаях эти операции повторяют. Первый надрез производят с легким нажимом на стамеску, следя за тем, чтобы он проходил точно по линиям рисунка и линии надреза были чистыми и плавными. Подрезку делают глубже надреза. При этом стружка не отделяется, поэтому надрез повторяют для удаления стружки.

Рис. 1. Этапы выполнения рельефной резьбы:
а — надрез по контуру, б — подрезка к основанию надреза, в — выборка фона начерно, г — закругление горошины, д — зачистка фона и орнамента (стрелками показано направление движения резда)

При выполнении горельефной резьбы с крупным орнаментом обрубают контур с помощью киянки. Для этого подбирают стамеску нужного профиля, ставят ее лезвие на линию контура с небольшим наклоном в сторону рисунка и, ударяя киянкой по ручке стамески, обрубают контур рисунка. Обрубка производится с припуском на 2—3 мм выше проектной глубины рельефа и с небольшим припуском по контуру для последующей обработки и зачистки орнамента и рельефа.

Обрубив по контуру часть орнамента, этой же стамеской подрубают контур под углом 45° в местах, где позволяет плоскость фона. В узких местах обрубку и подрубку делают постепенно, за несколько раз. Главное в этой работе — точно рассчитать силу удара, чтобы равномерно вырубать слои древесины на нужную глубину.

Выборка фона начерно. Выборку фона начинают с самых больших пятен фона отлогими, по возможности широкими стамесками. Резание производят в разных направлениях в зависимости от площади фона и направления волокон древесины. Стамеску держат двумя руками, наклонив ее к плоскости фона.

При выполнении крупной резьбы фон подрубают с помощью киянки. После выборки глубина фона должна получиться везде одинаковой.

Выявление форм рельефа орнамента. Одна из наиболее часто встречающихся операций — заоваливание контура, этапы которого показаны на примере закругления горошины.

После надреза контура горошины косячком снимают основную фаску под углом 45°, затем косячком верхнюю фаску и косячком или отлогой стамеской нижнюю фаску. Отлогой стамеской без наклона зачищают контур горошины. Так же закругляют и другие формы орнамента.

При проработке рельефа нередко производят выборку ложкообразных углублений с помощью средних или крутых стамесок. Левой рукой обхватывают стамеску ниже черенка, направляя ее движение, а ладонью правой руки нажимают на черенок стамески. Сначала лезвие стамески врезают в древесину, а затем, постепенно опуская черенок вниз и как бы вывертывая лезвие на фаске, медленно выводят его кверху.

Кроме того, нередко срезают рельеф к фону отлогой или прямой стамеской за два приема: начерно и начисто. Направление срезов должно по возможности совпадать с направлением форм орнамента.

Зачистка фона начисто. Зачистку начинают с самых больших мест прямыми широкими стамесками, держа их почти горизонтально. Стамеской работают вдоль, поперек волокон и наискось к волокнам, что зависит от формы площади фона. При резании поперек волокон лезвие стамески следует держать не параллельно волокнам, а под углом к ним.

Широкой стамеской зачищают фон везде, где это возможно. В углах орнамента работают уголками лезвия, стараясь не задеть орнамент. В этом случае можно также применять клюкарзу. В узких местах фон зачищают узкой стамеской. Края фона зачищают движением к центру заготовки.

Выявление мелкого рельефа орнамента заключается в нанесении тонких и мелких выемок и выполняется приемами контурной резьбы.

Чеканка фона производится с помощью равномерных ударов молотком по пуансону (чекану). В рельефной резьбе эта операция применяется редко. Выполнение ее несложно.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум