Токарно-винторезные станки и содержание их ремонта

Категория:
Ремонт промышленного оборудования


Токарно-винторезные станки и содержание их ремонта

На станках токарной группы обрабатывают главным образом детали, имеющие форму тел вращения. Деталь вращается, а обрабатывающий ее резец перемещается вдоль или поперек детали, совершая движение подачи. Сочетание движений (управляемые станочником) детали и резца дает возможность получать разнообразные по форме поверхности: цилиндрические, конические, фасонные и сферические — наружные и внутренние, торцовые плоскости и др. Токарные станки в подавляющем большинстве являются токарно-винторезными, т. е. станками, на которых кроме перечисленных видов поверхностей можно получать также винтовые поверхности — резьбы.

Рис. 1. Основные виды обработки металлов резанием:
а — точение, б — фрезерование, в — строгание, г — сверление, д — шлифование

Сборочные единицы и детали токарных станков можно рассмотреть на примере токарно-впнторезного станка 16К20, выпускаемого московским заводом «Красный пролетарий».

Основные сборочные единицы станка 16К20 — это станина, передняя бабка с механизмами коробки скоростей, задняя бабка, коробка подач, суппорт и фартук. На станине смонтированы все главные сборочные единицы станка. На ней неподвижно закреплены передняя бабка со шпинделем и с механизмами коробки скоростей, посредством которых шпинделю сообщают вращение и изменяют его частоту. На станине установлена задняя бабка 9, которую можно передвигать по направляющим станины.

Рис. 2. Токарно-винторезный станок 16К20

Для облегчения передвижения и предотвращения износа направляющих в корпус задней бабки вмонтирован клапан, присоединяемый к цеховой сети сжатого воздуха. При перемещении рукоятки крепления бабки на себя клапан открывает доступ воздуха к сопрягаемым’ поверхностям направляющих задней бабки и станины, создавая между ними воздушную подушку.

Обрабатываемую заготовку (деталь) закрепляют между передним центром, установленным в шпинделе, и задним центром, расположенным в пиноли задней бабки, или же закрепляют в патроне либо в другом специальном приспособлении, устанавливаемом на шпинделе или в отверстии шпинделя. В токарных станках шпиндель пустотелый, что позволяет пропускать через него обрабатываемый прутковый материал.

Токарные резцы закрепляют в резцедержателях, установленных на суппорте, другие режущие инструменты — сверла, зенкеры, развертки и т. д., а также задний центр устанавливают в пиноли задней бабки. Нижняя часть суппорта (каретка) с прикрепленным к ней фартуком перемещается по направляющим станины вручную или

механически в продольном направлении. Расположенные на каретке поперечные салазки с поворотной частью суппорта и помещенными на этой части верхними салазками и резцедержателями перемещаются вручную или механически в поперечном направлении. В фартуке находятся механизмы продольного и поперечного перемещения суппорта и устройство (разъемная гайка) для нарезания резьбы резцом.

Автоматическое перемещение суппорта осуществляется механизмами коробки подач. От шпинделя станка через сменные зубчатые колеса, помещенные под кожухом, и коробку подач приводятся во вращение ходовой винт или ходовой вал, закрытые щитками. Суппорт получает движение от ходового винта только при нарезании резьбы резцом, в остальных случаях он перемещается от ходового вала или вручную.

Суппорт движется вдоль станины станка благодаря перемещению по неподвижной рейке зубчатого колеса, связанного с фартуком. Вращение этого колеса осуществляется от ходового вала. Механическое поперечное движение сообщается средней части суппорта от того же ходового вала через зубчатые колеса. Ускоренное движение суппорта осуществляется включением при помощи рукоятки.

Вращение шпинделю передается от главного электродвигателя, расположенного в левой тумбе станка, через клиноременную передачу и коробку скоростей. Пуск и остановка этого электродвигателя производятся от кнопочной станции, смонтированной на каретке суппорта. Пуск шпинделя, его остановка, а также изменение направления его движения (реверсирование) осуществляются при помощи фрикционной пластинчатой муфты, помещающейся в коробке скоростей, рукоятками.

Быстрые перемещения суппорта в продольном и поперечном направлениях осуществляются от отдельного электродвигателя, соединенного с ходовым валом клиноременной передачей. Этот двигатель установлен в нише станины и закрыт кожухами.

Указатель служит для определения нагрузки на электродвигатель главного привода станка. Закрашенная часть указателя является зоной максимальной нагрузки, а правая ее граница — предельной, переход стрелки за которую не допускается.

По вращающемуся диску маслоуказателя судят о функционировании масляной системы. Если диск не вращается, необходимо остановить станок и проверить наличие масла в системе или устранить неисправность в фильтрах.

Техническое диагностирование и устранение дефектов у токарно-винторезных станков

Неисправности в станках возникают из-за естественных и аварийных износов, а также из-за нарушения инструкций по уходу и обслуживанию. В любом случае прежде чем приступить к ремонту станка важно установить безошибочный диагноз неисправности, т. е. сделать правильное заключение о появившемся дефекте и установить истинную причину его.

На долговечность эксплуатации станка сказывается и качество межремонтного обслуживания, при котором слесарь устраняет мелкие неисправности.

При обработке изделий на токарно-винторезных станках могут наблюдаться отклонения от геометрической формы и расположения поверхностей, ограничивающих деталь. Ниже рассматриваются такие погрешности, указываются причины их возникновения и способы устранения.

Отклонение от цилиндричности, образуемое при обтачивании детали, закрепленной в шпинделе станка, может быть следствием извернутости направляющих станины или непараллельности оси шпинделя направляющим. Следовательно, нужно выверить станину и ось шпинделя станка.

Отклонение от круглости возникает вследствие неисправности патрона или его ненадежного закрепления на шпинделе, дефектов шпинделя и его подшипников. С целью точного установления причины закрепляют заготовку в шпинделе (без патрона), протачивают и замеряют микрометром диаметр в одном сечении во взаимно перпендикулярных направлениях. Если некруглость не устранена, проверить правильность регулировки подшипников.

Бочкообразность образуется из-за износа направляющих станины, в отдельных случаях — из-за извернутости ее направляющих.

Седлообразность (вогнутость) образуется при обтачивании заготовки на станке, ось шпинделя которого непараллельна направляющим в вертикальной плоскости.

Кольцеобразность (образование на обрабатываемой поверхности заготовки кольцевых гребешков, расположенных с определенным шагом) возникает вследствие нарушения соосности: оси ходового вала в коробке подач, фартуке и кронштейне не совпадают, при этом чем больше отклонение, тем выше гребешки на заготовке. Шаг между кольцами равен величине перемещения суппорта за один оборот вала. Кольцевые гребешки могут образовываться и по причине плохого зацепления реечной шестерни фартука с рейкой на станине, при этом расстояние между кольцами будет соответствовать шагу зубьев рейки.

Эту неисправность устраняют установкой компенсаторов на направляющие каретки, а во втором случае — переустановкой рейки.

Волнистость (неравномерности на обрабатываемой поверхности в виде мелких граней, расположенных прямолинейно или спирально вдоль оси) сопровождается вибрацией и неприятным дребезжащим звуком. Это явление вызывается неисправностью режущего инструмента, неправильным его креплением и дефектами патрона. Неисправностями станка в этом случае могут быть повышенные зазоры в опорах шпинделя и дефекты в самих подшипниках, повышенные зазоры в суппорте (ослабление планок и клиньев).

Неплоскостность возникает в результате износа продольных и поперечных направляющих поверхностей каретки суппорта.

Произвольное уменьшение частоты вращения шпинделя при работе. Это явление может быть следствием ослабления натяжения приводных ремней или пробуксовывания фрикционной муфты. В первую очередь проверяют и регулируют натяжение ремней. Если натяжение нормальное, регулируют фрикционную муфту.-

У станка 16К20 это осуществляется так: открывают крышку шпиндельной бабки и снимают маслораспределительный лоток. Затем утопляют защелку, поворачивают гайку фрикционной муфты прямого хода шпинделя на один зубец и проверяют степень затяжки рукояткой включения.

Для облегчения регулировки муфты прямого вращения шпинделя рукоятку повертывают влево, для регулирования муфты обратного вращения шпинделя — вправо. По окончании регулировки следует убедиться в том, что защелка надежно вошла в паз гайки.

Если при максимальной частоте вращения шпинделя без детали и без патрона время его торможения превышает 1,5 с, то нужно при помощи гаек подтянуть ленту тормоза. Если муфта правильно отрегулирована, включение будет легким, при этом будет ощущаться фиксация в трех положениях. Среднее положение — муфта выключена, тормоз включен. Перемещение рукоятки на себя и поворот вправо — включение прямого вращения шпинделя. Перемещение рукоятки на себя и поворот влево — включение обратного вращения шпинделя.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум