Цепные передачи

Категория:
Практика слесарно-сборочных работ


Цепные передачи

Цепные передачи относятся к приводам с гибкой связью и обеспечивают передачу вращающего момента между валами, которые могут находиться на значительном (до 8 м) расстоянии друг от друга. На ведущем и ведомом валах передачи устанавливают звездочки с числом зубьев z1 и z2, связанные бесконечной приводной цепью.

КПД цепной передачи достигает 0,98. Наиболее распространены роликовые, втулочные и зубчатые приводные цепи.

Приводная роликовая цепь состоит из внутренних и наружных звеньев. Валик с напрессованными наружными пластинами (переходное звено) шарнирно соединен с втулкой с напрессованными внутренними пластинами (соединительное звено). При огибании звездочки втулка поворачивается относительно валика. Ролик насажен на втулку с зазором, вследствие чего между зубьями звездочек и цепью создается трение качения, что уменьшает трение и износ зубьев звездочки и цепи.

В соответствии с ГОСТом выпускают приводные роликовые однорядные нормальные (ПР) и усиленные (ПРУ) цепи с шагом t = 8 … 50,8 мм; приводные роликовые длиннозвенные облегченные ПРД) цепи с шагом t = 31,75 … 76,2 мм; приводные втулочные однорядные (ПВ) цепи.

Для передачи больших мощностей применяют цепи двухрядные, трехрядные (ЗПР, t = 12,7 … 50,8 мм), четырехрядные (4ПР, t = 19,05 ..: 50,8 мм). Их собирают из обычных звеньев, соединяемых удлиненными валиками. Для работы в тяжелых условиях рекомендуется применять цепи с изогнутыми пластинами (ПРИ, t = 78,1; 103,2; 140 мм) и цепи тяжелого типа ПРТ, 2ПРТ, ЗПРТ, 4ПРТ, 6ПРТ с шагом от 31,75 до 63,5 мм.

Градация шагов цепей: 8; 9,525; 12,7; 15,875; 19,05; 25,4; 31,75; 38,1; 44,45; 50,8; 63,5; 76,2 мм. Роликовые цепи допускают окружные скорости до 15 м/с.

Приводные втулочные цепи (рис. 270, 6) не имеют роликов, поэтому они легче и дешевле роликовых, но подвержены большему изнашиванию. Их применяют при меньших нагрузках и скоростях. Изготовляют однорядные цепи типа ПВ и двухрядные типа 2ПВ.

В маркировке роликовых и втулочных цепей указывают тип, шаг и разрушающую силу. Например, ЗПР — 12,7 — 4600: трехрядная приводная роликовая цепь с шагом 12,7 мм, выдерживает до разрушения силу 46Х103 Н.

Приводная зубчатая цепь (рис. 270, в) состоит из набора рабочих пластин, соединенных между собой призмами или вкладышами качения. Для фиксации цепей в осевом направлении служат направляющие пластины. Цепи изготовляют любой ширины в зависимости от числа пар пластин. Шаг цепей 12,7; 15,875; 19,05; 25,4; 31,75 мм.

Зубчатые цепи применяют при больших скоростях (до 30 м/с) и неравномерной нагрузке. Соотношение скоростей вращения валов зависит от диаметров или числа зубьев звездочек.

Звездочки для приводных цепей могут иметь следующий ряд числа зубьев: 9, 10, 11, 12, (13), 14 (15), 16 (17), 18 (19), 20 (22), 25 (28), 32 (36), 40 (45), 50 (56), 63 (71), 80; их изготовляют из стали 40, 45, 40Л и 45Л, иногда из цементируемой стали 12 и 20. По конструкции звездочки могут быть цельными и сборными (стальной венец, ступица из серого чугуна или стали). Венец напрессовывают на ступицу и крепят винтами или болтами.

Узел цепной передачи состоит из ведущего вала со звездочкой и ведомого вала со звездочкой, которые находятся на расстоянии А друг от друга. Цепь натягивают регулировочным устройством со звездочкой. В зависимости от шага звеньев цепи на валах устанавливают разные типы звездочек. Если звездочку насаживают на шпонку вала с по-мошью молотка и оправки, нужно следить за тем, чтобы на валу не было задиров и шпонка могла плотно входить в паз ступицы. После напрессовки звездочки винт завинчивают и стопорят контргайкой. При таком закреплении положение звездочки удобно регулировать, сдвигая ее в ту или другую сторону легкими ударами молотка при ослабленном винте. Следует добавить, что в цепной передаче расстояние между осями валов.

Рис. 1. Цепные передачи

Рис. 2. Узел цепной передачи (а), форма звездочек (б) и крепление их на валу (в, г)

В сборной звездочке венец приклепывают к ступице. Отверстия под заклепки должны быть просверлены по кондуктору, по разметке или по месту. На валу звездочку крепят с помощью штифта. Отверстие под штифт в ступице должно быть засверлено с одной стороны заранее. После установки звездочки на вал по этому отверстию сверлят напроход отверстие в валу и противоположной стенке ступицы. Далее отверстия совместно развертывают конической разверткой.

Сборка цепной передачи. Звездочки напрессовывают на вал при помощи пресса или винтового приспособления, их устанавливают на призматические шпонки и фиксируют для предупреждения

Затем проверяют радиальное и торцовое биение звездочек (индикатором), а также расположение их в одной плоскости (линейкой или шнуром).

Отрезок цепи с нужным числом звеньев (определяют обычно по старой цепи) надевают на звездочки, натягивают специальным приспособлением и соединяют соединительным звеном. Цепи с четным числом звеньев соединяют обыкновенными звеньями, цепи с нечетным числом звеньев — переходными звеньями. После установки соединительного звена на него надевают вторую пластину и валики шплинтуют либо затягивают гайкой.

Правила эксплуатации цепных передач. Натяжение цепи нужно периодически проверять. При необходимости цепь подтягивают натяжными приспособлениями, либо удаляют пару звеньев, либо при наличии переходных звеньев —одно звено. При использовании пластичного смазочного материала цепь необходимо периодически очищать и промывать в керосине. После сушки цепь смазывают, погружая в расплавленную смазку. При использовании жидкого смазочного материала необходимо своевременно пополнять масленки. Цепи, работающие в масляной ванне, проверяют через 20—25 ч работы. Уровень масла не должен быть выше уровня пластин.

В сельскохозяйственных, строительных, дорожных и некоторых других машинах широко применяют фасонно-звенные цепи. Звенья этих цепей изготовляют из ковкого чугуна или листовой стали. Сборку их осуществляют путем последовательного сочленения звеньев без применения каких-либо крепящих устройств.

Собранные цепи осматривают и проверяют длину участков цепи из 20 звеньев. Для проверки крючковых цепей используют приспособление, показанное на рис. 3, а. Приспособление выполнено в виде металлического желоба, в который укладывают 20 звеньев цепи. Один конец этой цепи закрепляют цапфой, а другой цепляют за крючок подвижного ползунка. Сверху цепь прижимают металлической накладкой. По шкале А, нанесенной на борту желоба, определяют длину цепи.

Концы втулочно-роликовой цепи соединяют либо на верстаке, либо непосредственно в узле. Сборку на верстаке производят в том случае, когда звездочки расположены на концах валов, и, таким образом, цепь может быть на них надета после соединения ее концов. Если звездочки закрыты, то концы цепи соединяют в узле. При этом нередко по конструктивным условиям цепь должна быть предварительно установлена на звездочки. В таких случаях концы цепи необходимо стягивать специальными затяжками.

Рис. 3. Приспособление для проверки длины крючковой цепи и приемы стягивания концов цепей

Чтобы цепи плавно набегали на зубья звездочек, а также с целью смягчения ударов ее звеньев о зубья ветви цепи не должны быть туго натянуты. При наложении линейки на верхнюю ветвь цепи середина ее должна провисать на величину, равную 0,02 межцентрового расстояния звездочек при горизонтальном расположении ветви. Для наклонного расположения ветви величина провисания уменьшается.

В связи с тем, что при работе передачи цепь постепенно вытягивается, провисание ее может значительно возрасти. Тогда цепь начнет болтаться, удары ее звеньев о зубья будут более ощутимы, возрастет интенсивность изнашивания передачи. Чтобы не допустить этого, необходимо сохранять требуемое натяжение цепи натяжной звездочкой. Ось такой звездочки закрепляют в прорези кронштейна, и она может быть передвинута.

После окончания сборки цепной передачи необходимо установить масленки и другие устройства, предусмотренные конструкцией для смазывания цепей.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум