Универсальные грузоподъемные машины и транспортные средства

Категория:
Автоматизация сварочного производства


Универсальные грузоподъемные машины и транспортные средства

Основные грузоподъемные машины в сборочно-сварочном производстве — электротали и краны.

Электротали выпускают грузоподъемностью 0,25; 0,5; 1; 2; 3,2; 5 т. Они передвигаются по однорельсовому пути — монорельсу. Электротали грузоподъемностью 0,25 т имеют ручной привод передвижения, а грузоподъемностью 1 т и больше — электрический. Привод передвижения электротали грузоподъемно-cibro 0,5 т может быть как ручной, так и электрический. Скорость передвижения стандартных электроталей 20 м/мин, скорость подъема 8 м/мин. Управление осуществляется с пола при помЬщи подвесной кнопочной станции. В качестве монорельса используют двутавровые балки от № 18 до № 45 в зависимости от грузоподъемности электротали. При необходимости монорельс может иметь закругление в горизонтальной плоскости. Электротали применяют для обслуживания сварочных участков, отдельных рабочих мест, а также в качестве межоперационного транспорта в поточных линиях.

Рис. 1. Разновидности кранов и обслуживаемые ими зоны

В сварочном производстве используют различные типы кранов, как передвижные — мостовые, подвесные, козловые, полукозловые, консольные, так и стационарные поворотные. Наибольшее распространение получили электрические мостовые кран ы, являющиеся универсальным подъемно-транспортным оборудованием, обслуживающим почти всю площадь цехового пролета, и в то же время не занимающим производственную площадь. Особенно широко мостовые краны применяют в единичном производстве, а в тяжелом машиностроении — и в мелкосерийном.

В серийном и массовом производствах целесообразнее приг менять специальные транспортные средства и конвейеры.

Мостовые краны делятся на двухбалочные и однобалочные. Кран опирается четырьмя колесами на подкрановые пути, установленные на колоннах цеха, и передвигается по ним вдоль всего пролета (у тяжелых кранов число колес 8—16 шт.). Мостовые двухбалочные краны имеют широкий диапазон грузоподъемности (3—320 т) и выпускаются с пролетом (колеей подкрановых путей) 10,5—32 м (ГОСТ 534—78). Краны грузоподъемностью 15—20 т и более обычно оборудованы двумя независимыми механизмами подъема — главным и вспомогательным; грузоподъемность вспомогательного в несколько раз меньше, чем главного.

В однобалочных кранах вместо тележки применяют стандартную электроталь. Грузоподъемность однобалочных кранов, как и электроталей, обычно равна 1—5 т. Однобалочные краны могут быть опорными — с ездой по подкрановым путям (как двухбалочные), и подвесные — с ездой по подвесному рельсовому пути, расположенному над краном (ГОСТ 7890—73).

Вдоль пролета, обслуживаемого опорным мостовым краном, остаются пространства вне зоны обслуживания — «мертвые зоны», достигающие 15—20% площади пролета. У подвесных кранов крайние положения крюка значительно ближе к границам пролета и за счет этого увеличена зона обслуживания. Подвесные краны могут осуществлять передачу грузов в Соседний пролет путем стыкования несущих балок подвесных кранов, расположенных в соседних пролетах.

Козловые краны отличаются от мостовых тем, что мост у них опирается не на колеса, а на высокие опоры — «козлы», установленные на ходовые тележки, передвигающиеся цо рельсам, проложенным с обеих сторон вдоль зоны работы крана. Козловые краны на заводах применяют главным образом на складах металла и готовой продукции, расположенных на открытых площадках. Грузоподъемность козловых кранов достигает 32 т (ГОСТ 7352—75).

Полу козловые краны передвигаются по двум рельсам, один из которых расположен на полу, второй — на стене цеха. Полукозловые краны используют обычно для обслуживания отдельных участков, расположенных на одной стороне пролета — между стеной и проходом.

Для этой же цели служат иконсольные передвижные краны, передвигающиеся вдоль стен или колонн по двум рельсам, проложенным один под другим; нижний (опорный) рельс воспринимает основную нагрузку от веса крана и груза, а верхний рельс удерживает кран от опрокидывания. В настенных кранах оба рельса закрепляют на колоннах, в велосипедных кранах нижний рельс располагается на полу, а верхний крепится к колоннам или верхней металлоконструкции цеха. Подъемным механизмом в консольных кранах обычно является электроталь грузоподъемностью до 3,2 т.

Для обслуживания отдельных рабочих мест и передачи изделий с одного места на другое применяют консольные стационарные поворотные краны, расположенные около стейы или свободно стоящие в цехе. Эти краны могут быть с переменным или постоянным вылетом. Переменный вылег обеспечивается наличием передвижного подъемного механизма, в качестве которого обычно используют таль. У кранов с постоянным вылетом грузовой крюк расположен на конце консоли.

Поворотные краны могут выполняться с двуплечевой (складывающейся) стрелой, что позволяет увеличить зону обслуживания по сравнению с обычными поворотными кранами (ГОСТ 19811 —74).

Для внутрицеховых перевозок в сборочно-сварочном производстве широко применяют самоходные транспортные средства — аккумуляторные электротележки, тягачи с прицепными тележками, электропогрузчики. В единичном и мелкосерийном производствах их применяют на всех стадиях технологического процесса от склада металла до склада готовой продукции — для грузов до 5 т. В серийном и массовом производствах их используют для подачи заготовок к началу поточных линий и транспортировки готовых изделий от поточных линий на склад, а также для передачи изделий в процессе изготовления между участками, расположенными в разных пролетах одного цеха и между цехами.

Для работы в складах с многоярусными стеллажами кроме кранов-штабелеров применяют электроштабелеры, обеспечивающие передачу грузов между рабочими местами и стеллажами складов. Грузоподъемность электроштабелеров до 2 т.

Для перемещения тяжелых грузов массой более 5 т между пролетами применяют рельсовые самоходные тележки с электроприводом грузоподъемностью до 120 т.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум