Универсальные приспособления для подъемно-транспортных работ

Категория:
Практика слесарно-сборочных работ


Универсальные приспособления для подъемно-транспортных работ

В сборочных цехах на заводах серийного производства широко применяются универсальные приспособления для транспортировки тяжелых станин станков, валов и блоков. На рис. 1, а показано универсальное приспособление, состоящее из рамы, соединенной с металлическим кольцом с заплетенным в нем стальным канатом. На передней части рамы имеется полка, на которой уложена заготовка круглого сечения. В нижней части рамы имеются два вилкообразных паза, в которых шарнирно соединены осями прихваты, на них уложена заготовка квадратного сечения. Другое простейшее приспособление типа коромысла с четырьмя отверстиями представлено на рис. 1, б. В двух отверстиях в центре коромысла закреплены крюки, в которых вставлены кольца с канатом. В крайних отверстиях коромысла на осях установлены хомутики с роликами. Через ролик протянут стальной канат с крюками. Установив детали на вал, подводят к нему коромысло, охватывают стальными канатами вал и закрепляют крюками. После этого лебедкой мостового крана поднимают коромысло с валом и перемещают в назначенное место.

Рис. 1. Подъемно-транспортные приспособления:
а — универсальное вилкообразное подъемно-транспортное приспособление с уложенными в нем двумя блоками — круглым и квадратным; б — схема строповки деталей с помощью тросов и штанги

Правильный способ охватывания показан на рис. 2, а. Стальным канатом (стропом) охватывают с двух сторон станину, предварительно подложив подкладки из мягкого материала, для того чтобы в острых углах станины не оборвать ветви каната. При подвешивании каната с кольцом на крюк крана или грузоподъемника должен быть сохранен угол наклона стального каната не менее 60°.

Неправильный способ охвата (крепление) стальным канатом станины без подкладок показан на рис. 2, б. Отсутствие подкладок и малый угол а могут привести к излому ветвей каната и в конечном счете к несчастному случаю при транспортировке.

Возможен ручной способ подъема груза с помощью полиспаста с двумя роликами, и двумя пеньковыми канатами, подвешенными за крюк при а = 30°. Один канат охватывает с двух сторон штангу, вставленную в отверстие основания 1 электродвигателя, второй канат охватывает с двух сторон основание электродвигателя. Для того чтобы не рвались нити каната в острых углах у основания электродвигателя, необходимо предварительно подложить подкладки из мягкого материала или деревянные бруски. Убедившись, что канаты надежно охватывают электродвигатель, рабочий, перехватывая руками цепь, тянет ее на себя. Цепь, перемещаясь по впадинам ролика, поднимает ролик с электродвигателем на заданную высоту и перемещает ролик лебедки по балке.

Рис. 3. Приемы строповки и подъема тяжелого груза

Рис. 4. Рама с подвеской ветви цепи, грузоподъемностью 1т

Для подъема грузов массой от 0,250 до 10 т на высоту до 3 м используют цепные тали. Таль состоит из цепного привода и передаточного механизма, червячного (червячная таль) или шестеренного (шестеренная таль). Перед началом работы к кольцу стального каната, закрепленного на балке, подвешивают крюк верхнего блока, а на крюк нижнего блока подвешивают на стальном канате тару с грузом массой около 1 т. После этого, перемещая руками замкнутую цепь, перекинутую через звездочку, вращают приводной вал с червяком, а через него червячное колесо с блоком. Через нижний блок, к которому подвешен груз, перемещается грузовая цепь. Груз поднимается при вращении червячного колеса со звездочкой в одном направлении и опускается при их вращении в противоположном направлении. Червячная передача, как правило, является самотормозящейся, что предотвращает самопроизвольное опускание груза.

Рис. 5. Приемы ручной строповки и подъема груза с помощью шеетереночно-цепных талей

Шестеренные тали имеют подвижную блочную обойму и подвижный корпус, в которых размещены редуктор, тормозной и приводной механизмы. Корпуса талей соединены с блочной обоймой цепью. В данных талях чаще всего используют сварные грузовые цепи, так как пластинчатые более чувствительны к ударам и изгибаются только в одном направлении. Грузовая цепная звездочка размещена в корпусе тали, ее устанавливают на подшипниках скольжения (при грузоподъемности до 1 т) и качения (при большей грузоподъемности). Для подъема или опускания груза таль приводится в действие снизу вручную через тяговую цепь.

Ручная таль грузоподъемностью до 3 т отличается от предыдущей тем, что она работает с подвешиванием груза на одной ветви цепи. Ручная таль грузоподъемностью до 5 т с подвешиванием груза на двух ветвях цепи приведена на рис. 5, б; на рис. 5, в изображена ручная таль грузоподъемностью до 10 т с подвешиванием груза на трех ветвях цепи, но при использовании последней тали нужно, чтобы подъем или опускание груза производили снизу двое рабочих через тяговую цепь.

Рис. 6. Приемы строповки детален с помощью специальных приспособлений

Следует напомнить, что использование неисправных или случайных стропов стальных канатов может привести к аварии. Длинные грузы в горизонтальном положении необходимо поднимать как минимум двумя стропами и под определенным углом натяжения каната.

При сборке тяжелых и трудоемких деталей узлов машин или станков удобно использовать специальные прихваты или приспособления для подъема и перемещения деталей грузоподъемностью от 250 кг до 5 т. При слесарно-сборочных работах широко применяют специальные зажимные устройства, захваты и хомутики, предназначенные для ремонтных и подъемно-транспортных работ. На рис. 6, а показан способ крепления вала двумя хомутиками, состоящими из двух шарнирно соединенных фасонных половинок, концы которых закреплены винтом. На верхней половинке закреплены два угольника, между которыми закреплена пластина с отверстием. В отверстии установлено кольцо с заплетенным узлом ветвей стального каната. Для того чтобы не ломались и не рвались ветви канатов, между ними укладывают желоб дугообразной формы и крепят его хомутиками.

При строповке канатом (тросом) необходимо следить за тем, чтобы хомутики или прихваты, охватывающие деталь, подвешенную к крюку мостового крана или грузоподъемнику, были надежно закреплены и уравновешены, с тем чтобы груз не повернулся или не выскользнул из прихватов или хомутиков.

Следовательно, в целях безопасности следует стропы располагать так, чтобы угол ос был возможно больше.

Другая конструкция приспособления, предназначенного для крепления фасонных деталей, дана на рис. 6, б. Приспособление состоит из корпуса скобообразной формы, на выступах которого имеются резьбовые отверстия для болтов. В нижней части болтов есть выточки, в которых установлены прижимы. В верхней части корпуса — паз с отверстием, в котором на оси установлено кольцо с заплетенным в нем узлом стального каната.

Для облегчения условий труда рабочих транспортных, сборочных и ремонтно-монтажных цехов при подъеме тяжелых узлов машин и оборудования используют мощные гидравлические домкраты грузоподъемностью до 200 т. В настоящее время широко используют винтовые домкраты, главной частью которых является винт, перемещающийся в гайке, вмонтированной в чугунный корпус. Сверху на винт свободно насажена головка. Вращая винт рукояткой, вставленной в отверстие головки, поднимают или спускают груз. Для удобства перемещения на боковых сторонах домкрата имеются ручки.

При работе в стесненных условиях для перемещения грузов до 3 т используют распорные винтовые домкраты. Чтобы привести в действие такой домкрат, совершают качательные движения рукояткой. Тогда корпус начинает поворачиваться вокруг своей оси, а винты, имеющие правую и левую резьбу, либо вывинчиваются из корпуса, либо ввинчиваются. В процессе работы предварительно устанавливают в нужное положение собачку, которая фиксируется упором под действием пружины и обеспечивает вращение корпуса домкрата. При движении рукоятки собачка упирается в зуб храпового колеса и поворачивает корпус домкрата.

Рис. 7. Типы домкратов:
о — винтовой; б — распорный

Рис. 8. Приемы ручного перемещения двумя рабочими станка на стальных катках с помощью рычагов

На предприятиях мелкосерийного и опытного производства имеются мастерские и цеха, в которых нет подъемно-транспортных средств (мостовых кранов и кран-балок), и слесарям-ремонтникам приходится вручную транспортировать (перемещать) тяжелые грузы и оборудование. К этим работам допускают только специально обученных слесарей, получивших соответствующие документы на право производить такелажные работы.

Способ ручного перемещения груза показан на рис. 8.

Подготовив станок к транспортировке, один из слесарей-ремонтников укладывает рычаг на стальную трубу и вставляет его под основание станка примерно на 0,35—0,4 м. Затем слесарь захватывает двумя руками рычаг примерно на длину 0,18—0,2 м и, нажимая рычагом на трубу, поднимает одну сторону станка; в это время второй слесарь подкладывает под станок катки и рычагом, упираясь под основание станка, плавно перемещает по каткам.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум