Устройство и основные неисправности электрических машин

Категория:
Электромонтер-ремонтник


Устройство и основные неисправности электрических машин

Электрическая машина состоит из неподвижной части, называемой статором, и вращающейся части, называемой ротором, а в машинах постоянного тока — якорем.

Основным элементом статора является станина (корпус), сделанная из стали, чугуна, алюминиевого сплава, с коробкой зажимов для присоединения к электросети. В машинах переменного тока в станину обычно запрессовывают сердечник, собираемый из тонких штампованных листов электротехнической стали, покрытых слоем лака. В листах выштамповывают пазы для укладки в них обмотки.

В машинах постоянного тока к станине прикрепляют болтами полюсы с обмоткой, которые собирают обычно из листов конструкционной стали толщиной 2 — 4 мм. Станина и ротор соединены подшипниковым щитом с подшипниками. В асинхронных электродвигателях с фазным ротором, синхронных генераторах и машинах постоянного тока к щитам крепят щеткодержатели и другие элементы.

спользуется для роторов асинхронных двигателей. Эта обмотка состоит из стержней, соединенных по торцам.

В последнее время освоена новая серия асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором серии 4А, которая предназначена для замены двигателей старых серий. Преимущества двигателей новой серии: снижение массы, габаритов, уровня шума и вибрации. Пазы этих двигателей изолируют тонкими и теплостойкими синтетическими материалами с повышенной электрической и механической прочностью. Клинья прессуют из теплостойких пластичных материалов — пленки ПТЭФ, изофлекса-2, тривольтерма.

Повреждения электрических машин подразделяют на электрические и механические. К числу электрических относятся повреждения обмоток, коллектора и контактных колец, щеток, панели зажимов, выводов и других частей, связанных с электрической частью машины; к механическим следует отнести повреждения активной стали, станин, подшипниковых щитов с подшипниками и валов, щеточного механизма (щеткодержателя).

Восстановление обмоток электрических машин — один из самых распространенных и трудоемких видов ремонта. Более 80 % выхода из строя обмоток происходит из-за повреждения их изоляции.

Характерными дефектами обмоток являются повреждения изоляции проводов вследствие недопустимых перегревов, некачественного изготовления или ремонта. Как следствие, в обмотках возникают замыкания между соседними витками, на корпус, реже обрывы проводов обмотки.

Междувитковые замыкания чаще всего бывают в местах изгиба обмотки в лобовых частях. Корпусная изоляция повреждается в местах выхода обмотки из пазов на острых углах. Повреждение изоляции возможно также в местах прохода выводов обмоток полюсов или статоров через корпус машины.

Обрывы чаще всего происходят в местах паек в результате ухудшения контакта механических повреждений или ударов.

В большинстве случаев для машин мощностью до 100 кВт поврежденные обмотки, выполненные из проводов небольшого диаметра, выгоднее заменять новыми, если нет видимых повреждений, которые можно ликвидировать без смены обмотки.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум