Винтовые механизмы

Категория:
Слесарно-механосборочные работы


Винтовые механизмы

Винтовые механизмы предназначены для преобразования вращательного движения в поступательное, реже — для превращения поступательного движения во вращательное. Последнее возможно только при условии, когда угол подъема резьбы достаточно велик и передача несамотормозящаяся. Основными деталями таких механизмов являются винт и гайка.

Гайку часто делают разрезной — из двух половин, охватывающих винт с двух сторон. Винты изготовляют из качественной стали, а гайки — из чугуна или бронзы.

Еще больший эффект достигается в передачах винт — гайка качения (ВГК). По сравнению с обычными винтовыми парами трения скольжения передачи ВГК обладают значительно большим к. п. д., меньшим износом, большей долговечностью и повышенной жесткостью и точностью. Их применяют в приводах шлифовальных, фрезерных, токарных и других станков, в том числе с программным управлением.

В передачах ВГК между рабочими винтовыми поверхностями винта и гаек помещены стальные шарики. При вращении винта шарики благодаря трению перекатываются по нарезке и передают движение от винта на закрепленную в корпусе гайку, перемещающуюся поступательно. При движении скорость перемещения шариков отличается от скорости ведущего и ведомого звеньев, поэтому необходимо обеспечить постоянную циркуляцию шариков. Для этого концы рабочей части резьбы гайки соединены возвратным каналом, помещенным во вкладыше. При движении шарики перекатываются через выступ резьбы винта и снова входят в рабочую зону, циркулируя в пределах соединенных винтов гайки. Эти гайки создают натяг, обеспечивающий большую осевую жесткость.

В винтовых механизмах движение обычно передается от винта к гайке. Ниже рассмотрен механизм винта поперечного суппорта токарного станка. Двойная гайка прикреплена винтами к поперечному суппорту. При вращении винта б гайка движется вдоль оси, перемещая поперечный суппорт по направляющим верхней части каретки.

Рис. 1. Передача винт — гайка качения (ВГК)

Во время работы винт и гайка изнашиваются, и в резьбе образуются зазоры. Для устранения зазоров применяют компенсирующие устройства (в данном случае гайки).

При износе резьбы и появлении зазоров ослабляют винт и подвинчивают винт, который подтягивает конусный вкладыш и тем самым раздвигает обе гайки и устраняет зазор в резьбе.

В винтовых механизмах вращение винта преобразуется в поступательное движение того же винта. В этом случае гайка закреплена неподвижно. Примером может служить винтовой механизм верхней части суппорта токарного станка.

При вращении винта в гайке, закрепленной стопорным винтом в прорези поворотной части суппорта, винт начинает двигаться поступательно, перемещаясь по направляющим поворотной части верхнего суппорта.

Порядок сборки этого механизма следующий:
— устанавливают гайку на место и слабо завертывают стопорный винт;
— собирают детали, вкладывают клин и завертывают установочные винты;
— соединяют винт с втулкой и рукояткой, предварительно закрепив гайкой;
— ввинчивают винт в гайку до тех пор, пока втулка не упрется в верхнюю часть суппорта, после этого втулку закрепляют стопорным винтом.

Рис. 2. Суппорт токарного станка: а – нижняя часть, б – верхняя часть

Чтобы определить качество сборки, вращают рукоятку, при этом верхняя часть суппорта должна плавно ходить по направляющим поворотной части без заеданий и мертвого хода. Причиной заедания могут быть перекосы винта и гайки, причиной мертвого хода — зазоры в резьбе или плохое регулирование гайки.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум