Воспитывающий и развивающий характер внеурочной работы

Категория:
Основы технического моделирования


Воспитывающий и развивающий характер внеурочной работы

Один из принципов советской педагогики — принцип воспитания в деятельности, когда трудовая деятельность детей младшего школьного возраста рассматривается не как деятельность, дающая материальное благо, а как средство их всестороннего развития и воспитания.

Н. К. Крупская считала, что трудовое воспитание не может быть самоцелью, оно является мощным средством всестороннего развития и гражданского воспитания. В настоящее время эти идеи имеют особенно важное значение. Стремительный рост научно-технического прогресса, изменения в характере труда и условиях сегодняшней жизни поставили перед воспитанием новые и более сложные задачи: воспитывать у детей не только трудолюбие и добросовестность, но и обязательно формировать у них активную жизненную позицию, творческое отношение к труду; учить ребенка не только хорошо работать самому, но и помогать товарищу; воспитывать умение трудиться в коллективе и для коллектива. Так, формирование инициативы и трудовой активности происходит более эффективно под влиянием деятельности учащихся в специально организованном педагогическом процессе. Если на занятиях в кружке создана доброжелательная обстановка, то дети горят желанием трудиться на пользу общего дела. Если у них общие задачи и единая цель, а вместе с тем присутствуют элементы товарищеского соревнования и взаимопомощи, то работа становится более активной, ответственной и более качественной.

В условиях соревнования и тем более в подведении итогов необходимо учитывать возрастные особенности ребят младшего школьного возраста. Важно добиться полного понимания и желания ребят работать на общее дело. Надо показать на примерах, что от того, как работаешь ты, зависит успех общего дела; если сам быстро сделал задание, но не помог товарищу, то страдает общее дело; если каждый в ответе за всех и все за одного успех всей работы будет обеспечен. Дети должны знать, что при подведении итогов будут учитываться следующие вопросы: как организованность в работе каждого повлияла на результат общего дела? Как качество рабочей операции каждого отразилось на общем деле? Чем ты был полезен в работе товарища? Каков твой личный вклад в успех общего дела (экономия материала, проявление находчивости, смекалки и т.д.)?

По мнению А. С. Макаренко, «только совместное трудовое усилие, работы в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их трудовая зависимость могут создать правильное отношение людей друг к другу…».

Формированию умении работать сообща способствует, как показала практика, выполнение правил коллективной работы. Главное правило — уметь в одних случаях уступать, в других настаивать на своем, имея в виду интересы коллектива. Не капризничать и не применять силу, а договариваться.

Другие правила сводятся к следующему:
1. Договоритесь с товарищами об общем плане работы. Пои этом надо выслушать предложения всех ребят и выбрать, что интересно и важно для всех.
2. Распределите работу между собой по справедливости. Это значит поровну разделить интересное и неинтересное, легкое и трудное, приятное и неприятное.
3. Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше, при этом все время имеет в виду не только свою часть работы, но и общую.
4. По ходу работы справляйтесь, как идет работа у других.
5. Помогите тому, у кого не ладится работа. Делитесь с товарищами инструментом и материалом.
6. Учитесь у других тому, чего не умеете; охотно принимайте советы ребят, их помощь и поддержку, если она необходима.

Опыт работы с младшими школьниками показывает, что знание и выполнение этих правил помогает сформировать у школьников правильное отношение к своему поведению в коллективе, а также отношение к поведению других.

Воспитание далеко не всегда строится только на примере хорошего. Порою полезнее добиться правильной самооценки плохого поступка и помочь ребенку активно преодолеть это. В коллективной работе важно также, чтобы руководитель оценил мотивы исполнения этих правил каждым учащимся. Некоторые ребята выполняют правила потому, что так сказал руководитель. Другие потому, что видят в этом возможность совместной деятельности, а следовательно, эти правила являются основанием, чтобы требовать от других их выполнения. Анализируя мотивы поведения каждого, педагог должен стремиться так организовать работу, чтобы выработать у школьников потребность выполнять правила без принуждения. Работа в кружке требует, чтобы педагог постоянно анализировал поведение каждого воспитанника, выявлял причины, определяющие те или иные поступки, не подавлял у школьников проявлений самостоятельности. Анализируя деловые отношения между ребятами, необходимо показать им, что результат работы и качество исполнения находятся в прямой зависимости от отношений школьников во время их совместной работы.

Вся внеклассная и внешкольная работа направлена на то, чтобы помогать школе осуществлять важнейшую задачу ком-истического воспитания подрастающего поколения. Вовлекая 1адших школьников в практическую деятельность по начальному ехническому моделированию, взрослые прежде всего приучают их Тпудиться. Очень часто внеклассная и внешкольная работа для ебенка становится его первым участием в общественно значимой и познавательной деятельности. А поделка, которую он сделал своими руками, даже если она не совсем совершенна, приносит ему большое удовлетворение. Если же выполненная работа становится полезной и вызывает одобрение окружающих, )р0 и у детей появляется и крепнет чувство радости и гордости за свой труд.

Педагогически правильное, чуткое, осторожное и ответственное руководство трудом ребенка — нелегкая, но благородная задача воспитателя. Не погубить дар природы — росток трудолюбия, а всеми средствами сохранить, направить его и создать условия для самоутверждения через труд. Помочь детям закрепить естественную потребность трудиться, трудиться увлеченно, со вкусом. Приохотить ребят к общественно полезному труду так, чтобы, выполняя его, дети могли пережить и понять, что только труд является результатом всех достоинств человека.

Как один из путей педагогических воздействий в учебно-воспитательной работе технического кружка можно рекомендовать разные игры, рассчитанные как на одно или несколько занятий, так и на весь учебный год. Название игры дети придумывают сами, например «Мы строим город Октябрятск», «Город Мастеров» и т. д. Содержание игры любознательные октябрята могут взять из окружающей жизни. Педагог лишь направляет игру и организует ребят.

Городом Мастеров или Октябрятском может называться комната, где ребята занимаются техническим моделированием. Как ее оформить и организовать выставку детских изделий, рассказано в § 3 главы V. В таком городе, как в настоящем, может быть пристань для морских и речных судов, где стоят У причала пароходы и ледоколы; аэропорт с современными и фантастическими лайнерами; стройплощадка с работающими подъемными кранами, экскаваторами и самосвалами; автопарк; база Сельхозтехники; космодром и, конечно, фабрика игрушек под названием, например, «Оживи, сказка», где в умелых руках октябрят начинают свою жизнь сказочные герои. Население города — веселый и находчивый октябрятский народ. Здесь ребята думают, пробуют, творят, а главное — делают все своими руками.

Здесь же октябрята учатся преодолевать трудности, логически мыслить, планировать свою работу, воспитывают в себе смекалку, находчивость и умение вдохновенно трудиться и праз! нично жить в будничной рабочей обстановке. Среди кружковцев есть рабочие, бригадиры, инженеры-конструкторы, руководители предприятий, и каждый может попробовать себя на разных работах. Жизнь города во многом есть детская фантазия, но модели юных техников и приобретаемые ими здесь знания, умения и навыки — настоящая реальность.

Поделки учащихся начальных классов часто носят условный характер, и далеко не каждая модель может быть действующей, самоходной, но в игре у ребят все становится настоящим.

В работе с учащимися важно создать атмосферу сегодняшней жизни страны, этому помогает обращение к периодической печати. Так, например, прочитали октябрята, что Уралмаш работает над созданием нового экскаватора для рудных карьеров, ковш которого должен вмещать 20 куб. м грунта, и начали рассуждать, рисовать, прикидывать. Работы такой машиной будут проводиться в Якутии, там холодно, поэтому кабину машиниста надо сдела+ь большой, теплой и удобной и т. д.

Или, например, можно рассказать ребятам о том, что на Крайнем Севере в некоторых небольших населенных пунктах, расположенных на побережье Северного Ледовитого океана, нет причалов. Там большое судно не может подойти к берегу, чтобы доставить груз. Можно предложить ребятам разработать такой «плавучий грузовик», который должен находиться на борту крупного судна и при помощи подъемного крана опускаться на воду. Доплыв до берега, плавучий грузовик должен встать на колеса и передвигаться обычно.

Можно совершить с ребятами мысленное путешествие на КамАЗ или БАМ и подумать, сколько и какой техники там требуется. Машины различного назначения октябрята могут сделать из готовых частей наборов конструктора. Работать школьники могут бригадами и индивидуально под девизом «Юные техники — Родине!». В городе может быть создана техническая картотека, куда кружковцы будут собирать вырезки из газет и журналов, где говорится о новой технике, помогающей развитию народного хозяйства нашей страны. Это поможет ребятам мысленно путешествовать по стройкам пятилетки, узнавать о новых видах машин и конструировать их модели.

Интересную работу можно организовать по созданию базы Сельхозтехники. Например, собрать из конструктора и разных материалов трактор «Беларусь» и усовершенствовать его, добавив к нему новые прицепы, подвесные установки и т. д.

Игра в октябрятские города — это своеобразные маршруты юных техников во Всесоюзной игре «Октябрята по стране Октября». Маршруты юных техников знакомят их с трудовой деятельностью людей, учат любить свою Родину и быть полезными ей.

Объясняя ребятам наиболее рациональные приемы в работе, надо лишать их самостоятельности, а лишь направлять на более целесообразные, красивые и экономичные решения. «Думать и делать! Делать и думать — соединить голову с руками»,— так говорил великий физиолог И. П. Павлов. Труд должен быть познавательным, перспективным, открывающим детям новый мир, новые чувства и ощущения.

Занимаясь техническим моделированием, дети не только включаются в активную деятельность, но и узнают много для себя нового, например, об истории развития техники в нашей стране, о машинах, работающих на стройках пятилетки, и т. д. В этом случае трудовая деятельность детей младшего школьного возраста, например изготовление моделей машин (из бумаги и картона), может стать одним из средств всестороннего развития и воспитания патриотических чувств детей. На практических занятиях в кружках технического моделирования важна не столько сама модель, которую делает младший школьник, а то, что школьник узнал в процессе ее изготовления, то, чему он научился, какие качества у него сформировались, какие чувства, ощущения он испытал.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум