Выбор материала для мозаичных работ

Категория:
Мозаика и резьба по дереву


Выбор материала для мозаичных работ

Для выполнения мозаичных работ в технике маркетри можно применять все породы древесины в виде строганого или лущеного шпона.

Шпон для мозаики должен быть более сухим (абсолютной влажностью 4—6%), чем для облицовывания. Это предотвращает появление трещин в шпоне после приклеивания набора.

Качество мозаичного набора во многом зависит от правильного использования природных декоративных свойств древесины — ее текстуры и цвета.

Текстура древесины — это рисунок, образующийся на ее поверхности в зависимости от породы дерева и направления разреза. В зависимости от направления резания получают радиальный, полурадиальный, тангенциальный и тангенциально-торцовый строганый шпон.

Чем сложнее строение древесины, тем разнообразнее и богаче текстура. Обогащают текстуру сердцевинные лучи, завитки, свилеватость. Среди отечественных пород древесину с красивой текстурой на радиальном разрезе дают платан, бук, клен, ильм, карагач, дуб, на тангенциальном— ясень, каштан, орех, дуб, карагач, вяз, тис, лиственница. Причудлива текстура древесины наростов — капов со свилеватым строением. Лущеный шпон, изготовляемый из древесины березы, ольхи, дуба, бука, ясеня, ильма, липы, сосны, лиственницы, кедра, имеет особую текстуру. Таким образом, разнообразие текстуры древесины очень велико, и нужно лишь уметь правильно его использовать.

Породы с крупной выразительной текстурой — палисандр, карагач, амарант и др., применяют для набора крупных планов, породы с однообразной слабовыраженной текстурой — груша, клен, береза —для мелких деталей.

Достаточно широка и цветовая палитра древесины. Хотя в ее окраске преобладают теплые тона и многие породы древесины не имеют ярко выраженного цвета, при умелом сочетании различных пород можно придать мозаичному набору желаемый колорит.

Расширить и обогатить палитру помогает умелое использование законов восприятия цвета, в частности закона хроматическое контраста, сущность которого заключается в следующем:

восприятие цветного объекта зависит от окружения, в котором он находится, так как цвета взаимно влияют один на другой;

противолежащие цвета спектра (если их расположить по кругу), такие, как желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый, по отношению один к другому наиболее контрастны. Помещенные рядом, они усиливают яркость и насыщенность друг друга;

при соседстве двух близких по тону цветов, таких, как оранжевый и желтый, желтый и желто-зеленый, синий и сине-зеленый, насыщенность обоих цветов уменьшается;

ахроматический тон на цветном фоне приобретает цветной оттенок, контрастный этому тону (т. е. серый цвет на красном фоне приобретает зеленоватый оттенок, на синем — оранжевый, на зеленом — красноватый).

Серовато-белый граб на оранжевом фоне становится белее, синее, на зеленоватом фоне приобретает розоватый оттенок, на фиолетовом — лимонно-желтый. Древесина красно-коричневых тонов (красное дерево) на красном фоне принимает приглушенный сероватый оттенок, на зеленом становится краснее и темнее. Древесина ореха серо-коричневого тона на фоне красного дерева приобретает зеленый оттенок, на светло-желтом — синеватый, а на зеленом — красноватый. На розовом фоне очень ярким становится нежный зеленый тон.

Таким образом, применяя закон хроматического контраста, можно добиться впечатления нужного цвета там, где его фактически нет.

Цвет и текстура древесины не всегда постоянны. Цвет ее со временем меняется: красное дерево и дуб темнеют, береза желтеет, палисандр чернеет. Меняется цвет и под слоем нанесенного на поверхность лака — древесина становится темнее, причем разные породы темнеют в разной степени. Текстура древесины иод лаком, как правило, проявляется, становится ярче. Чтобы определить, как будет выглядеть тот или иной шпон под лаком, надо слегка смочить его водой.

Шпон некоторых экзотических пород древесины, содержащих эфирные масла, например палисандр, тик, а также хвойных пород, содержащих большое количество смолы (сосна, лиственница), плохо поддается отделке, особенно полиэфирными лаками. Перед отделкой поверхность такого шпона надо обессмолить или изолировать с помощью грунта.

Необходимо учитывать также и механические свойства древесины, применяемой для мозаики. Некоторые породы, такие, как граб, лимон, платан, плохо режутся, хрупки, обрабатывать их нужно особенно осторожно.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум