Выполнение мозаики типа паркета (паркетри)

Категория:
Мозаика и резьба по дереву


Выполнение мозаики типа паркета (паркетри)

Мозаичные наборы из шпона типа паркета можно выполнять различными способами:
— путем соединения отдельных элементов клеевой лентой;
— наклеиванием элементов набора на бумагу с помощью клея;
— путем вставки элементов набора в фон (шпон или бумагу) и закрепления вставок клеевой лентой.

Использование того или иного способа зависит от характера рисунка и мастерства исполнителя.

Набор из прямых полосок. При выполнении набора из узких полосок-штапиков, чередующихся по цвету, полоски шириной 5—6 мм режут вдоль волокон из шпона двух пород древесины, например красного дерева и клена, и соединяют клеевой лентой. Склеенный лист можно обрезать под углом и получить набор с косым расположением полосок. Полосы с косым расположением штапиков можно снова склеить по продольным кромкам, предварительно ровно обрезав их, и получить набор в «елку» или более сложный.

Рис. 1. Притирочный молоток

Рис. 2. Набор из прямых полос:
а — полосы, чередующиеся по цвету, б — набор из полос крестом, в — многократный набор крестом

При раскрое шпона ширина полосок должна быть одинаковой. Полоски должны быть соединены точно и плотно.

Набор из квадратов и ромбов. При выполнении набора шахматной доски из темного (орех) и светлого (клен) шпона вдоль волокон нарезают штапики одинаковой ширины. Чередуя темные штапики со светлыми, склеивают их клеевой лентой. Затем с помощью металлической линейки разрезают склеенные штапики поперек волокон на восемь полосок. Смещая полоски влево и вправо на ширину одного штапика, склеивают их, отрезая лишние квадраты. Готовый набор показан на рис. 3, в.

Шахматное поле можно окантовать узкой полоской (прожилкой) из клена и широкой полоской (фризом) из ореха. Прожилки из кленового шпона приклеивают по сторонам шахматной доски так, чтобы их концы заходили за углы и пересекались один с другим. Ножом прорезают обе полоски под углом 45°. Стык заклеивают клеевой лентой. Так же приклеивают широкие полоски фриза.

Рис. 3. Набор шахматной доски:
а — склеивание штапиков и разрезание листа на полоски, б — склеивание полосок, в — готовый набор

Рис. 4. Набор из ромбов

Рис. 5. Набор из повторяющихся геометрических фигур:
а — рисунок набора, б — детали мозаики, в — порядок выполнения набора

Набор из ромбов выполняют так же, как и набор из квадратов, только склеенные штапики режут на полоски по диагонали. Набор окаймляют фризом с узкой прожилкой.

При изготовлении набора из разных, но простых по форме и повторяющихся геометрических фигур, можно применить способ наклеивания элементов набора на бумагу.

Для этой цели используют тонкую бумагу или кальку. Бумагу с нанесенным на нее рисунком закрепляют на доске или фанере. Определив количество отдельных элементов — деталей мозаики, изготовляют их из листов шпона. Небольшой мягкой кисточкой намазывают глютиновым клеем поверхность первой детали и наклеивают ее лицевой стороной на бумагу согласно рисунку. Затем наклеивают вторую деталь вплотную к первой и т. д. Таким образом ряд за рядом наклеивают все детали.

Для проверки качества выполнения мозаики готовый набор просматривают на свет: между отдельными элементами не должно быть просветов.

Этот способ выполнения мозаичного набора наиболее прост, но не обеспечивает высокого качества—соединения деталей не всегда получаются плотными.

Лучшее качество наборов достигается при выполнении их путем вставки элементов набора в фон.

Упражнения следует начать со вставки простых геометрических фигур (квадратов, ромбов, прямоугольников), постепенно переходя к более сложным формам.

Вставки независимо от их формы выполняют одними и теми же приемами следующим образом.

Сначала контур вставки наносят на шпон, являющийся фоном. Рисунок наносят не на лицевую, а на обратную сторону шпона. Если форма вставки не имеет полной симметрии, ее контур наносят в обратном (зеркальном) изображении. Нанесение рисунка и вырезание гнезда не по лицевой, а по обратной стороне будущей мозаики производится по следующим соображениям. Во-первых, для более плотного соединения гнезда и вставки, так как щель в форме клина (как и лезвие ножа) имеет на нижней поверхности шпона минимальную ширину, а на верхней (нелицевой) стороне — максимальную ширину. Во-вторых, так как стыки гнезда и вставки заклеивают по лицевой стороне, рисунок на обратной стороне набора остается видимым, не закрытым клеевой лентой.

Рис. 6. Этапы выполнения вставок:
а — контур вставки, нанесенный на фоновый шпон, б — вырезанное гнездо, в — шпон для вставки, г — контур вставки на шпоне, вставка вырезана, д — вставка, соединенная с фоном

Гнездо вырезают точно по контуру ножом от руки. Нож держат как карандаш, но без наклона в сторону. Его следует наклонять только по ходу движения, иначе щели будут очень широкими.

Вырезанную по контуру деталь накалывают на кончик ножа и вынимают из фона. Если деталь не вынимается, не следует ее выламывать, нужно сделать повторный рез по контуру гнезда.

После этого под образовавшееся гнездо подкладыва-ют шпон, предназначенный для вставки, и находят нужное положение шпона, при котором текстура и направление волокон вставки соответствуют проектным. Прижав левой рукой оба листа шпона так, чтобы они не смещались, кончиком ножа обводят контур гнезда. При этом нож немного наклоняют внутрь гнезда, а его кончик плотно прижимают к стенкам гнезда. На шпоне вставки остается тонкий след от ножа, повторяющий контур гнезда.

Вырезают вставку по намеченному контуру так же, как и гнездо. Нож держат строго вертикально в плоскости резания, с небольшим наклоном по ходу движения.

Затем вставку соединяют с фоном. Лист шпона, являющийся фоном, и вырезанную вставку переворачивают на лицевую сторону. Вставку вставляют в гнездо и закрепляют в нем с помощью клеевой ленты. Лента должна закрывать все стыки между фоном и вставкой.

В качестве упражнения можно выполнить вставку из четырех ромбов, представленную на рис. 7. Для выполнения вставки используют три породы древесины, например: для фона— красное дерево, для ромбов — орех и клен.

Рис. 7. Вставка из четырех ромбов

Порядок выполнения набора может быть разным. Можно вырезать и вставить ромбы один за другим в фоновый шпон. При этом необходимо каждый раз переворачивать набор. При многократном переворачивании набора хрупкий шпон фона может порваться, поэтому целесообразен другой порядок выполнения набора. Ромбы вырезают и склеивают между собой в большой ромб, который накладывают на фоновый шпон в соответствии с рисунком. Кончиком ножа очерчивают ромб-вставку так, чтобы на фоновом шпоне остался тонкий след от ножа. Вырезают гнездо, переворачивают шпон и вставляют вставку в фон. Заклеивают стыки клеевой лентой.

Чтобы не осложнялась обработка набора, направление волокон шпона вставки и фона должно быть одинаковым, если по проекту не требуется другого расположения волокон.

При выполнении этого набора используют три породы древесины: клен — для светлых ромбов, красное дерево — для светлых четырехугольников, темный орех — для темных четырехугольников.

Для получения объемности направление волокон у всех элементов должно быть разным. Необходимо использовать свойство древесины по-разному отражать падающий на нее свет в зависимости от направления волокон. Когда лучи света падают перпендикулярно к поверхности древесины, она кажется темной и «глухой». Если же лучи света направлены под углом к поверхности и скользят вдоль волокон древесины, она начинает светиться, появляется «игра» древесины. Это свойство древесины связано с ее пористым строением и отражением света от внутренних поверхностей сосудов и клеток.

Рис. 8. Набор из объемных геометрических элементов (а, б)

Особенно ярко это свойство древесины проявляется при отделке прозрачным лаком, который заполняет поры древесины и тем самым создает условия для более глубокого проникновения света в древесину. Древесина становится более прозрачной, выявляется глубина, объемность ее текстуры.

Это свойство использовали с давних пор мастера русского паркета, которые создавали «мерцающие паркеты».

При выполнении наборов типа паркетри надо в полной мере использовать это свойство древесины, которое обогащает художественные возможности таких наборов, делает их более декоративными.

В наборе, показанном на рис. 31, а, направление волокон в деталях из клена должно быть горизонтальным, а в деталях из ореха и красного дерева — вертикальным или перекрестным (параллельным большим сторонам четырехугольников). Это позволит получить объемность даже при применении одной породы, а при использовании разных пород — усилить это впечатление.

Паркетри выполняют способом набора в шпон. Фоном в данном случае служит кленовый шпон. На него наносят рисунок мозаики. Затем,начиная с верхнего левого угла, вырезают одно за другим гнезда и вставляют в них кусочки из ореха и красного дерева.

Готовый набор можно окантовать узкой прожилкой из ореха и более широким фризом из красного дерева. Таким набором, строгим по форме и небольшим по размеру, можно украсить крышку шкатулки или прикроватной тумбочки.

Паркетри с выраженным объемом можно изготовить и из более сложных по форме деталей. В этом случае также применяют три породы древесины: клен, красное дерево (светлые детали) и орех. Направление волокон у деталей из клена (самых светлых)—горизонтальное, у остальных — вертикальное. Объемность создается за счет формы элементов и разницы в светлотах вертикальных элементов.

Мозаика может быть выполнена способом набора в бумагу. На бумагу наносят рисунок набора. Затем, наложив бумагу с рисунком на кленовый шпон, вырезают одновременно и гнездо и намеченную деталь, прорезая и бумагу и шпон. Вырезанную деталь вставляют в гнездо и закрепляют с помощью клеевой ленты с обратной стороны бумаги. Бумагу накладывают на ореховый шпон и вырезают следующую деталь одновременно с гнездом. Вставляют ее в гнездо бумаги и закрепляют. Таким образом постепенно вырезают все детали и заполняют рисунок на бумаге кусочками шпона.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум