Выполнение сюжетного набора

Категория:
Мозаика и резьба по дереву


Выполнение сюжетного набора

Выполнение сюжетного набора обычно начинают с набора фона или подбора шпона для фона, если фон делают из одного куска шпона. Если набор представляет собой натюрморт, фон чаще всего набирают из двух кусков шпона разных пород с различным направлением волокон. Направление волокон нижнего куска горизонтальное, верхнего — вертикальное или под углом 45°. Чтобы соединение листов шпона было точным и плотным, их кладут так, чтобы один заходил на другой в месте стыка (внахлестку), и прорезают сразу оба листа ножом по линейке. Затем соединяют листы клеевой лентой.

Когда фон состоит из нескольких листов шпона, его набирают способом набора в бумагу.

Если фон достаточно светлый, на него переводят рисунок мозаики, которую затем изготовляют способом набора в шпон. Если фон темный или состоит из светлых и темных участков, рабочий рисунок подклеивают к верхнему краю фонового шпона, чтобы он не смещался. При вырезании гнезда бумагу с рисунком прижимают к фону и прорезают сразу и бумагу и шпон. Затем бумагу с рисунком отнимают, под гнездо подкладывают шпон вставки, обводят контур гнезда, вырезают вставку и вставляют ее с лицевой стороны в фоновый шпон, закрепляя клеевой лентой. Снова накрывают фон бумагой с рисунком и вырезают следующее гнездо и т. д.

Если размеры набора большие, его неудобно каждый раз переворачивать, чтобы вклеить очередную вставку. Кроме того, хрупкий шпон фона может порваться. В таких случаях отдельные фрагменты набора выполняют вне фона, т. е. набирают крупные вставки, состоящие из нескольких более мелких, а затем врезают их.

Не следует вырезать сразу несколько гнезд; это также приведет к разрыву шпона и порче набора. Каждое следующее гнездо можно вырезать только после того, как заклеено предыдущее.

Рис. 1. Декоративная вставка для украшения мебели

В некоторых случаях возникает необходимость набирать вставки не из одного, а из нескольких кусочков шпона (когда вставки большие, а куски шпона маленькие). В этом случае отдельные кусочки шпона соединяют так, чтобы линия их склеивания совпадала с направлением волокон, тогда шов будет незаметен.

В одном наборе нельзя применять шпон, резко отличающийся по толщине, это может привести к некачественному приклеиванию набора к основе и затруднит последующую обработку поверхности мозаики.

Не следует начинать освоение сюжетного набора со сложной многоплановой композиции типа натюрморта или пейзажа. Выполнение таких наборов требует определенного опыта.

Для начала нужно выполнить декоративное панно или вставку для мебели с изображением птиц, животных, растительных мотивов, имеющих орнаментальный характер.

На рис. 49 представлена декоративная вставка для мебели (автор С. Хромова). В наборе использованы различные сорта ореха и красного дерева, клен «птичий глаз» и береза (для фона). Вставка выполнена способом набора в шпон.

На примере данного набора можно видеть, как реальное изображение петуха подвергается в рисунке для мозаики стилизации и обобщению. Здесь выделены и подчеркнуты самые главные черты внешнего вида птицы: пышный хвост, гребень, бородка. Благодаря названным признакам мы узнаем этот образ, хотя его изображение условно, имеет декоративно-орнаментальный характер. При выполнении набора широко использованы декоративные возможности древесины, ее природная игра, придающая мозаике красочность и нарядность.

На рис. 2 показано декоративное панно «Лель» (автор В. А. Масленников). Несмотря на условность, плоскостность композиции, художнику удалось создать выразительный художественный образ. Здесь в полной мере использовано богатство изобразительных средств древесины.

Желтовато-серый дуб с яркими сердцевинными лучами, выбранный для фона, создает впечатление высокой стелющейся травы. Ореховый шпон с волнистым рисунком послужил для набора рубашки Леля. Из красного дерева, окрашенного в темно-коричневый цвет, изготовлен ствол дерева, а листочки на нем — из золотистого анатолийского ореха. Розовая переливчатая чинара и красное дерево использованы для набора птиц.

Чтобы подчеркнуть условность и плоскостность композиции, отдельные детали мозаики окружены контуром из темной или светлой древесины. Например, вокруг фигуры Леля врезана темная прожилка.

Достижению выразительности в данном наборе помогает также умелое использование контрастов текстуры и Цвета древесины разных пород.

Рис. 2. Панно «Лель». Автор В. А. Масленников


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум