Взаимосвязь масштаба и пропорций

Категория:
Композиция в технике


Взаимосвязь масштаба и пропорций

Далее:

Достижение масштабности самым непосредственным образом связано с про-порционированием. Мы уже видели на рис. 65 и 66, как проявляется это в форме легковых автомобилей. Изменяя пропорции, можно придать предмету то истинный масштаб, то несколько искусственный, зрительно увеличивая или уменьшая сам предмет. Эта зависимость хорошо известна архитекторам. Меняя отношения основных объемов, расстояния между осями несущих колонн или отношения размеров оконных проемов, они создают нужный масштабный строй здания.

Наглядный пример показан на рис. 67, а, б: «Из двух равных по величине зданий будет казаться выше то, которое имеет больше членений, и, напротив, чем малочисленнее (а следовательно, крупнее) аналогичные по характеру членения (например, горизонтальные тяги), тем здание покажется относительно ниже, но значительнее по масштабу. Стройная многоярусная колокольня Новодевичьего монастыря может показаться нам равной по высоте колокольне Ивана Великого, но масштаб второй, безусловно, значительнее». Здесь архитекторами заданы как бы два разных масштаба, определивших и два разных образных начала—мягкого, женственного, и строгого, мужественного. Маленький домик требует своего масштабного решения — ведь это не солидный пятистенок. На рис. 67, в на крохотном фасаде три совсем маленьких оконца. Такой домишко обычно и называют ласкательно—избушкой; но если строить новый дом, то гораздо правильнее визуально объединить все проемы в единое окно. Теперь тот же дом (размеры его не изменились) смотрится современно и солидно (рис. 67, г).

Гамма механических пил от сравнительно небольшой до самой мощной в этом ряду показана на рис. 68, а. Во всех случаях хорошо чувствуется масштаб. И достигается это пропорциями, отношениями основных масс. В маленькой левой машине одни пропорции (отношения между высотой основания hncH и общей высотой машины Л общ), У большой справа — совсем иные. В первом случае ИЖИ:к0бщ=^‘2,5, а во втором осн^общ®”!. Изменение этих размерных отношений одновременно отражает закономерность сохранения масштабности всей гаммы машин. Высота основания в данном случае связана с человеком— здесь размещены органы управления, отсюда осуществляется наблюдение за работой. Значит, высота основания не может изменяться сколько-нибудь^ существенно. Увеличение же мощности пил требует изменения всей верхней несущей пилу конструкции. Следовательно, меняются главные отношения, а вместе с ними и второстепенные. Если в малых пилах высота основания гораздо больше высоты верхней части консольной несущей пилу конструкции (примерно 1:0,25), то у большой пилы эти величины почти равны. Каждая из машин этого ряда строго масштабна, а их пропорции все время качественно меняются, точно отражая изменение нагрузок и сохранение масштабности.

Таким образом, масштабность зависит от двух групп размерных отношений: с одной стороны, от объективных изменений размеров конструктивных элементов, связанных с изменением мощности машины, т. е. размеров, определяемых в известной мере расчетом, с другой — от размеров, связанных с удобством работы человека, с антропометрическими требованиями.

В принципе неправильно разрабатывать композицию станков, машин, оборудования без учета этих важных условий (см. рис. 68, б). И вот что любопытно: как только мы забываем о значении масштабности, непроизвольно возникают своего рода дизайнерские анектоды. На рис. 68, а мы анализировали гамму пил, и там человек верно определял размерные отношения, а вот на рис. 68, в— гамма ковочных молотов, в форме которых уже нельзя проследить с той же четкостью связь между масштабностью и пропорциональностью. В данном случае проектировщики не решились поступиться чисто внешним сходством всех молотов ряда, что и явилось причиной немасштабности некоторых моделей гаммы. Ясно, что молот мощностью 0,05 т никак не может повторить форму молота мощностью в 1 т и более. Отсюда неточности и в остальных размерных отношениях. Глядя на такой унифицированный ряд, невольно представляешь, как уменьшается у каждой следующей модели фигура человека. Маленький молот почти копирует форму большого со всеми его размерными отношениями, и это приводит к весьма ложному тектоническому выражению, что также является одной из причин утраты масштабности (типичный для многих решений случай).

Все эти положения особенно касаются изделий, органически связанных с человеком. С изменением абсолютной величины автомобиля меняется весь его пропорциональный строй. Если у шестиместного лимузина высшего класса отношение длины кабины ко всей длине равно примерно 1:3, то у четырехместного автомобиля это отношение приближается к 1:2, а у двухместной микролитражки уже вся форма трактуется как единый компактный объем, по существу превращаясь в кабину, снабженную колесами. Меняются и абсолютно все вертикальные отношения, например отношение всей высоты к размеру колес. Здесь происходит обратное явление. Если у большого автомобиля высота колеса относится ко всей высоте примерно как 1:2,5, то у малого это отношение доходит до 1:3,5. Это изменение пропорций связано опять-таки с тем, что во всех случаях мерой остается человек. Ведь он один и тот же и в большом, и в малом объеме кабины, а так как при этом серьезно меняются все компоновочные параметры, то изменяются и отношения главных формообразующих элементов. Применительно к автомобилю, где человек находится «внутри объема» и где все определяется требованиями его удобства, человек еще больше, чем в станкостроении, определяет масштаб изделия. Если наложить модульную сетку на ортогональные проекции различных по абсолютным размерам автомобилей, то закономерности изменения пропорций при изменении абсолютных размеров становятся особенно наглядными.

Большую роль играет единство масштаба и, конечно, общий уровень организации в условиях сложной, насыщенной предметной среды, где человеческий фактор связан с обеспечением надежности всей системы, например в пилотской кабине современного самолета,— здесь разнобой в масштабе приборов и других элементов абсолютно недопустим. То же относится и к операторским пунктам, где единство масштаба — одно из необходимых условий, без которых трудно достичь столь важной здесь целостности.

Конечно, средства композиции, в том числе и масштаб, больше являются инструментарием дизайнера, чем конструктора, но и последний должен в полной мере представлять себе значимость всех этих вопросов в процессе инженерной разработки будущего изделия. Иначе дизайнеру уже не удастся исправить в основе непропорциональный станок, в принципе немасштабную машину.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум