Технический контроль и его основные задачи

Категория:
Контроль работ по металлопокрытиям


Технический контроль и его основные задачи

Неотъемлемой составной частью любой системы управления является контроль, в процессе которого сопоставляют результаты функционирования системы с запланированными результатами. Информация, получаемая в процессе контроля, нужна для установления необходимости и степени корректирования системы.

Соответственно в системах управления качеством продукции контроль играет первостепенную роль; от его совершенства, технического оснащения и качества исполнения зависит эффективность всей системы. Этим объясняется возрастающее внимание к современным методам контроля качества продукции, позволяющим при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества.

К контролю качества продукции относится проверка соответствия показателей качества продукции установленным требованиям, которые могут быть зафиксированы, например, в стандартах, чертежах, технических условиях, договорах о поставке, паспорте изделия и других документах.

На машиностроительных предприятиях применяют множество различных видов контроля качества, различающихся по методу исполнения, месту расположения в производственном процессе, степени охвата контролируемой продукции и другим признакам.

Еще в процессе проектирования всю разработанную техническую документацию на.будущее изделие подвергают детальной проверке на предмет соответствия действующим стандартам и другим нормативно-техническим документам. Такая проверка обязательна; ее выполняют специальные службы нормо-контроля на предприятиях.

Службы нормоконтроля подвергают экспертизе проектную документацию, поступившую от других организаций для использования на данном предприятии. В этом случае особое внимание обращают на соответствие заложенных в проект технических характеристик и показателей качества изделия нормам и требованиям, установленным государственными, отраслевыми и республиканскими стандартами. Таким образом, на стадии проектирования контролируют значения таких важных показателей будущего изделия, как назначение, уровень стандартизации и унификации, технологические и другие показатели.

Наибольший удельный вес по трудоемкости, стоимости и сложности имеет контроль качества, выполняемый службой технического контроля в процессе изготовления продукции. Основной задачей службы технического контроля на промышленном предприятии является предотвращение выпуска продукции, не удовлетворяющей установленным требованиям и максимальное уменьшение внутризаводского брака. Из этой задачи следует определение понятия «технический контроль» (ГОСТ 16504—81) — проверка соответствия объекта установленным техническим требованиям.

Технический контроль на предприятиях осуществляют отделы технического контроля (ОТК). Главная обязанность ОТК — контроль качества выпускаемой заводом продукции в строгом соответствии со стандартами, техническими условиями, ведомственными нормалями, эталонами, чертежами и утвержденным технологическим процессом.

Для успешного выполнения этой обязанности технический контроль на машиностроительном предприятии организуют на основе следующих принципов.
1. Технический контроль выполняют на всех стадиях производства — от поступления на завод материалов и полуфабрикатов до выпуска готовой продукции. Все виды изготовляемой заводом продукции могут быть отправлены потребителю только после приемки ее ОТК и оформления в установленном порядке паспорта или иного документа, определяющего качество готовой продукции.
2. Технический контроль основной продукции централизуют в едином заводском органе — отделе технического контроля (ОТК).
3. В вопросах определения качества продукции ОТК является независимым органом предприятия. Начальник ОТК подлинен только директору завода. Работники ОТК не зависят от администрации цехов и отделов завода и подчиняются начальнику ОТК, который имеет право прекращать приемку и отгрузку недоброкачественной продукции и приостанавливать изготовление продукции на отдельных участка производства, вырабатывающих недоброкачественную продукцию.
4. В штаты ОТК следует вводить энергичных, инициативных работников из числа квалифицированных специалистов, имеющих производственный опыт и пользующихся авторитетом на предприятии.
5. Организация технического контроля производства определяется, технологическим процессом контроля; операции технического контроля являются составной частью технологического процесса, поэтому их вносят в технологические карты в единой последовательности с производственными операциями. Операции контроля оснащают современными средствами, обеспечивающими объективную и надежную оценку качества с требуемыми точностью и производительностью.
6. Выполняемый ОТК контроль средств измерения и средств производства должен обеспечивать постоянное и надежное сохранение единства мер на заводе и соответствие их размеров государственным эталонам.
7. В работе по устранению дефектов изделий и повышению их качества ОТК основываются не только на материалах данных заводских испытаний продукции, но и на материалах, получаемых от потребителей; поэтому ОТК, контролируя работу выпускаемых заводом изделий, должен поддерживать связь с потребителем через инспекторов сектора по рассмотрению рекламаций, гарантийные мастерские или эксплуатационно-ремонтный отдел завода.

Работой по предупреждению брака и повышению качества продукции ОТК должен активно способствовать выполнению заводом производственных планов по качественным показателям и соответствию продукции технической документации.

Типовым положением об ОТК машиностроительного завода определены следующие основные задачи ОТК:
— контроль качества и комплектности изготовляемых заводом Деталей, сборочных единиц, агрегатов и готовых изделий, клеймение принятой и забракованной продукции, оформление установленной документации на принятую продукцию;
— предъявление принятой продукции представителю заказчика;
— технический учет и анализ брака (по причинам и виновникам) совместно с цехами и отделами завода;
— анализ дефектов продукции завода, отмеченных в. рекламациях и актах испытаний, и контроль за устранением в производстве выявленных дефектов;
— контроль качества материалов, полуфабрикатов и готовых изделий заводов-поставщиков, составление актов на недоброкачественные материалы, полуфабрикаты и готовые изделия для предъявления рекламаций поставщикам;
— контроль укомплектования и упаковки готовой продукции и полуфабрикатов;
— контроль сохранения единства мер и состояния измерительных средств на заводе;
— контроль качества изготовляемых заводом инструментов и всех видов производственной оснастки, а также измерительных инструментов, приборов и приспособлений, находящихся в эксплуатации;
участие в разработке технических усовершенствований производства и методов контроля, повышающих качество продукции и способствующих улучшению условий труда.

Основным показателем качества труда в производственных цехах является процент сдачи продукции с первого предъявления. В связи с этим службы ОТК получают дополнительную задачу — регулярно и своевременно подавать в координационный центр точные проверенные сведения о продукции, сданной с первого предъявления, о случаях повторного предъявления, о числе возвратов между цехами и рекламаций, о выполнении намеченных мероприятий по улучшению качества продукции, о системе организации бездефектного труда. Система бездефектного предъявления продукции внедрена на многих предприятиях страны и может быть использована также в цехах металлопокрытий.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум