Cъемники для разборки ходовой части тракторов и автомобилей

Категория:
Нестандартный инструмент


Cъемники для разборки ходовой части тракторов и автомобилей

Съемники шкворней поворотных цапф в зависимости от способа создания усилия выпрессовки могут быть винтовыми, гидравлическими, механическими и т. д. Рассмотрим несколько вариантов конструкции.

Первый вариант. Этим съемником можно выпрессовывать шкворень, не снимая переднего моста с автомобиля. Он состоит из корпуса, силового винта, двух захватов и упорной пластины с прорезями.

Чтобы выпрессовать шкворень, нужно снять колесо со ступицей и объединить опорный диск. Затем установить съемник так, чтобы ось силового винта совпала с осью шкворня, после чего на концы захватов надеть упорную плиту и повернуть ее в такое положение, при котором захваты окажутся на ее продольной оси.

Рис. 1. Съемники шкворней автомобиля: а — винтовой: 1 — корпус; 2 — силовой винт; 3 — захват; 4 — пластина; б и <1 — гидравлические: 1 — цилиндр; 2 — поршень; 3 — шток; 4 — пластина; 5 — направляющие диски; 6 — откидной болт; 7 — пластина; 8 — шланг; 9 — бачок; 10 — домкрат

Когда съемник будет установлен, то, вращая силовой винт, надо выпрессовать шкворень (он пройдет через отверстие в упорной пластине).

Второй вариант. Съемник от предыдущего отличается тем, что у него усилие выпрессовки создается не винтом, а гидравлическим цилиндром (рис. 1 б), внутри которого помещен поршень, соединенный со штоком. Второй конец штока проходит через отверстие в направляющем диске.

В силовой цилиндр масло подается гидравлическим домкратом, снабженным бачком для дополнительного запаса рабочей жидкости.

Чтобы выпрессовать шкворень этим съемником, нужно повернуть откидной болт, закрепленный шарнирно на пластине в горизонтальное положение. Затем шток направить в нижний торец шкворня, а болт поднять и ввести в паз пластины. После этого, работая домкратом, выпрессовать шкворень.

Окончив операцию, надо открыть сливной кран домкрата, нажать на шток, чтобы он встал в исходное положение, поставить откидной болт горизонтально и снять съемник с поворотной цапфы.

Третий вариант. Съемник, изображенный на рисунке 1, в, отличается от рассмотренного во втором варианте тем, что у него нет отдельного цилиндра, а шкворень выпрессовывается непосредственно штоком домкрата.

Четвертый вариант. В тех случаях, когда стойка передней подвески не позволяет использовать приспособления, описанные в первых трех вариантах, так как исключается прямой доступ к шкворню, можно применить съемник следующей конструкции.

Он состоит из сварного основания (рис. 2), в котором просверлены отверстия для выхода шкворня и крепления поворотного кулака, направляющей трубы с окном для закладки шариков, приваренной к основанию, из гидравлического насоса, пуансона и комплекта стальных шариков.

Рис. 2. Съемник шкворней автомобиля: 1 — шарики; 2 — труба; 3 — пуансон; 4 — насос; 5 – основание

Рис. 3. Приспособление для замены втулок шкворней: а — применение; б — детали; 1 — пуансон; 2 — втулка; 3 — силовой винт

Чтобы выпрессовать шкворень, нужно закрепить основание съемника на поворотном кулаке, затем через окно трубы заполнить шариками полость направляющей трубы и, качая рукоятку насоса, выпрессовать шкворень.

Приспособление для замены втулок шкворней состоит из пуансона (рис. 3), втулки с внутренней резьбой и силового винта.

Чтобы запрессовать новую втулку в вилку цапфы, нужно надеть ее на пуансон так, как показано на рисунке, и вращая силовой винт, запрессовать ее на место.

На рисунке показано приспособление, предназначенное — для запрессовки втулок с внутренним диаметром 25 мм. Если придется иметь дело со втулками иного размера, то размеры приспособления надо соответственно изменить при его изготовлении.

Съемник втулки оси качания тракторов типа МТЗ состоит из корпуса (рис. 4), силового винта, имеющего на одном конце четыре разреза — цангу, растопку под конусную втулку, внутреннюю резьбу М24 X 2 под стяжной винт и рифленую поверхность для лучшей сцепляемо-сти с выпрессовываемой втулкой. На силовой винт навинчена гайка с рукоятками. Между гайкой и корпусом поставлен упорный подшипник (№ 8210).

Чтобы удалить изношенную втулку, нужно проделать следующее. В отверстие передней оси ввести силовой винт.

Рис. 4. Съемник втулки оси качания передней оси трактора типа МТЗ: 1 — силовой винт; 2 — конусная втулка; 3 — 7 стяжной винт; 4 — гайка; 5 — корпус; 6 — упорный подшипник; 7 — рукоятка

Когда его выступ упрется в торец втулки, в винт следует вставить конусную втулку и ввернуть стяжной винт, который заставит втулку развести цангу. При этом ее наружные поверхности врежутся в удаляемую втулку.

После этого надо надеть корпус, упорный подшипник и, навертывая гайку на силовой винт, выпрессовать изношенную втулку.

Съемник поддерживающих роликов тракторов Т-74, ДТ-75 и Т-150 состоит из траверсы, к которой приварена гайка (рис. 5), силового винта с рукояткой и захвата, из пластины с овальным вырезом для прохода шейки ролика, соединенной с траверсой двумя тягами.

Чтобы снять ролик, нужно надеть захват на его шейку и, вращая силовой винт, который при этом упрется в ось ролика, снять его. Для этой же цели может быть использован съемник опорных катков, рассмотренный ниже.

Рис. 5. Съемник поддерживающих роликов тракторов типа Т-74, ДТ-75 и Т-150: 1 — рукоятка; 2 — силовой винт; 3 — гайка; 4 — траверса; 5 тяга; 6 — захват

Съемники опорных катков тракторов Т-74, ДТ-75 и Т-150 могут иметь следующие конструкции.

Первый вариант. Съемник установлен на раме (рис. 6) длиной 1450 и шириной 600 мм, снабженной колесами для перекатывания. Сверху на раме укреплена трубчатая колонка высотой 1300 мм, а внутри нее установлен винт с гайкой, ушки которой перемещаются в прорезах колонки. На верхнем конце винта закреплен штурвал.

На ушках гайки помещена площадка с маслораздаточным бачком. На бачке установлен кран (им выключают из работы обратный клапан), силовой цилиндр и захваты, длину которых можно изменять, перестанавливая их в различных отверстиях крепления.

Действие съемника заключается в следующем. Вначале нужно подкатить его к детали (катку). Затем, вращая штурвал сцентрировать шток цилиндра с центром деталей. Далее, надо отрегулировать длину захватов и закрепить их на снимаемой детали.

После этого следует поставить кран в такое положение, при котором будет действовать обратный клапан, и, нажимая на рукоятку, спрессовать деталь.

Рис. 6. Съемник опорных катков тракторов типа Т-74, ДТ-75 и Т-150: 1 — кран: 2 — маслораздаточнып бачок; 3 — штурвал; 4 — колонка; 5 — рукоятка; 6 — пружина; 7 — силовой цилиндр; 8 захваты; 9 -рама (тележка)

Рис. 7. Съемник опорных катков тракторов типа ДТ-75 и др.: 1 — пластина; 2 — опорный каток; 3 — скоба; 4 — втулка; 5 — домкрат; 6 — уголки

Закончив выпрессовку, надо поставить кран так, чтобы открылся свободный проход маслу в бачок, тогда поршень под действием пружин вернется в исходное положение.

Второй вариант. Съемник состоит из домкрата (рис. 7), к основанию которого приварена скоба, изготовленная из стального прутка квадратного сечения 32X32 мм. Соединение домкрата со скобой усилено двумя стальными уголками размером 40X40 мм и длиной 150 мм.

Для увеличения площади захватов к скобе 6 приварены стальные пластины толщиной 10 мм. Чтобы шток домкрата не соскакивал с оси катка, на него следует надеть втулку.

Захваты съемника при опрессовке катка закрепляют на нем и приводят в действие домкратом.

Съемник втулок наружных балансиров кареток ходовой части тракторов Т-74, ДТ-75 и Т-150 состоит из траверсы с упором (рис. 8), силового винта и захвата.

Захват представляет собой корпус, в который вставлены четыре пальца-зажима, удерживаемые от выпадания из корпуса винтами.

На нижнюю часть силового винта насажен конус и упорный шариковый подшипник, закрепленный гайкой.

Для удаления втулки нужно вставить в нее захват съемника и после этого вывертывать силовой винт. Конус при этом раздвинет пальцы-захваты, которые войдут в соприкосновение со втулкой, а при дальнейшем вращении винта она будет выпрессована из балансира.

Рис. 8. Съемник втулок наружных балансиров кареток ходовой части тракторов Т-74 и др.: 1 — упор; 2 — силовой винт; 3 — вороток; 4 — опорное кольцо; 5 — винты; 6 — корпус захвата; 7 — зажим; 8 — упорный подшипник; 9 — ганка; 10- конус

Съемник кареток тракторов Т-74, ДТ-75 и Т-150. При износе осей и втулок кареток снять их с трактора порой весьма тяжело. Облегчить эту операцию можно специальным съемником, в который входит захват (рис. 9, а) и силовой винт.

Чтобы снять каретку, нужно надеть захваты на выступы наружного балансира, совместив ось силового винта с центром оси каретки (рис. 9, б), после чего, завинчивая силовой винт, легко снять каретку.

Съемник цапф трактора ДТ-75 состоит из корпуса (рис. 9, в), на который навинчена втулка. В торец корпуса вставлен роликовый подшипник (№ 2007109), наружным кольцом для которого служит конусная выточка в торце корпуса. В корпусе и втулке просверлены по четыре отверстия под рожковый ключ.

Рис. 9. Съемники кареток и цапф тракторов Т-74 и ДТ-75: а — устройство съемника кареток тракторов Т-74; б — применение: 1 — захват; 2 — силовой винт; в - съемник цапф трактора ДТ-75: 1 — поперечный брус; 2 — защитный колпак; 3 — втулка; 4 — цапфа; 5 — корпус; 6 — болт; 7 — подшипник; 8 — отверстие под ключ; 9 — шайба

Пользоваться съемником можно так. Навернуть на корпус до отказа втулку и надеть его на цапфу, с которой не снят защитный колпак.

Затем вставить в торец корпуса подшипник и завернуть в торец цапфы болт, подложив под его головку шайбу.

После этого, вращая корпус рожковым ключом и одновременно вторым таким же ключом поддерживая втулку, выпрессовать цапфу из поперечного бруса рамы трактора.

Все рассмотренные в этом параграфе съемники для тракторов Т-74 и ДТ-75 можно использовать при разборке тракторов ДТ-54А, которых еще очень много работает в хозяйствах и ремонтируется в мастерских.

Съемники пальцев рессор автомобилей типа ЗИЛ и «Волга» имеют различную конструкцию в зависимости от марки машины.

Съемник пальцев рессор автомобиля ЗИЛ. Основная часть этого съемника — силовой гидроцилиндр (рис. 10, а), соединенный с домкратом шлангом высокого давления. Из домкрата удален шток, заглушён в крышке корпуса спускной канал для рабочей жидкости, а внутри головки нарезана резьба и ввернута заглушка со штуцером для шланга.

Чтобы удалить палец рессоры, нужно установить силовой цилиндр одним концом в отверстие поперечины рамы, а другим (штоком) непосредственно в палец рессоры так, как это показано на рисунке. Затем, завернув игольчатый клапан домкрата и нажимая на его рукоятку, выпрессовать палец.

Для возвращения штока силового цилиндра в исходное положение нужно отвернуть игольчатый клапан и нажать на шток.

Съемник пальцев переднего конца рессоры автомобиля «Волга» состоит из корпуса (рис. 10, б), двух силовых винтов и двух винтов, предназначенных для соединения съемника с шайбой пальца.

Для удаления пальца нужно вначале вывернуть, насколько можно, из корпуса винты, затем ввернуть винты-захваты в резьбовые отверстия шайбы пальца и, завинчивая поочередно винты, выпрессовать палец (вместе с шайбой).

Рис. 10. Съемники пальцев рессор: а — автомобиля ЗИЛ; б — автомобиля “Волга”; 1 — домкрат; 2 — силовой цилиндр; 3 — шланг; 4 — корпус; 5 — силовые винты; 6 — винты-захваты; в-автомобилей ЗИЛ и ГАЗ; 1 — винт; 2 — направляющая; 3 — вороток; 4 и 5 — упоры; гид — приспособления для замены втулок в рессорах; 1 — силовой винт; 2 — корпус;.3 — оправка; 4 — упор; 5 — рессора; 6 — изношенная втулка; 7 = новая втулка; 8 — замковая шайба; 9 — гайка с воротком

Приспособление для замены пальцев рессор автомобилей ГАЗ и ЗИЛ (без вывешивания автомобиля домкратом) состоит из винта (рис. 10, в) с левой и правой резьбой, направляющей, воротка, двух упоров.

Для выпрессовки пальцае нужно установить упоры между рессорой и рамой автомобиля, а затем, вращая винт воротком, развести их и освободить палец от груза автомобиля, после чего палец легко удалить выколоткой.

Приспособления для замены втулок рессор автомобиля могут быть нескольких вариантов.

Первый вариант. Приспособление состоит из корпуса (рис. 10, г) с упором и силового винта. На наружной поверхности силового винта нарезана левая резьба и предусмотрено отверстие с правой резьбой на глубину 15 мм, в торец которого ввернута оправка.

Это приспособление позволяет заменять изношенные втулки, не снимая рессоры с автомобиля.

Для проведения операции нужно вначале вынуть палец рессоры и вывести его ушко из кронштейна.

После этого надо вставить оправку в изношенную втулку ушка, надеть на выступающий конец оправки новую втулку и установить в паз. оправки замковую шайбу. Затем вращать воротком силовой винт до выхода из ушка изношенной втулки и установки на ее место новой. При этом корпус удерживается от проворачивания упором, зацепленным за лист рессоры.

Заменив втулку, винт следует повернуть влево на 2-3 оборота, снять замковую шайбу и вынуть приспособление из рессоры.

Второй вариант. Приспособление состоит из силового винта (рис. 10, д), корпуса и гайки с воротком.

Для удаления изношенной втулки нужно вставить силовой винт в отверстие втулки, пропустить его через корпус и, навинчивая на него гайку с воротком, выпрессовать втулку.

Размеры, показанные на рисунке 10, д, даны для втулок рессор автомобиля ГАЗ-51А.

Приспособление для сборки уплотнений катков, цапф, направляющего колеса и поддерживающих катков трактора Т-150 состоит из подставки (рис. 11, а, б), оправки и упорной шайбы.

Рис. 11. Приспособления для сборки уплотнений:

После этого надо поставить упорную шайбу и сжать все ручным прессом.

Если в месте сборки нет ручного пресса, то сжать пружину можно болтом длиной 120 мм с гайкой. Для этого болт нужно пропустить в отверстия упорной шайбы и подставки.

Съемник для выпрессовки пальцев шарнирной рамы трактора Т-150К состоит из корпуса (рис. 11, в), силового винта и гайки.

Чтобы выпрессовать палец, нужно установить трактор на ровной горизонтальной площадке и подложить под колеса подставки-упоры. Затем необходимо снять стопорные пластины, установить съемник, ввернуть винт в палец до упора и, вращая гайку по часовой стрелке, выпрессовать палец.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум