Исходные положения по разработке системы психофизиологического отбора

Категория:
Эргономика


Исходные положения по разработке системы психофизиологического отбора

Пригодность человека к конкретному виду трудовой деятельности определяется методами профессиональной ориентации (профориентации) и профессионального отбора (профотбора).

Профориентация — это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого индивидуума для оказания ему помощи в разумном отбope профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Профотбор — это система мероприятий, позволяющая выявить кандидатов, которые по своим индивидуальным личностным качествам наиболее пригодны к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности по конкретной специальности. Профотбор предусматривает оценку у конкретного индивидуума состояния здоровья, физического развития, уровня общеобразовательной подготовленности, социальных данных, профессиональных способностей и включает медицинский, образовательный, социальный и психофизиологический отбор.

В задачу медицинского отбора входит выявление тех людей, которые по состоянию здоровья могут заниматься данным видом трудовой деятельности. В нашем обществе забота о сохранении здоровья трудящихся является одной из главных задач, поэтому медицинский отбор — исходный в комплексе профессионального отбора, а остальные виды отбора проводятся лишь среди лиц, которые по состоянию здоровья признаны годными.

Образовательный отбор направлен на выделенце тех лиц, исходные знания которых обеспечивают успешное овладение данной специальностью или непосредственное выполнение профессиональных обязанностей.

Социальный отбор выполняет очень много функций, в том числе и чисто профессиональных. В последнем смысле его задачей является уменьшение текучести кадров и обеспечение удовлетворенности человека своим трудом. Для этого выясняют мотивы обращения к данной специальности, степень знакомства с коллективом и т. п.

Психофизиологический отбор предназначен для выявления лиц, которые по своим способностям и индивидуальным психофизиологическим возможностям соответствуют требованиям, предъявляемым спецификой обучения и деятельности по конкретной специальности.

Отечественный и зарубежный опыт психофизиологического отбора продемонстрировал его высокую производственную и экономическую целесообразность. Так, ряд авторов отмечают, что использование отбора позволяет снизить отсев обучающихся в учебных заведениях из-за профессиональной неспособности на 30—50%, увеличить надежность работы систем управления на 10—25%, сократить аварийность на 40—70%, уменьшить стоимость подготовки специалистов на 30—40%.

Из сказанного не следует делать вывод о том, что психофизиологический отбор индивидуумов необходим для всех специальностей. Отбор индивидуумов целесообразно проводить только по тем специальностям, для которых имеемся существенная зависимость успешности подготовки или эффективности трудовой деятельности специалиста от состояния и степени развития его профессионально важных психофизиологических функций.

Разработка системы психофизиологического отбора включает:
— анализ трудового процесса, а также физиолого-гигиенических и психофизиологических особенностей рабочей деятельности для определения требований к профессионально важным качествам личности;
— подбор и разработку методических приемов оценки профессионально важных качеств личности;
— оценку прогностичности, надежности и Дифференцированности указанных методических приемов;
— разработку и экспериментальную проверку критериев профессиональной пригодности лиц, проходящих психофизиологический отбор;
— разработку организационно-методических форм проведения отбора.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум