Об эргономике

Категория:
Эргономика


Об эргономике

Еще недавно была широко распространена точка зрения о том, что наиболее характерной чертой развития научных исследований в наше время является возникновение новых научных дисциплин на стыке старых классических наук. Сейчас наряду с этим появляются синтезирующие науки, к числу которых относятся, например, кибернетика, системотехника, экология. Синтезирующие науки охватывают частные вопросы на новом уровне и используют для этого новые приемы исследования. Эргономика относится к классу именно таких синтезирующих наук или метанаук. Необходимость возникновения эргономики связана с тем, что изучение «человеческих факторов» по-одному и соответственно разработка рекомендаций по учету и оптимизации отдельных человеческих факторов сильно напоминают «дурную бесконечность». Будущие формы синтеза частных наук в эргономике пока не очень ясны, но очевидна необходимость в создании методов многомерного исследования трудовой деятельности Это вовсе не означает, что эргономика поглотит физиологию, психологию, гигиену труда, техническую эстетику, социологию и социальную психологию трудовых коллективов. Напротив, эргономика стимулирует развитие фундаментальных исследований в этих областях знания, предъявляет к перечисленным наукам новые более «жесткие» требования. Например, стала очевидной недостаточность качественного описания психических процессов и физиологических функциональных систем, лежащих в основе трудовой деятельности, возникла необходимость разработки гигиенических норм, учитывающих не только состояния физиологических систем организма, но и качество деятельности человека.

Дальнейшее развитие эргономики предполагает прежде всего, что данные традиционных наук о трудовой деятельности будут накапливаться более интенсивно и в тех терминах и формах, которые можно использовать для их сопоставления и объединения. Конкретно это означает, что необходима своего рода индустрия экспериментальных исследований, объединение различных методов (инженерных, психологических, физиологических и других) в одной экспериментальной процедуре. Естественно, что проведение подобных исследований предъявляет особые требования как к коллективам эргономистов в целом, так и к отдельным специалистам. Важной задачей таких коллективов является создание единого методического подхода к организации, сбора и накопления информации о комплексном влиянии физиологических, психологических и других факторов на процессы, лежащие в основе трудовой деятельности, на её производственную и социально-личностную эффективность. В этом состоит первая цель эргономики и одновременно условие ее окончательного становления.

Вторая ближайшая цель эргономики заключается в разработке понятийного и математического аппарата синтетического рассмотрения и «взвешивания» разных факторов и определения наиболее рациональных путей оптимизации конкретных видов трудовой деятельности проектируемых систем управления и разрабатываемых образцов любых устройств, с которыми будет взаимодействовать человек. Эта задача уже целиком является прерогативой собственно эргономики, а не традиционных наук.

Эргономика, как и любая зарождающаяся дисциплина, не может развиваться без подготовки соответствующих кадров научных и практических работников. В настоящее время эргономистами становятся люди, имеющие различное исходное образование и опыт работы. Этот «стихийный» процесс в начальной стадии неизбежен. Но уже сейчас чувствуется крайняя необходимость организации систематической подготовки специалистов этого профиля.

Эргономика должна стать реальной силой дальнейшего повышения эффективности социалистического производства не только благодаря профессиональной эргономической работе. Эргономический подход к разработке изделий, организации производства, службы связи, движения транспорта, к совершенствованию сферы обслуживания населения можно реализовать только через специалистов перечисленных отраслей народного хозяйства. Речь идет, таким образом, о распространении в среде организаторов производства и технических специалистов эргономической культуры как составной части общей производственной, трудовой культуры. Это означает, что каждый инженер или администратор, или художник, должны постоянно думать как и в каких условиях будут пользоваться его изделием, плакатом люди, для которых он создает свой продукт. В одном из руководств по инженерной психологии сказано: «приступая к проектированию, не думай, что ты эталон человечества».

Разрабатывать изделия, организовывать движение потока покупателей, рассчитывая на свою собственную психологию или вовсе не думая о конкретных условиях деятельности людей—признак отсутствия эргономической культуры. К сожалению, мы пока довольно часто встречаемся с проявлением этого. Для распространения эргономической культуры нужна прежде всего сама эргономика как определенная и признанная научно-практическая дисциплина. Но этого мало. Нужно вводить курсы эргономических знаний во многих профессиональных заведениях, а может быть, и в общеобразовательных школах на уроках труда.

Таким образом, в ближайшем будущем можно ожидать действительного становления эргономики и как научной дисциплины, и как элемента культуры производства в самом широком плане. Разумеется, для этого придется приложить немало усилий.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум