Ключи специального назначения

Категория:
Нестандартный инструмент


Ключи специального назначения

Ключ для гаек трубок высокого давления дизельных

двигателей. При проверке действия форсунок дизельных двигателей бывает необходимо ослаблять гайки крепления трубок высокого давления при работающем двигателе. Во время этой операции топливо, подводимое насосом под давлением, может брызнуть в лицо проверяющему. Для того чтобы защититься от брызг топлива, следует применить ключ с козырьком, показанный на рисунке 87, а. Козырьки вырезают из листовой стали и приваривают к стандартному гаечному ключу газовой сваркой. При отвертывании гаек таким ключом топливо ударяется в козырек и не попадает на проверяющего.

Ключ для проворачивания вала топливного насоса. В процессе обслуживания дизельных двигателей возникает необходимость провернуть кулачковый вал топливного насоса. Сделать это стандартным ключом неудобно, Лучше воспользоваться специальным ключом, форма -которого показана на рисунке 1, б. Сделать такой ключ проще всего из стандартного одностороннего гаечного ключа с зевом 27 мм, изогнув его, как показано на рисунке.

Ключ для гаек направляющих колес тракторов и автомобилей. При регулировке подшипников направляющих колес тракторов и автомобилей удобно и безопасно отвертывать и завертывать гайки ступиц колес торцовым ключом определенной формы.

Усовершенствованный рожковый ключ. Для того чтобы уменьшить количество применяемых рожковых ключей и ускорить работу, нужно у стандартного ключа один из рожков укрепить шарнирно на планке.

Такой ключ станет универсальным и будет подходить к гайкам с большим числом размеров.

Для тех же целей предназначен ключ, изображенный на рисунке 1, л.

Ключ для прокачки тормозов автомобиля типа «Волга». При прокачке тормозов автомобиля доступ к шестигранным головкам перепускных клапанов (особенно на передних колесах) затруднен, а отвертывать и завертывать их обычным гаечным ключом неудобно. Бывают также случаи, когда при тугой затяжке клапана ключ иногда проворачивается, сминая при этом грани клапана.

Чтобы облегчить работу, можно применить торцовый ключ, показанный на рисунке 1, д.

Рис. 1. Ключи специального назначения: а — для гаек трубок высокого давления; б — для прокручивания кулачкового вала топливного насоса; в - для гаек направляющих колес; г — рожковый усовершенствованный; д — для прокачки тормозов; е и ж — для свечей зажигания: 1 — торцовый ключ; 2 — резиновая манжета; 3 — штуцер; 4 — резиновая втулка; 5 — свеча; 6 — удлинитель; 7 — винт; з, и, к - для отвертывания труб: 1 — скоба; 2 — рукоятка; 3 — ось; 4 — гибкая лента; 5 — палец; 6 — храповик; 7 — штифт; 8 — фиксатор; 9 — штырь; /0 — пружина; л — рожковый раздвижной

К корпусу торцового ключа с зевом 11 мм приваривается штуцер, соединенный каналом, с полостью ключа. Внутри ключа сделана выточка, в которую вставлена резиновая манжета.

При использовании такого ключа во время прокачки на штуцер надевают резиновый шланг и опускают его в банку с тормозной жидкостью, затем надевают ключ на головку перепускного клапана так, чтобы он упирался в резиновую манжету, что исключает подсос воздуха или вытекание тормозной жидкости, помимо штуцера. В дальнейшем действуют так же, как обычным стандартным гаечным ключом.

Ключи для свечей зажигания. При неаккуратном пользовании стандартным ключом повреждают изоляторы свечей зажигания. Чтобы этого не произошло, можно в свечной ключ вставить резиновую втулку, форма которой показана на рисунке 1, ж. Такая втулка не только предохраняет изоляцию свечи от повреждения, но и плотно охватывает ее, что облегчает постановку свечи на место и снятие ее с двигателя, не касаясь руками, особенно при работе с раскаленными свечами.

Несколько иная конструкция ключа для этой же цели показана на рисунке 1, е.

Чтобы этим ключом установить свечу на место, нужно предварительно ввернуть в удлинитель резьбовую часть ее центрального электрода и застопорить его в этом положении винтом. После этого рукой надо ввернуть свечу до отказа в гнездо, ослабить винт, свернуть со свечи удлинитель и дотянуть свечу в гнезде обычным ключом.

Трубные ключи находят широкое применение в ремонтных предприятиях. Стандартные ключи не всегда удобны» работе. Ниже дается описание ряда ключей, отличающихся простотой как в изготовлении, так и в пользовании.

Ключ с роликами, показанный на рисунке 1, з, работает по принципу приспособлений, применяемых для отвертывания и ввертывания шпилек. Ключ состоит из рукоятки, жестко соединенной с корпусом, в котором установлены зажимные ролики. Ролики имеют эксцентрично расположенные отверстия и посажены на осях, укрепленных в корпусе. На внешней поверхности роликов и внутренней поверхности корпуса сделана насечка. Ролики и корпус после изготовления подвергнуты закалке.

Два ролика на этом ключе сделаны для того, чтобы им можно было отвертывать и завертывать трубы, не переворачивая ключа, а только включая в работу тот или иной ролик,

Ключ-скоба конструкции Ю. К. Пярна показан на рисунке 1, и. Ключ состоит из рукоятки и скобы, шарнирно соединенной с ней. Наружная поверхность изогнутой части рукоятки и внутренняя поверхность скобы имеют насечку. Рабочие поверхности ключа закалены.

Скоба может быть изготовлена как из целого куска металла, так и из отдельных пластин, соединенных между собой заклепками.

Пользоваться ключом нужно так, как показано на рисунке. Чем большее усилие прилагается к рукоятке при завертывании трубы, тем сильнее труба зажимается ключом.

Ключ для соединения полированных труб. Трубные ключи с роликами после свертывания труб оставляют на них следы насечек захватов.

Для соединения труб с полированной поверхностью на которых не должны оставаться следы от захватов ключа, может быть использован ключ, сконструированный В. Ефимчевым и показанный на рисунке 1, к.

Ключ состоит из скобы, шарнирно соединенной с рукояткой с помощью оси. К концу скобы и выступу рукоятки прикреплена гибкая лента, изготовленная из пружинной стали, покрытой резиной. Лента на концах имеет ушки, через которые проходят пальцы, соединяю щие ленту со скобой и рукояткой.

В пазу скобы на оси свободно посажен неполнозубый храповик. От проворачивания он удерживается штифтом, входящим в окружной паз, выполненный в храповике. В рукоятке ключа помещены фиксатор с ввернутым в него штырем и пружина.

Чтобы завернуть этим ключом трубу, нужно в раскрытом его положении надеть скобу на трубу и затем, удерживая одной рукой скобу на трубе, второй рукой повернуть рукоятку в сторону завинчивания. При этом лента затягивается на трубе и удерживается в этом положении фиксатором, который входит в зацепление с зубьями храповика.

При повороте рукоятки на разжим храповик поворачивается фиксатором против часовой стрелки на угол, ограничиваемый штифтом. В таком положении гибкая лента ослабевает настолько, чтобы можно было перехватить ключ поворотом против часовой стрелки для следующего поворота рукоятки. При ослаблении лента совсем не освобождает поворачиваемую трубу от обхвата и ключ удерживается на трубе. Благодаря этому ключом можно работать одной рукой, а другой придерживать второй ключ, предназначенный для удерживания от проворачивания второй трубы, в которую завертывается первая.
Чтобы снять ключ с трубы, нужно оттянуть фиксатор за штырь. При этом скоба под действием гибкой ленты отойдет от трубы и ключ можно снять.

Торцовые ключи довольно широко распространены. Они удобны в работе и позволяют применять большие моменты без повреждения грани гаек.

По своей форме эти ключи весьма разнообразны. Они могут быть Г-образными, коловоротными, Т-образными, шарнирными комбинированными, крестообразными, с ручкой из пластмассы, по типу отвертки, для мелких гаек, инерционными, складными или трубчатыми.

Большой интерес представляет собой ключ, обеспечивающий приложение к отвертываемой гайке переменного крутящего момента. Особенность его конструкции заключается в изменении длины плеча. Для этой цели к стержню, на который надевают сменные головки, приварена втулка, свободно перемещающаяся по нижней, изогнутой части ключа и в конце удерживаемая ограничительной гайкой.

При отвинчивании сильно затянутых гаек вначале втулку ставят в крайнее левое положение, до упора в гайку, а как только гайка стронется с места (начнет вращаться), окончательное свинчивание можно вести на малом плече, для чего втулку следует передвинуть вправо до отказа.

При сборке «разборке машин часто приходится одним гаечным ключом завертывать гайку, а вторым удерживать головку болта от проворачивания.

Такой способ неудобен и малопроизводителен. Эту работу можно упростить, если применить специальный ключ. Он состоит из скобы, головки торцового ключа, приваренной к колену коловорота, пружины и ручки.

Прежде чем отвернуть (или навернуть) этим ключом гайку, нужно скобу, подтянутую вверх пружиной, сдвинуть вниз с таким расчетом, чтобы в паз нижнего конца скобы можно было завести головку болта, с которого отвинчивается гайка.

Рис. 2. Торцовые ключи:
а — Г-образный; б — коловоротный; в  — Т-образный; г — шарнирный; д — комбинированный; е — крестообразный; ж — для мелких гаек; з — ключ-коловорот с переменным плечом- и - ключ-коловорот со скобой; к - инерционный ключ; 1 — головка ключа; 2 — пружина; 3 — скоба; 4 — ручка; 5 — грузы- 6 -втулка; 7 — ограничительная гайка; л — складной м — труб-головку /div>

В целях сокращения времени на сборку и разборку винтовых соединений с успехом может быть использован инерционный ключ. Он снабжен грузами, установленными на горизонтальных ручках. На верхнем конце стержня ключа на шариковом подшипнике насажена шаровая ручка. На нижнем конце стержня закреплена сменная вставка с торцовой головкой.

Чтобы таким ключом навернуть гайку, нужно вначале вручную «наживить» ее на одну-две нитки, затем надеть на нее головку ключа и, удерживая его за ручку, резко толкнуть грузы. От этого толчка за счет сил инерции ключ может сделать до 20 оборотов и завернуть гайку.

Ключи для амортизаторов автомобилей выпускаются заводского изготовления, но их можно модернизировать.

Для автомобилей «Москвич-407» и «Москвич-408» предназначен специальный ключ, показанный на рисунке 3, а.

Если расположить штыри этого ключа по его оси, то он станет меньше, легче и проще в изготовлении (рис. 3, б). Но при пользовании им бывают случаи, когда гнутся, а иногда и срезаются запрессованные штырьки. Восстановление их — операция трудоемкая, поэтому лучше усовершенствовать ключ, установив двухсторонние штырьки (рис. 3, б). Если такие штырьки сломаются, их легко заменить новыми. Можно также изготовить для этой цели ключ из куска стальной проволоки длиной 600-800 мм и диаметром 6 мм, изогнув ее так, как показано на рисунке 3, г.

Рис. 3. Ключи для амортизаторов автомобилей: а — «Москвич-407» и «Москвич-408» (заводской конструкции); б, в и г — то же, различные варианты

В автомобилях ГАЗ-51А крышки цилиндров амортизаторов отвертывают ключом специальной конструкции (рис. 4, а).

При разборке снятого с автомобиля амортизатора нельзя зажимать его картер в тисках, так как вследствие деформации стенок цилиндра возможно заедание поршней.

Чтобы отвернуть крышки, нужно закрепить амортизатор болтами на стальной пластине, зажатой в тисках, так, как показано на рисунке 4, б, и только после этого можно снимать крышку.

Для автомобилей ГАЭ-53А и ГАЗ-66- есть такие ключи, которыми удобно отвертывать гайки резервуара амортизатора.

Рис. 4. Ключи для амортизаторов автомобилей: а — ГАЗ-51А, конструкция; б — то же, применение; в  — ГАЗ-66

Рис. 5. Ключ к гайке кулачкового вала топливного насоса

Ключ к гайке кулачкового вала топливного насоса ТН-8,5. Чтобы отвернуть гайку, нужно надеть на нее ключ и вращать его за квадратный конец любым ключом или приспособлением.

Ключи для мотоциклов. Особая форма гаек, применяемых при сборке мотоциклов, не позволяет пользоваться обычными гаечными ключами, поэтому каждый ключ имеет свое назначение.

Ключ для крепления трубы глушителя. У чехословацких мотоциклов гайки, крепящие трубу глушителя к цилиндру, делаются из алюминиевого сплава, а ключ, входящий в комплект инструмента, цепляет только за одно ребро гайки, и случается так, что это ребро обламывается.

Ключи для спиц колес показаны на рисунках 6, в и г. У первого размер 6 мм предназначен для ниппелей спиц колес мотоцикла М-72, размер 7 мм — для машин К-750 и «Урал»,

Рис. 6. Ключи для мотоциклов: а — для гаек крепления выпускной трубы, конструкция; б — то же, применение; еиг — для спиц и щтока амортизатора; д — для гайки чашки рулевой колонки; е — для гайки сальника; 1 — вороток; 2 т ключ; 3 — прокладка; 4 — наконечник пера; 5 — кожух пера; I — чертеж; II — общий вид; ж — для гаек рулевой колонки

Второй ключ — для спиц чехословацких мотоциклов. Он может быть также использован для удержания штока амортизатора при его установке на место.

Специальный ключ для гайки чашки подшипника рулевой колонки мотоциклов «Ява» изображен на рисунке 92, д. Внутренний диаметр его трубки составляет 26 мм, наружный — 32 мм.

Ключ под гайку-сальник пера передней вилки мотоцикла «Ява». Чтобы этим ключом затянуть гайку, нужно приложить ключ к подвижному наконечнику пера, подложить прокладку из жести, вдвинуть ключ в пространство между подвижным наконечником и кожухом пера, вставить вороток в гнездо и вращать гайку в нужном направлении.

Ключ для гаек рулевой колонки передней вилки показан на рисунке 6, ж.

Ключ, применяемый при замене диафрагмы бензонасоса автомобилей (рис. 7). Этим ключом удобно удерживать от проворачивания тягу диафрагм. Его нужно надеть на шестигранную шайбу и обычным ключом отвернуть гайку крепления диафрагмы.

Ключи для топливной аппаратуры двигателей автомобиля ЯАЗ-204. Для разборки и сборки насоса-форсунки и подкачивающего насоса можно использовать ключи, показанные на рисунке 8.

Ключ, изображенный на рисунке 8, а, позволяет обеспечить надежное уплотнение соединений за счет затяжки гайки со значительным усилием. Ключ, показанный на рисунке 8, б, предназначен для болтов крепления подкачивающей помпы. Применение его вызвано неудобным расположением помпы, при котором обычными гаечными или торцовыми ключами пользоваться невозможно.

Рис. 7. Ключ для бензонасоса

Рис. 8. Ключи для топливной аппаратуры двигателя ЯАЗ-204: а — для насосов-форсунок; б — для подкачивающего насоса (помпы)

Ключи для разборки и сборки пусковых двигателей. При выполнении этих операций возникает необходимость в специальных (нестандартных) ключах для отвертывания и затяжки гайки шестерни распределительного вала двигателя П-46. В этом случае рекомендуется воспользоваться ключом, показанным на рисунке 9, а. Если надо снять ведущий диск регулятора двигателя ПД-10А, предлагается другой ключ.

Ключи для разборки и сборки агрегатов гидросистемы тракторов. При работе с масляным насосом типа НШ винты крепления боковой крышки удобно вывертывать торцовым ключом, показанным на рисунке 10, а.

Рис. 9. Ключи: а — для гайки шестерни распределительного вала двигателя П-46, б — ведущего диска регулятора двигателя ПД-10А

Под гнездо шарикового клапана предохранительного устройства приспособлен другой ключ, показанный на рисунке 10, б.

Рис. 10. Ключи для гидросистемы тракторов:
а — для винтов крышки насоса; б — под гнездо предохранительного клапана — Для гайки крышки распределителя.

Для отвертывания гаек, крепящих крышки распределителя, предлагается ключ, конструкция которого рассмотрена на рисунке 10, в.

Ключ для завинчивания регулировочных гаек у подшипников дифференциала автомобиля «Москвич-408» (рис. 11, а). Этим ключом завертывают гайку со стороны ведущей шестерни до получения минимального бокового зазора, не более 0,05 мм (после затяжки с этой же стороны болтов у крышки подшипника дифференциала).

Ключ для регулировки развала колес автомобиля «Москвич-408». Для выполнения этой операции удобно пользоваться ключом (рис. 11, б), которым при этом вращают эксцентриковую втулку.

Рис. 11. Ключи для автомобиля «Москвич-408»: а — для гаек подшипников дифференциала; б для регулировки развала колес

Рис. 12. Ключ для гаек шатунных болтов двигателей типа КДМ-100: а — головка; б — рукоятка.

Ключ для гаек шатунных болтов двигателей типа КДМ-100. Когда необходимо заменить шатунные вкладыши, не снимая двигатель с трактора, очень удобно пользоваться ключом, состоящим из головки (рис. 12) размером 27 мм и рукоятки.

Чтобы заменить вкладыши, нужно проделать следующее. Снять с правой стороны двигателя крышки смотровых люков, поставить соответствующий поршень в верхнюю мертвую точку и отвернуть первую гайку. Затем повернуть коленчатый вал так, чтобы было удобно отвернуть вторую гайку этого шатуна и снять ее. Крышку нижней головки шатуна легче снять, если выбить шатунные болты примерно на 15 мм. После замены вкладышей надо собрать двигатель в обратной последовательности.

Он может быть использован в двух вариантах (рис. 13, а и б).

Ключи для токаря. Работая на токарном станке, токарь может случайно при затяжке детали в патроне оставить ключ, а, включив станок, получить серьезную травму. Чтобы этого не случилось, достаточно надеть на ключ пружину, как показано на рисунке 14, а. Перед пользованием ключом нужно сжать пружину. Как только рабочий кончит затяжку патрона и отнимет руку, пружина, распрямляясь, вытолкнет ключ из гнезда.

Для облегчения работы токаря изобретатель В. Антонов объединил ключи, которыми обычно пользуется токарь (одним крепит резец, другим деталь в патроне), в один объединенный ключ (а, с. 201239), состоящий из полого корпуса (рис. 14, б) с воротком, пружины и наконечника, вставленного в корпус. Наконечник от выпадения из корпуса удерживается стопорным винтом.

Рис. 13. Ключ-трещотку: а — вариант первый; б — вариант второй; 1 — рукоятка; 2 — штифт; 3 — пружинка; 4 — стопорное кольцо; 5 — ключ; б — заклепка; 7 — шпонка

Внутренняя часть корпуса выполнена по форме и размеру головки винта, крепящего резец, а наружная часть наконечника — по форме и размеру ключа патрона.

Чтобы отвернуть винт суппорта, нужно поставить ключ на винт и нажать. При этом наконечник уйдет внутрь корпуса и он своим концом захватит головку винта. При отпускании ключа наконечник вновь выступает наружу.

Ключ для газосварщика. Газосварщику приходится крепить ряд гаек, вентилей, наконечников газовых горелок и других деталей. Для этой цели ему необходимо иметь под рукой до 5-6 различных ключей. Однако все работы можно выполнить одним, универсальным ключом, изготовленным из обычного стандартного ключа размером 36×32, к которому приварено несколько деталей , или из пластины толщиной 8 мм.

Торцовый ключ с подогревом предназначен для отвертывания гаек и винтов, залитых плавкими наполнителями, например битумом.

При отвинчивании гаек и винтов, залитых застывшим битумом, требуется предварительная их очистка путем скалывания и извлечения, что отнимает много времени.

Всего этого можно избежать, применив торцовый ключ конструкции Малиньша (а, с. 343402), состоящий из корпуса, воротка, рабочих головок и электроподогревательных элементов.

Нагревательные элементы выполнены в виде спирали из нихромовой проволоки, изолированной теплостойкой изоляцией и защищенной металлическим кожухом. Рабочее напряжение 36В.

На средней части корпуса ключа имеются отверстия а для отвода тепла. Токоведущий провод пропущен через вороток, а подвод к головкам изолирован керамическими буксами.

Рис. 14. Ключи для токаря: а — первый вариант; 6 — второй вариант; 1 — корпус; 2 — вороток; 3 — пружина; 4 — стопорный винт; 5 — наконечник

Рис. 15. Ключи для газосварщика: а — первый вариант; б — второй вариант

Рис. 16. Ключ с подогревом: 1 — корпус; 2 — вороток; 3 — головка; ’4 — нагревательный элемент; 5 — изоляция; 6 — кожух; 7 — провод; 8 — керамическая букса; 9 — зубья

Для лучшего проникновения рабочих головок в наполнитель по их торцам сделаны зубья.

Гайки и винты этим ключом повертывают в такой последовательности. Вначале нагревательный элемент подключают к сети на 20-30 с. В течение этого времени головка нагревается до нужной температуры. Затем, поворачивая и нажимая на вороток, нагретую головку надевают на гайку. Под действием тепла битум, покрывающий гайку, расплавляется и часть его выжимается через сквозные боковые отверстия в головке. В дальнейшем работают как обычным ключом.


Читать далее:



Статьи по теме:


Реклама:




Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум