Насечка (таушировка)

Категория:
Художественная обработка металлов


Насечка (таушировка)

Далее:

Насечка (таушировка) — своеобразный, очень древний прием украшения драгоценными металлами бронзовых и стальных изделий. Этот способ применялся для декорировки художественных изделий, предметов бытового назначения, боевого снаряжения: мечей, кинжалов, щитов, шлемов, а позднее и огнестрельного оружия.

Сущность процесса заключается в том, что наружные поверхности предметов насекаются (отсюда и название) и на эти поверхности набивается золотой или серебряный узор — тончайший орнамент из завитков и стилизованных растений, изображения животных, птиц или человека. Иногда в этой технике воспроизводились целые сцены скольких фигур, а также осуществлялись различные орнаменты и надписи, например древнеславянские вязи, выполненные русскими мастерами, или изречения из Корана на восточных изделиях.

Исторически насечка происходит от так называемой «хризографии». Этим термином в Древней Греции называли своеобразный ием инкрустации бронзовых изделий золотом и серебром. Наиболее древние образцы хризографии относятся еще к древнеегипетской и крито-микенской культуре, например бронзовая статуэтка египетской царицы Каромамы (Новое царство), украшенная золотой насечкой.

Известны также бронзовые кинжалы, инкрустированные золотом, хранящиеся в Каирском музее, и бронзовое кресло из Неаполитанского музея, инкрустированное серебром (начало нашей эры), а также бронзовые предметы из раскопок Помпеи, украшенные этим же приемом.

Начиная с IX и X вв. украшение золотыми и серебряными узорами распространяется на железные предметы. Особого расцвета техника золотой насечки по стали достигает к XII в. Образцы, относящиеся к этому периоду, известны в Древней Руси, Византии, Сирии, Иране, Китае, Японии, а также в искусстве Кавказа и средневековой Европы. Особого расцвета достигает техника золотой насечки в XVI и XVII вв., что подтверждают замечательные памятники древнего вооружения, хранящиеся в Государственной Оружейной палате Московского Кремля.

В настоящее время в Советском Союзе золотую насечку применяют в своих работах мастера-художники из аула Кубачи (в Дагестане) и г. Златоуста на Урале; не забыта она и тульскими и ижевскими оружейниками. Сохранилась техника золотой насечки и за рубежом. Примеры ее можно встретить в современном прикладном искусстве Чехословакии, Италии, Испании, а также Китая и Японии.

Профессор Ф. Я. Мишуков выделяет несколько различных самостоятельных приемов золотой насечки, которые развились в известной исторической последовательности, причем каждый из них имеет свои специфические художественные качества.

Врезная таушировка (инкрустация):
1) рисунок вырезается штихелем;
2) рисунок вырубается зубилом.

Набивная или поверхностная таушировка (насечка):
1) ленточная таушировка;
2) таушировка волоченой проволокой;
3) листовая таушировка с рассечкой;
4) таушировка с последующей наводкой.

Врезная таушировка (инкрустация). Это наиболее древний вариант берущий свое начало от хризографии. Он наиболее трудоемкий и требует высокого мастерства и художественных способностей от исполнителя. Врезная таушировка заключается в том, что на поверхности стального изделия гравируется углубленный рисунок, причем стенки, края рисунка немного поднутряются, т. е. подрезаются внутрь, для того чтобы золотой узор прочнее держался. Глубина рисунка выдерживается в пределах 1—1,5 мм, а дно рисунка насекается.

В зависимости от того, каким инструментом и как выполняется углубленный рисунок и накладывается драгоценный металл, инкрустация подразделяется на две разновидности.

Рисунок вырезается штихелем. Рисунки, гравированные штихелем, отличаются чистотой и верностью контура. Затем точно в соответствии с углубленным рисунком на стали подготовляют отдельные фрагменты будущего узора из драгоценных металлов— золота, серебра или их сплавов. Все части делают или из одного металла (золота), или в желаемой комбинации. Например, часть деталей из червонного золота, другая часть из зеленого золота (сплав золота с серебром). После того как отдельные детали композиции (завитки, листья, буквы и т. п.) изготовлены, каждую из них кладут в подготовленное для нее углубление и вбивают специальным небольшим молотком заподлицо с фоном. Работа заканчивается полированием всего изделия. Примером такой врезной таушировки, где рисунок гравирован штихелем, может служить булатный щит азербайджанской работы XVI в. из коллекций Государственной Оружейной палаты (рис. 1). Щит богато украшен узором, скомпонованным в форме спиральных полос, заполненных растительным орнаментом, чередующимся с изображением людей и различных животных. Фигуры трактованы в характере восточных миниатюр XV — XVI вв. Для набивки использовано золото двух цветов: желтое (чистое) и зеленое (сплав с серебром).

Рисунок выполняется зубилом-сечкой. Эта технология по своему конечному результату мало отличается от предыдущей, но значительно легче в исполнении. Резать твердую булатную сталь штихелем очень трудно, рубить ее значительно легче и быстрее. Однако рисунок, выполненный вырубной техникой, всегда несколько упрощен. Контуры его недостаточно четки, иногда угловаты. Чтобы устранить эти недостатки, мастер не забивает золото заподлицо с фоном, а оставляет его несколько выше, а местами и шире, направляя его в сторону фона. Золото как бы немного натекает в нужных местах на фон и тем самым исправляет недостатки в вырубленном рисунке и смягчает его. Кроме того, при вырубной технике рисунок еще иногда отделывался чеканом, что придавало золотому узору, положенному выше фона и шире насеченного контура, особую пластичность и эффектность. Примером этой технологии может служить булатный наручень иранской работы XVI в. из коллекции Государственной Оружейной палаты (рис. 2).

Набивная, или поверхностная, таушировка (насечка). Эта технология отличается от врезной таушировки (инкрустации) тем, что для ее выполнения не требуется предварительно вырезать углубление под рисунок. Золото набивается непосредственно на поверхность изделия, которая предварительно насекается зубилом. Насечку делают или сплошной мелкой сеткой, или канавками и пунктирными штрихами в соответствии с линиями рисунка. Насечка ведется так, что поднимает края и образует острые заусенцы.

Инструментами для насечки служат специальные зубила. При сплошной насечке сеткой применяется плоское зубило длиной 80—100 мм, изготовленное из стального прутка квадратного сечения 3X3 или 4X4 мм. При пунктирной и штриховой насечке рабочий конец зубила затачивается остро на три грани. Затем на подготовленную тем или иным способом поверхность накладывается золото и набивается в насечку молотком. Узор из драгоценного металла может быть подготовленным заранее, как это имело место при инкрустации, но может укладываться из проволоки непосредственно в процессе его набивки, прямо с мотка. Эта техника проще по сравнению с врезной таУшировкой, менее трудоемка, однако также требует высокого мастерства и художественного вкуса. Различают следующие ее разновидности.

Рис. 1. Деталь булатного щита с золотой насечкой XVI в. Иран. Государственная Оружейная палата

Ленточная таушировка (насечка), Это наиболее древ-нии прием из набивной таушировчи. Он относится к тем отдаленным временам, когда еще не умели волочить проволоку и вместо нее изготовляли тонкие полоски, отрезанные от раскованного золотого ли серебряного листа. Ширина и толщина таких прямоугольных в сечении ленточек не превышала нескольких десятых долей миллиметра (0,2—0,3 мм).

Рис. 2. Булатный наручень

Рис. 3. Шлем византийской работы

Изготовление таких тонких золотых нитей указанным способом представляет значительную трудность. Примером ленточной таушировки может служить железный шлем византийской работы XII— XIII вв. из собрания Государственной Оружейной палаты (рис. 3). Весь конус шлема сплошь покрыт тончайшим кружевом, как бы сотканным из золотых и серебряных завитков. Каждый элемент и завиток орнамента изготовлялись отдельно из тонких золотых и серебряных ленточек и набивались в сплошь насеченную мелкой сеткой поверхность стального шлема. Так же выполнены и фигуры в его нижней части. Этот прием требует огромного труда, но очень эффектен — рисунок кажется как бы написанным золотом и серебром.

Таушировка волоченой проволокой. Этот прием применяется с XVI в. (со времени изобретения волочильных станков). Он значительно отличается от ленточной таушировки не только способом изготовления проволоки, но и способом ее наложения на рисунок. При этом методе нет необходимости заготовлять элементы рисунка заранее, по частям. Проволоку укладывают непосредственно с мотка и обрезают ее после того, как определенный участок рисунка закончен. Закрепив конец проволоки ударом молотка в заусенцы насечки, ее прокладывают по линиям намеченного рисунка и прижимают в насечку при помощи специального зубила (подобного тому, каким насекается сетка, но несколько притуплённого), все время вбивая проволоку в насечку молотком.

Проволока прокладывается в одну нитку или в соответствии с узором в несколько рядов, сплошь покрывая целые плоскости. Иногда рисунок вбивается заподлицо с фоном и располировывается, тогда отдельные нити трудно различить. Иногда проволока расплющивается несильно, и рисунок выступает на поверхности невысоким рельефом. Толщина проволоки может быть различной—от 0,15—0,30 мм и толще, что придает также различный характер рисунку.

В современных условиях насечку проволокой производят по предварительно сделанным углублениям, которые выполняются различными техническими приемами, чаще всего штихелем или зубилом (рис. 4, а, б, в), а также травлением с последующей доработкой штихелем или чеканами. Сначала намечают контур острым рас-ходником, а потом расширяют желобок плоским чеканом. При этом расходник и плоский чекан должны так соответствовать друг другу по ширине, чтобы плоский чекан не повредил выступа у края желобка, образованного расходником.

В настоящее время в Ижевске получила развитие «филигранная насечка», которую изобрел и разработал художник-гравер Галанов. Ее суть заключается в том, что после укрепления драгоценной вкладки ей путем своеобразного приема дополнительной рассечки придается характер как бы витых шнуров и других элементов, свойственных филигранным изделиям.

Листовая таушировка с рассечкой. Этот способ несколько напоминает инкрустацию. Здесь рисунок, так же как и при инкрустации, вырезается целиком или по частям из листового металла, но подготовленного углубления под него не делается. Рисунок накладывается на взъерошенную насечкой поверхность и вбивается молотком в заусеницы насечки. Для более плотного закрепления Рисунка на изделии он дополнительно рассекается туповатым зубилом. Углубления от рассечки придают всей работе своеобразный рактер. Такой прием применен на железном шлеме из Оружейной палаты, присланном в подарок русскому царю в 1637 г.

Рис. 4. Современная насечка проволокой: а — вырезка канавки штихелем; б — вкладка проволоки; в — посадка проволоки молотком

Рис. 5. Брошь из абрикосового дерева с насечкой мельхиором Художник Н. Скубенко

Таушировка с последующей наводкой. Для того чтобы скрыть отдельные ряды проволоки и придать орнаменту большую слитность и цельность, применяется последующая наводка (см. «Наводка»), Золотой амальгамой слегка наращивают рельеф, и это придает своеобразный эффект всему рисунку, как бы написанному кистью. Амальгама аккуратно накладывается по линиям рисунка, и изделие нагревается для испарения ртути. Операция может быть повторена несколько раз для получения необходимого рельефа.

Кроме насечки золотом, серебром и драгоценными сплавами применяют и обычные цветные металлы и их сплавы (медь, латунь и др.). В последнее время были проделаны опыты насечки рисунков на стали алюминием. Алюминиевая проволока хорошо держится в насечке, легко полируется и образует красивый своеобразный по цвету светлый рисунок на темном стальном фоне, несколько напоминающий насечку серебром.

Интересна в технологическом отношении насечка серебром и мельхиором (никелевый сплав) по твердым породам дерева—самшиту, кизилу, абрикосу. Эта техника издавна применялась в аварском ауле Унцукуль (Дагестан) для декорирования различных бытовых изделий (седла, трости, шкатулки, полки и т. п.).

В настоящее время Унцукульская художественная фабрика, расширяя ассортимент изделий, применяет эту технологию и для ювелирных изделий. На рис. 5 изображена брошь из абрикосового дерева с насечкой мельхиором (худ. Н. Скубенко). Насечка по дереву осуществляется по тому же принципу, что и по металлу.

В художественном отношении насечка по дереву имеет большие возможности — тонкий, линейный рисунок из серебра мли мельхиора хорошо сочетается с текстурой дерева.

Рис. 6. Деталь дверей Суздальского собора XIII в

Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум