Типовые структурные схемы ТСП

Категория:
Эргономика


Типовые структурные схемы ТСП

Структурные схемы конкретных ТСП определяются в первую очередь их назначением, принятым йетодом подготовки и спецификой СЧМ, для обслуживания которой готовятся операторы. Несмотря на большую вариативность указанных факторов, для любого вида ТСП является обязательным наличие определенных узлов и звеньев. Совокупность таких узлов и звеньев совместно со средствами, обеспечивающими их взаимодействие, составляет типовую структурную схему ТСП.

Из предыдущего параграфа следует, что главной задачей ТСП является обеспечение обучаемых таким объемом управляющей информации, который способствовал бы быстрому и качественному овладению своей специальностью. В связи с этим при обосновании структурной схемы ТСП необходимо в первую очередь учесть информационные аспекты трудовой деятельности операторов СЧМ. Нет необходимости рассматривать каждую специальность отдельно. Для установления общности и отличий в деятельности операторов по информационному признаку достаточно остановиться на анализе особенностей переработки информации на уровне подкласса.

Исследования показывают, что в деятельности специалистов почти всех подклассов операторного и оперативного классов с точки зрения переработки информации настолько много общего, что для их подготовки можно с успехом применять ТСП, построенные по единой структурной схеме. Несколько особое место в классификации занимает подкласс «игровых» специальностей. Особенность деятельности этих специальностей заключается в том, что она включает в себя обобщение и анализ информации для выделения наиболее главных признаков ситуаций и принятия по ним решения.

Для деятельности специалистов эвристического подтипа характерным является больший удельный вес творческих, мыслительных oпeраций даже по сравнению со специалистами «игрового» подкласса. При этом процесс принятия решения у них часто протекает в условиях неполной (недостаточной) или избыточной, а иногда и ложной информации.

Рис. 1 Структурная схема специальностей с учетом особенностей переработки информации

Основываясь на изложенном, можно считать, что для информационных специальностей должны создаваться два типа ТСП: для подготовки специалистов операторного профиля — операторские ТСП; для подготовки специалистов «игрового» и эвристического профилей — «игровые» ТСП.

Как известно, решение проблемы обучения заключается в обеспечении оптимального функционирования замкнутой системы: объект изучения — обучаемый — обучающий. Качество функционирования такой системы во многом определяется возможностями ТСП в создании требуемой информационной модели объекта изучения и обеспечении его звеньев необходимыми обратными связями, гарантирующими эффективное протекание процесса подготовки.

Исходя из этого, в общем случае структурная схема ТСП должна содержать средства воспроизведения информационной модели и рабочие места обучаемого и обучающего.

Информация о качестве работы проходящего подготовку оператора является для него частью обучающей информации. Цепи прохождения этой информации составляют первый контур управления процессом подготовки. Этот контур существует всегда, независимо от характера деятельности оператора и конструктивных особенностей его рабочего места.

При разработке й создании ТСП не следует допускать отличий в форме и содержании обучающей информации, циркулирующей в первом контуре, от реальной, так как в противном случае оператор в процессе обучения будет «приспосабливаться» к одному потоку информации, а в реальной деятельности столкнется с другим. Иначе говоря, первый контур управления не должен содержать информационных средств и средств контроля и анализа, отличающихся от штатных, размещенных на реальном рабочем месте.

Процесс подготовки с использованием только первого контура управления целесообразен в тех случаях, когда обучаемый располагает достаточным объемом знаний и способен самостоятельно устранять или минимизировать имеющиеся в его работе ошибки. Как правило, это характерно для этапа тренировки.

В тех случаях, когда оператор не раеполагает требуемым объемом знаний, что характерно для этапа обучения, необходим второй контур управления, включающий в себя обучающего и дополнительные средства контроля.

Для функционирования второго контура управления обучающий и обучаемый должны располагать необходимым объемом информации, характеризующей качество работы обучаемого. Чтобы получить такую информацию, необходимо иметь специальную аппаратуру контроля и анализа работы обучаемого, которая должна фиксировать допускаемые им ошибки и незамедлительно предъявлять их обучающему.

В зависимости от хода подготовки обучающий выбирает метод управления этим процессом («подсказка» голосом или с помощью специальной аппаратуры, подключаемой к менее загруженному анализатору обучаемого, о характере ошибочных действий и т. д.). Эффективность «подсказки» зависит от содержащейся в ней информации и момента ее предъявления.

Рис. 2. Обобщенная типовая структурная схема ТСП

Кроме выдачи информации обучаемому о характере ошибок в его работе, управление процессом подготовки предусматривает выбор

Рис. 3. Вариант структурной схемы «игровых» ТСП

и регулирование потока упражнении зависимости от успешности реализации программы подготовки. Эта задача управления решается с помощью моделирующего устройства, формирующего информационные модели, для отработки конкретных упражнений. По существу схема, представленная на рис. 10.5, является обобщенной типовой структурной схемой технических средств подготовки специалистов операторного профиля.

Таким образом, в состав структурной схемы ТСП этого типа должны входить следующие элементы: 1) моделирующее устройство (в ряде случаев оно называется устройством формирования учебных информационных моделей); 2) рабочее место обучаемого; 3) рабочее место обучающего; 4) аппаратура автоматизированного контроля и анализа качества работы обучаемого.

Рис. 4. Обобщенная типовая структурная схема «игрового» ТСП

Что касается «игровых» ТСП, то с их помощью следует готовить специалистов, призванных решать конфликтные и эвристические задачи. В решении задач этого класса принимают участие две и более противодействующие системы (стороны). Каждая из них стремится парировать действие другой, вырабатывая и применяя при этом такую тактику, которая позволяет получить максимальный выигрыш в эффективности использования управляемой ею СЧМ*.

Указанные обстоятельства приводят к необходимости включения в структурную схему «игровых» ТСП третьего контура управления, одним из элементов его должен быть оператор противодействующей системы, в качестве которого может выступать либо опытный специалист (в том числе и обучающий), либо проходящий подготовку представитель противодействующей системы.

Наиболее общий случай структурной схемы «игровых» ТСП представляет совокупность двух ТСП специалистов операторного профиля с добавлением устройств оценки поведения и результатов использования управляемых- систем. Эти устройства, оценивая результаты использования и взаимного противодействия СЧМ, должны управлять информационными моделями, воспроизводимыми на рабочих местах обучаемых.


Реклама:



Читать далее:



Статьи по теме:


Главная → Справочник → Статьи → БлогФорум